Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 июня 2010 г. по делу № А79-4301/2010

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Стройсфера"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
о признании недействительным решения налогового органа от 26.02.2010 г. № 14-11/77,
при участии:
от заявителя - представителя Н.Н. по доверенности от 11.03.2010, представителя Н.Г. по доверенности от 16.06.2010,
от налогового органа - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела Т. по доверенности от 02.02.2010 № 05-22/52, государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № 4 К. по доверенности от 15.06.2010 г. № 05-22/502,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройсфера" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании недействительным решения налогового органа от 26.02.2010 № 14-11/77 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 839 432 руб., решения Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республики от 19.04.2010 № 05-13/85.
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просил признать недействительным решение налогового органа от 26.02.2010 № 14-11/77 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшив размер штрафных санкций.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает ходатайство об уточнении заявленных требований.
Представители заявителя в судебном заседании пояснили, что решение налогового органа в части определения размера штрафа за совершение налогового правонарушения является незаконным по следующим обстоятельствам. Пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ предусматривает уменьшение размера штрафа не меньше чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства. Однако налоговым органом при определении размера штрафа не были приняты во внимание смягчающие ответственности обстоятельства. Считают, что при определении размера штрафных санкций необходимо учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств такие обстоятельства как: тяжелое финансовое положение общества, наличие в течении всего проверяемого периода времени картотеки по расчетным счетам, наличие большой дебиторской, в том числе просроченной, задолженности и ее рост на протяжении всего проверяемого периода времени, убыточность производства. Так же просили учесть в качестве обстоятельства смягчающего ответственность общества социальную значимость деятельности общества, занятость в деятельности общества 154 работников, производственный характер деятельности общества в строительном секторе. Общество принимает меры к погашению имеющейся задолженности по налогам. В отношении общества введена процедура банкротства - наблюдение, в ходе которой общество надеется восстановить свою платежеспособность в полном объеме погасив все имеющиеся задолженности. Взыскание штрафных санкций в полном объеме приведет к банкротству общества.
На основании изложенного просили признать недействительным решение налогового органа от 26.02.2010 № 14-11/77 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации, применив смягчающие вину обстоятельства.
Представители налогового органа заявленные требования не признали, возражали против применения смягчающих вину обстоятельств по делу. Суду пояснили, что общество является недобросовестным налогоплательщиком, систематически не исполняющим обязанности по уплате налогов. Ранее общество привлекалось к ответственности за совершение аналогичного правонарушения решением ИФНС России по г. Чебоксары от 03.02.2009 № 14-11/53. Считают, что отягчающим ответственность обстоятельством является и особая правовая природа налога на доходы физических лиц, а именно тот факт, что в отношении налога на доходы физических лиц общество является налоговым агентом, а не налогоплательщиком. Тем самым выплачивая заработную плату сотрудникам и удерживая из нее налог на доходы физических лиц, но не перечисляя его в бюджет общество тем самым удерживает денежные средства ему не принадлежащие. До настоящего времени удержанная из заработной платы сотрудников сумма налога на доходы физических лиц за проверяемы период обществом не уплачена.
Исходя из вышеизложенного полагают, что в отношении общества не могут быть применены смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей сторон по делу, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с действующим законодательством ООО "Стройсфера" является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройсфера" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Чебоксары 01.12.2005.
Как следует из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исполнения обязанностей налогового агента по удержанию, полноты исчисления и своевременности перечисления удержанных сумм налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2008 г. по 31.11.2009 г.
По результатам проверки составлен акт от 22.01.2010 № 14-11/15дсп.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие удерживая налог на доходы физических лиц не своевременно и не в полном объеме перечисляло его в бюджет. Задолженность по налогу на доходы физических лиц за проверяемый период составила 4 197 163 руб.
Решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 26.02.2010 № 14-11/77 ООО "Стройсфера" привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 839 432 руб., так же обществу предложено уплатить налог на доходы физических лиц в размере 4 197 163 руб., пени по состоянию на 26.02.2010 по налогу на доходы физических лиц в размере 502 917 руб.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республики с жалобой на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 26.02.2010 № 14-11/77. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 19.04.2010 № 05-13/85 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 26.02.010 № 14-11/77 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, жалоба общества без удовлетворения.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 26.02.2010 № 14-11/77 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 839 432 руб.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что требования общества в уточненном виде подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно пункту 4 указанной статьи налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что дата фактического получения дохода в денежной форме определяется как день выдачи дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
В силу пунктов 1 и 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, общество удержало налог на доходы физических лиц с выплаченной им заработной платы, но не перечислило его в бюджет. Задолженность за проверяемый период по налогу на доходы физических лиц составляет 4 197 163 руб.
Доказательств отсутствия реальной возможность уплатить данный налог в бюджет, заявитель, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Статья 123 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 20% от суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.
При сумме не уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 4 197 163 руб. общество обоснованно подвергнуто штрафу в сумме 839 432 руб. на основании данной статьи.
Проверив порядок привлечения общества к налоговой ответственности, суд находит его соблюденным.
Одновременно суд считает, что налоговым органом при определении размера штрафа не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Одним из принципов привлечения лица к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Поэтому в силу налогового законодательства при назначении наказания налоговые органы и суд обязаны учитывать смягчающие обстоятельства.
Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что смягчающими обстоятельствами являются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Перечень обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика, приведенный в статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации не является исчерпывающим.
В пункте 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей за совершение налогового правонарушения.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Принимая во внимание отсутствие неблагоприятных последствий для бюджета, признание вины обществом в совершение налогового правонарушения, тяжелое финансово-хозяйственное положение общества, введение в ООО "Стройсфера" процедуры банкротства - наблюдение, социальную и производственную значимость деятельности общества, принятие обществом мер к погашению имеющейся задолженности по налогам, а также учитывая принципы справедливости и соразмерности при назначении наказания, суд считает возможным признать данные обстоятельства смягчающими ответственность и уменьшить размер штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса РФ до 240 000 руб.
Суд отклоняет довод Инспекции о невозможности применения в рассматриваемом случае смягчающих обстоятельств ввиду наличия в действиях налогоплательщика отягчающих вину обстоятельств, а именно неоднократности привлечения к налогового ответственности, поскольку из системного толкования статей 101, 106, 108, 110, 112 Кодекса следует, что при производстве по делу о налоговом правонарушении в решении налогового органа о привлечении к налоговой ответственности должны быть установлены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства, влияющие на степень ответственности.
Более того, статья 114 Кодекса не содержит запрета на уменьшение налоговой санкции при одновременном наличии в деянии субъекта налогового правонарушения отягчающих и смягчающих вину обстоятельств.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с налогового органа судом не рассматривается, поскольку Инспекция освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, а заявителю при принятии заявления к производству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 26.02.2010 г. № 14-11/77 недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 599 432 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением от 01 июня 2010 г. отменить после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда ЧР от 16.06.2010 по делу № А79-4301/2010
<Об удовлетворении заявления о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары недействительным в части привлечения к налоговой ответственности за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru