Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2010 г. по делу № А12-18937/2008

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Кулик И.В., судей Макарова И.А., Болдырева Н.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бурлуцкой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ЗАО "Бизнес-Центр" к главе Волгограда, департаменту городского хозяйства администрации Волгограда
о признании недействующими распоряжений
с участием третьих лиц:
администрации Волгограда, территориального общественного самоуправления "Содружество", Управления внутренних дел г. Волгограда, отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел Тракторозаводского района г. Волгограда, прокуратуры Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Т.А.А., представитель по доверенности <...>;
от администрации Волгограда - А.А.В. представитель по доверенности <...>;
от департамента городского хозяйства администрации Волгограда - К.В.В. представитель по доверенности <...>;
от ОГИБДД ОВД Тракторозаводского района - И.А.В., представитель по доверенности <...>;
от УВД г. Волгограда - С.А.С. представитель по доверенности <...>;
от ТОС "Содружество" - С.А.В. представитель по доверенности <...>;
от прокуратуры Волгоградской области - Б.Э.О., помощник прокурора области, служебное удостоверение.

установил:

ЗАО "Бизнес-Центр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим распоряжения главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении транспортных средств", полагая его противоречащим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2009 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено производство по делу № А12-18937/2008 по заявлению закрытого акционерного общества "Бизнес-Центр" о признании не действующим нормативного правового акта - распоряжения главы Волгограда от 28.10.2008 года № 1257-р "О временном ограничении транспортных средств" с указанием на то, что оспариваемое распоряжение не соответствует признакам нормативного акта и не нарушает прав заявителя.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2009, определение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2009 отменено, дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, заявитель, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил требования и просил также признать недействующими распоряжения главы Волгограда от 14.01.2009 № 9-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", от 17.03.2009 № 178-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2009 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.08.2009 по делу № А12-18937/2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом в нарушение абзаца 1 части 5 статьи 170 АПК РФ фактически не были рассмотрены требования (уточненные) в отношении двух последних нормативных актов.
Помимо оспаривания названных распоряжений главы Волгограда Общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим нормативного акта - распоряжения департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 10.06.2009 № 79-п "О временном ограничении транспортных средств".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.08.2009 по делу № А12-12034/2009 в удовлетворении заявления Общества отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2009 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17.08.2009 по делу № А12-12034/2009 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При новом рассмотрении определением от 24.11.2009 дела № А12-18937/2008 и А12-12034/2009 объединены в одно производство по делу с присвоением ему статистического номера А12-18937/2008.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2009 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.05.2010 определение Арбитражного суда Волгоградской области суда о прекращении производства по делу от 09.12.2009 отменено со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 12.07.2006 № 182-О, и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2010 № 12939/09. Дело направлено для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Волгоградской области.
В судебном заседании 05.08.2010 представитель заявителя поддержал заявленные требования. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением процедуры и порядка, установленных для принятия такой категории нормативно-правовых актов, так как нарушено правило их опубликования и введения в действие, что не соответствуют Уставу города-героя Волгограда. Также оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы и не соответствуют требованиям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Администрация Волгограда, департамент городского хозяйства администрации Волгограда, территориальное общественное самоуправление "Содружество", Управление внутренних дел по городу Волгограду, отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел Тракторозаводского района г. Волгограда, прокуратура Волгоградской области считают заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что заявленные ЗАО "Бизнес-Центр" требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств" ограничено движение транспортных средств по улице Калужской и улице Переяславской с 01.11.2008 по 31.12.2008.
Распоряжением предусмотрено, что в период действия временного ограничения движения транспортных средств, проезд транспортных средств осуществляется по местным проездам от 2-ой Продольной магистрали вдоль промышленной зоны с выходом к пересечению ул. Калужской с проездом к базе "Машхимторг".
В соответствии с распоряжением главы Волгограда от 14.01.2009 № 9-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств" срок временного ограничения движения транспортных средств установлен с 01.11.2008 по 01.03.2009.
Из распоряжения главы Волгограда от 17.03.2009 № 178-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств" усматривается, что срок действия первоначального распоряжения вновь изменен - с 01.11.2008 по 01.05.2009.
Временное ограничение движения транспортных средств на улице Калужской и улице Переяславской в период с 12.06.2009 по 12.08.2009 установлено распоряжением департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 10.06.2009 № 79-п "О временном ограничении движения транспортных средств", которым также предусмотрено, что в период действия временного ограничения движения транспортных средств проезд транспортных средств осуществляется по местным проездам от 2-ой Продольной магистрали вдоль промышленной зоны с выходом к пересечению ул. Калужской с проездом к базе "Машхимторг".
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно статьи 7 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362 (зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Южному федеральному округу 06.03.2006 № RU3430100002006001), муниципальные правовые акты Волгограда, носящие нормативный правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы (обнародованы) для всеобщего сведения и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в порядке, установленном городской Думой, если муниципальным правовым актом Волгограда, носящим нормативный правовой характер, не предусмотрено иное. Неопубликованные (необнародованные) муниципальные правовые акты Волгограда, носящие правовой характер, применению не подлежат.
В соответствии с Положением об опубликовании муниципальных правовых актов Волгограда, утвержденным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 16.11.2005 № 22/436/2301, официальным средством массовой информации, публикующим муниципальные правовые акты Волгограда органов местного самоуправления, является газета "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Судом установлено, что оспариваемые заявителем нормативные правовые акты в установленном законом порядке опубликованы не были.
В представленной в суд администрацией Волгограда газете "Городские вести" за 24.03.2009 № 30 (т. 13, л.д. 61) (подлинник обозревался судом в судебном заседании 22.07.2010), имеется лишь краткое сообщение о временном ограничении движения транспортных средств до 1 мая 2009 года по ул. Калужской и ул. Переяславской в Тракторозаводском районе г. Волгограда. При этом, в указанном сообщении отсутствуют ссылки на то, что данное ограничение движение транспортных средств принято в соответствии с распоряжением главы Волгограда от 17.03.2009 № 178-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", а также полный текст оспариваемого распоряжения.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в своем постановлении от 18.05.2010 указал, что суду, с учетом разъяснения пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", необходимо дать правовую оценку тому факту, что оспариваемые распоряжения надлежащим образом не опубликованы. Аналогичное указание содержалось и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2009 по делу № А12-12034/2009, которое объединено с настоящим делом.
Согласно части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указания кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду необходимо выяснить порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Из материалов дела следует, что оспариваемые распоряжения изданы в пределах компетенции должностных лиц органа местного самоуправления.
Судом установлено, что при принятии оспариваемых правовых актов нарушены требования действующего законодательства о порядке их опубликования, что в соответствие с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", является безусловным основанием для признания судом оспариваемых распоряжений недействующими, без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемых актов.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования закрытого акционерного общества "Бизнес-Центр" удовлетворить.
Признать не действующими и не соответствующими части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 3 статьи 7 Устава города-героя Волгограда: распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", распоряжение главы Волгограда от 14.01.2009 № 9-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", распоряжение главы Волгограда от 17.03.2009 № 178-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", распоряжение департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 10.06.2009 № 79-п "О временном ограничении движения транспортных средств".
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий судья
И.В.КУЛИК

Судьи
И.А.МАКАРОВ
Н.Ю.БОЛДЫРЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 05.08.2010 по делу № А12-18937/2008
<О признании недействующими распоряжений главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", от 14.01.2009 № 9-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", от 17.03.2009 № 178-р "О внесении изменений в распоряжение главы Волгограда от 28.10.2008 № 1257-р "О временном ограничении движения транспортных средств", распоряжения департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 10.06.2009 № 79-п "О временном ограничении движения транспортных средств">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru