Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2009 г. по делу № А33-8099/2008

Арбитражный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Е.В. Севастьяновой,
судей: Раздобреевой И.А., Шайхутдинова Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания"
к администрации г. Норильска в лице территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса
о признании нормативного правового акта - решения территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса от 27.11.2007 № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки на 2008 год" не действующим полностью и не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса",
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Красноярского края - Балыковой Е.С., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края (удостоверение),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 04.03.09, изготовлении полного текста мотивированного решения 04.03.09,

установил:

открытое акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (далее - общество, заявитель, ОАО "НТЭК") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации г. Норильска в лице территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса о признании нормативного правового акта - решения территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса от 27.11.2007 № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки на 2008 год" не действующим полностью и не соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Решением суда первой инстанции от 25.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.12.2008 решение суда первой инстанции отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Прокурор в судебном заседании поддержал позицию заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" зарегистрировано Инспекцией ФНС по г. Норильску 01.06.2005 г.
Согласно Уставу общества, одним из видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг и прочих услуг в соответствии с условиями заключаемых договоров.
22.11.2007 территориальной комиссией администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса принято решение № 25 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск на 2008 год".
Названное решение опубликовано в газете "Заполярная правда" № 181 от 01.12.2007.
Пунктом 1 решения установлен тариф на услуги водоснабжения для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск в размере 10,81 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Согласно пункту 2 названного решения тариф, установленный в пункте 1 решения, действует с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
27.11.2007 территориальной комиссией администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса принято решение № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки на 2008 год".
Названное решение опубликовано в газете "Заполярная правда" № 181 от 01.12.2007.
Пунктом 1 решения установлен тариф на услуги водоснабжения для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки в размере 6,90 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Согласно пункту 2 названного решения тариф, установленный в пункте 1 решения, действует с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Полагая, что решение № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки на 2008 год" не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, последнее обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 29, статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, если федеральным законом рассмотрение дел об оспаривании таких нормативных актов отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в арбитражный суд решений органов местного самоуправления.
Следовательно, федеральное законодательство относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов - решений органов местного самоуправления, рассмотрение настоящего спора подведомственно арбитражному суду.
Определение нормативного правового акта сформулировано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48, согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Аналогичное понятие нормативного правового акта содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 № 1082/07.
Учитывая, что оспариваемое решение устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц (не только для заявителя, но и для потребителей его услуг), рассчитанные на неоднократное применение (услуги по водоснабжению оказываются в течение 2008 года неограниченному кругу лиц, расположенных в г. Дудинке и обязанных их оплачивать) и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (между обществом и конкретными потребителями его услуг по водоснабжению), данное решение является нормативным правовым актом, в связи с чем рассмотрение дела об оспаривании названного решения регулируется главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 5 указанной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Суд приходит к выводу о том, что доводы администрации являются обоснованными на основании следующего.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 указанного Закона, регулированию подлежат в т.ч. тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения.
Статьей 2 Закона № 210-ФЗ установлены основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе, а именно:
- организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований;
- производственная программа организации коммунального комплекса - программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее также - производственная программа);
- доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса - доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
- потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители);
- финансовые потребности организации коммунального комплекса - расчетные значения объема денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса по тарифам и надбавкам, который необходим для выполнения производственной программы и (или) инвестиционной программы организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры;
- тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок установлены статьей 5 Закона № 210-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (пункт 7).
В соответствии с частью 3 названной статьи органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу части 4 указанной статьи органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Из представленных материалов (Устава ОАО "НТЭК", Положения о Таймырском обособленном подразделении (ПТЭС г. Дудинки) ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания", реестра договоров Усть-Хантайской ГЭС ОАО "НТЭК" на поставку услуг водоснабжения, реестра потребителей холодной воды по Курейской ГЭС ОАО "НТЭК" в 2007 году, справки о количестве поставленной ПТЭС ОАО "НТЭК" холодной воды абонентам г. Дудинки в 2007 году, справки о количестве поставленной холодной (питьевой) воды абонентам ОАО "НТЭК" в 2007 году, реестра потребителей ОАО "НТЭК" МО г. Норильск холодной (питьевой) воды за 2007 год, справки от 15.01.2008 № НТЭК-46/28 о количестве затраченной в 2007 году ПТЭС г. Дудинки ОАО "НТЭК" электроэнергии для оказания услуг водоснабжения, отчета о результатах использования топлива, теплоэнергии, электроэнергии по ПТЭС ОАО "НТЭК" за 2007 год, перечня потребителей электроэнергии района ТВС ПТЭС г. Дудинки ОАО "НТЭК", перечня исполнительных принципиальных схем системообразующей сети ОАО "НТЭК", перечня принципиальных однолинейных схем электроснабжения сетей 6 кВ ПТЭС ОАО "НТЭК" на 09.06.2006, отчетов о результатах использования топлива, теплоэнергии, электроэнергии по ПТЭС ОАО "НТЭК" за 2007 год), пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что заявитель, как юридическое лицо, оказывает услуги по снабжению г. Дудинки и г. Норильска холодной (питьевой) водой с помощью принадлежащей ему единой системы коммунальной инфраструктуры, частично расположенной как в границах муниципального образования г. Дудинка, так и в границах муниципального образования г. Норильск. Более 80% услуг водоснабжения, оказываемых заявителем с помощью единой системы коммунальной инфраструктуры, принадлежащей обществу, потребляют потребители г. Норильска.
Следовательно, оспариваемое решение вынесено уполномоченным органом.
Как видно из оспариваемого решения, территориальная комиссия администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса установила тариф на услуги по водоснабжению для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки в размере 6,90 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Решением территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса № 25 от 22.11.2007 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск на 2008 год" установлен тариф на услуги по водоснабжению для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории муниципального образования г. Норильск в размере 10,81 руб./куб.м. (без налога на добавленную стоимость).
Суд полагает, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на основании следующего.
В соответствии с частью 1 Закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу части 2 указанной статьи регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 названного Закона Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
На основании части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации Постановлением № 520 от 14.07.2008 утвердило Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы), разработанные в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют, в том числе принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 2 Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
Пунктом 3 Основ установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам (далее - тарифы и надбавки) должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий.
Пунктом 12 Основ установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей.
Дифференциация тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам не должна приводить к изменению размера финансирования потребностей для реализации организациями коммунального комплекса производственной и инвестиционной программ.
В случае установления для отдельных категорий потребителей тарифов и надбавок, не покрывающих расходов на производство и реализацию товаров и услуг, возмещение части недополученных доходов путем установления для других категорий потребителей тарифов и надбавок в повышенном размере не допускается.
В силу пункта 15 Основ в целях установления тарифов и надбавок организации коммунального комплекса ведут учет объемов товаров и услуг, доходов и расходов раздельно по осуществляемым видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим документом (далее - виды деятельности).
В силу статьи 8 Закона № 210-ФЗ, пункта 18 Основ для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 20 Основ при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.


Расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса (п. 21 Основ).
Финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, в том числе расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль (расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, а также внереализационных расходов), налога на прибыль и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (относимых на прибыль после налогообложения) (п. 22 Основ).
Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями (п. 23 Основ).
В силу пункта 24 Основ для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) амортизация;
5) прочие затраты.
В силу пункта 25 Основ перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическими указаниями.
Согласно пункту 26 Основ для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Пунктом 27 Основ установлено, что для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с пунктом 28 Основ в расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила) настоящие Правила определяют, в том числе порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 3 Правил организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Согласно пункту 14 Правил процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
Анализ изложенных выше норм позволяется сделать следующие выводы:
- действующим законодательством предусмотрена возможность дифференциации тарифов с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг для различных категорий потребителей,
- указанные выше нормативно-правовые акты не содержат перечня категорий потребителей и не устанавливают критерии отнесения потребителей к какой-либо категории,
- установление тарифа на водоснабжение для организации носит индивидуальный характер и зависит от экономически обоснованных затрат на эти услуги,
- при установлении тарифов, надбавок к тарифам регулирующими организациями должны быть учтены финансовые потребности организаций коммунального комплекса (расходы) при реализации ими соответствующих товаров, услуг,
- при оказании услуг одной организацией коммунального комплекса различным категориями потребителей (например, осуществляющим свою деятельность, проживающим на территории различных муниципальных образований) ее затраты (расходы) на производство и реализацию товаров и услуг названным категориям потребителей могут быть различными, соответственно тарифы, надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса для указанных потребителей могут быть разными.
Из экономических заключений по расчету тарифа на услуги по холодному водоснабжению на 2008 год для г. Норильска и г. Дудинки следует, что регулирующим органом (рабочей группой) определены затраты общества "НТЭК" по предоставлению услуг водоснабжения для г. Норильска в размере 651 668 000 руб., а для г. Дудинки - 55 207 000 руб., себестоимость услуг за 1 куб.м. в г. Норильске составляет 10,30 руб., а в г. Дудинке - 6,57 руб.
Из представленных заявителем пояснений следует, что разница в себестоимости оказываемых обществом услуг в г. Норильске и г. Дудинке обусловлена тем, что территория г. Дудинки обслуживается структурным подразделением общества "НТЭК" (ПТЭС г. Дудинки) с дислокацией данного подразделения в г. Дудинке без взаимосвязи трубопроводов с г. Норильском, при том, что организация и является единым комплексом (совокупность линий электропередач, иных трубопроводов и объектов). Холодная вода не поставляется из г. Норильска в г. Дудинку, а добывается непосредственно в г. Дудинке. В г. Норильске у общества "НТЭК" имеется едина система трубопроводов, соединяющих г. Норильск с районами Талнах и Кайеркан, расстояние между г. Норильском и районами Талнах и Кайеркан составляет около 30 км, водозабор происходит во всех трех населенных пунктах. На участке между г. Дудинкой и г. Норильском имеется только единая система электропередачи.
Следовательно, основания для установления единого тарифа для потребителей, осуществляющих свою деятельность, проживающих на территории указанных муниципальных образований, у регулирующего органа отсутствовали.
Кроме того, частью 2 статьи 4 Закона № 210-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы могут быть изменены федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации.
В силу части 3 названной статьи органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Указанные предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей. Указанные предельные индексы могут устанавливаться на срок более одного года. Досрочный пересмотр утвержденных предельных индексов допускается по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение (пункт 7).
В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Согласно пункту 51 Основ предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учетом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
В соответствии с пунктом 52 Основ предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
В силу пункта 53 Основ предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Пунктом 13 названных выше Правил установлено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Анализ изложенных выше норм позволяет сделать выводы о том, что:
- предельные индексы применяются в том случае, если ранее в отношении организации осуществлялось регулирование тарифов,
- в случае, если регулирование уполномоченными органами, в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации, ранее не осуществлялось (например, тариф устанавливается впервые), необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг соответствующей организацией.
Из материалов дела следует, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 № 68-э/5 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, на 2008 год, в том числе по Красноярскому краю индекс изменения тарифов составил 114,2% (приложение № 1).
Приказом департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. № 10-т установлены предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по муниципальным образованиям Красноярского края на 2008 год.
Согласно п. 61.1 приложения № 1 к Приказу департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. № 10-т предельный индекс минимально возможного изменения тарифа для г. Дудинки составляет 135,9%, предельный индекс максимально возможного изменения тарифа для г. Дудинки составляет 137,2%.
Как следует из материалов дела, ранее тарифы на услуги водоснабжения в отношении заявителя регулировались, следовательно, экономического обоснования при принятии оспариваемого решения не требовалось.
Из представленных документов, в том числе экономического заключения от 27.11.2007 по расчету тарифа на услуги систем холодного водоснабжения по г. Дудинке для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на 2008 год, следует, что в 2007 году для ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки действовал тариф на услуги по водоснабжению в размере 5,02 руб./куб.м. Себестоимость услуг за 1 куб.м. в г. Дудинке в 2008 году составляет 6,57 руб.
Таким образом, из представленных документов и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что ранее действующий установленный тариф, принимая во внимание себестоимость услуг в 2008 году в г. Дудинке, увеличен с учетом предельного индекса максимально возможного изменения тарифа для г. Дудинки. У территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса отсутствовали правовые основания для увеличения тарифа выше максимально возможного изменения (137,2%), предусмотренного органом регулирования субъекта Российской Федерации. Установление тарифа в размере, превышающем 6,90 руб./куб.м., противоречило бы требованиям статьи 5 Закона № 210-ФЗ, положениям указанных выше иных нормативно-правовых актов.
Довод заявителя о том, что ссылка на применение при установлении тарифа максимальных предельных индексов является неправомерной, поскольку предметом заявления не является экономическая обоснованность тарифа на услуги водоснабжения, не может быть принят судом во внимание.
Как указывалось выше, в соответствии с частью 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В связи с изложенным, суд полагает, что проверка тарифа на предмет соответствия индексу изменения тарифа за услуги водоснабжения является правомерной.
Довод заявителя о том, что поскольку часть 3 статьи 5 Закона № 210-ФЗ не может быть однозначно истолкована, при толковании данной нормы необходимо применять аналогию закона, суд находит несостоятельным.
Частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Суд полагает, что в данном случае основания для применения аналогии закона отсутствуют, поскольку рассматриваемые отношение прямо урегулированы Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
Довод общества "НТЭК" о том, что толкование части 3 статьи 5 Закона, в соответствии с которым возможно установление для каждого муниципального образования различного тарифа для организации, оказывающей услуги в сфере водоснабжения при помощи единой системы коммунального комплекса, в предусмотренном данной правовой нормой случае, противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", суд находит необоснованным, поскольку оспариваемое решение вынесено администрацией г. Норильска в пределах полномочий, предоставленных статьей 5 Федерального закона № 210-ФЗ и в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520. Решением № 44 от 27.11.2007 тариф установлен не для муниципального образования, как указывает заявитель, а для организации на территории г. Дудинки.
Довод заявителя о том, что поскольку услуги по водоснабжению потребителям г. Дудинки и г. Норильска оказываются обществом "НТЭК" при помощи единой системы коммунальной инфраструктуры, тариф так же должен быть установлен единый для организации в целом, суд находит противоречащим указанным выше положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
Довод заявителя о том, что из содержания части 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ следует, что орган регулирования муниципального образования устанавливает единый тариф для организации коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, а не для конкретных муниципальных образований, в пределах которых осуществляет свою деятельность данная организация, суд находит необоснованным.
Суд полагает, что из буквального толкования положений статьи 5 названного Федерального закона не следует, что орган регулирования муниципального образования обязан установить единый тариф для организации коммунального комплекса, обслуживающей несколько муниципальных образований с помощью принадлежащей ей единой системы коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории указанных муниципальных образований.
Довод заявителя о том, что Основами ценообразования допускается дифференцирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса для различных потребителей с учетом различий в стоимости производства и реализации товаров и услуг, однако в Основах ценообразования отсутствует прямое указание на то, что категории потребителей товаров и услуг в сфере коммунального комплекса могут дифференцироваться в зависимости от территории, на которой они осуществляют свою деятельность (проживают), судом отклоняется. Отсутствие в Основах ценообразования прямого указания на то, что категории потребителей товаров и услуг в сфере коммунального комплекса могут дифференцироваться в зависимости от территории, на которой они осуществляют свою деятельность (проживают), не свидетельствует о том, что дифференцирование потребителей по указанному критерию невозможно.
Довод заявитель о том, что тариф на водоснабжение, установленный для потребителей г. Дудинки, не покрывает расходов заявителя на производство и реализацию услуг в сфере водоснабжения в г. Дудинке, возмещение части недополученных доходов общества "НТЭК производится за счет других потребителей, находящихся в городе Норильске; установленный оспариваемым решением тариф привел к уменьшению размера финансирования потребностей для реализации обществом "НТЭК производственных и инвестиционных программ в г. Норильске, судом отклоняется как необоснованный. Каких-либо документов, подтверждающих указанные обстоятельства, заявитель не представил.
Учитывая изложенное выше, суд полагает, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - Федеральному закону № 210-ФЗ, Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания".
Признать решение территориальной комиссии администрации г. Норильска по регулированию тарифов и надбавок на услуги организаций коммунального комплекса от 27.11.2007 № 44 "Об установлении тарифов на услуги систем водоснабжения для открытого акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" на территории г. Дудинки на 2008 год" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520.
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи
И.А.РАЗДОБРЕЕВА
Е.М.ШАЙХУТДИНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.06.2009 № А33-8099/08-Ф02-2064/09 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2009 № А33-8099/2008
<Оспариваемый нормативный правовой акт признан соответствующим закону, поскольку орган муниципального образования вправе установить различный тариф для организации коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, обслуживающей несколько муниципальных образований с помощью принадлежащей ей единой системы коммунальной инфраструктуры, расположенной на территории указанных муниципальных образований>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru