Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 г. № 404

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
НА 2010 - 2015 ГОДЫ

В соответствии с постановлением Администрации края от 29.09.2006 № 404 "Об утверждении порядка разработки и реализации краевых целевых программ" постановляю:
Утвердить краевую целевую программу "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы (прилагается).

Губернатор Алтайского края
А.Б.КАРЛИН





КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"
НА 2010 - 2015 ГОДЫ

1. Характеристика проблемы и обоснование
ее решения программными методами

Работа по демографическому развитию региона строилась в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 16.04.2002 № 204 "О плане первоочередных мероприятий на 2002 - 2003 годы по реализации в Алтайском крае Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г." и законом Алтайского края от 10.10.2008 № 94-ЗС "Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008 - 2015 годы". В соответствии с основными целями и задачами демографического развития в части укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи определялись ключевые направления реализуемой в Алтайском крае социальной политики в интересах семьи, охраны материнства и детства.
В рамках этих направлений разработаны и выполняются более 20 социально значимых краевых и ведомственных целевых программ, в том числе краевая целевая программа "Дети Алтая" на 2007 - 2010 годы, краевая целевая программа "Молодежь Алтая" на 2007 - 2010 годы, краевая целевая программа "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007 - 2010 годы, ведомственная целевая программа "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2008 - 2010 годы и др. Законом Алтайского края были утверждены целевые программы в области здравоохранения на 2007 - 2011 годы, на выполнение которых на весь период выделено 749,5 млн. рублей. Действуют целевые программы в области образования, принятые для поддержки детей, укрепления их здоровья, совершенствования воспитания и образования. Сохранена и развивается система государственных и муниципальных учреждений всех отраслей социальной сферы. Краевой бюджет является социально направленным, более половины его средств идет на реализацию социальной политики, развитие социальной сферы края.
Заметный вклад в развитие отраслей социальной сферы, особенно здравоохранения, образования, напрямую влияющих на изменение демографической ситуации, внесли приоритетные национальные проекты. Улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования. Существенно обновился парк автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов. Укрепился кадровый потенциал этих отраслей.
В результате принимаемых мер в демографической ситуации Алтайского края сложились некоторые позитивные изменения.
Уровень рождаемости за период с 2005 по 2009 годы вырос на 20,3 процента (с 10,3 промилле до 12,4 промилле). Число родившихся в 2009 году увеличилось на 4642 (на 17,6% по сравнению с 2005 годом). Показатель общей смертности снизился на 14,4 процента (с 16,7 промилле в 2005 г. до 14,3 в 2009 г.). Число умерших в 2009 г. сократилось в сравнении с 2005 г. на 6724 человека. Смертность трудоспособного населения снизилась на 27,1 процента (с 8,7 в 2005 г. до 6,34 в 2009 г. на 1 тыс. человек населения трудоспособного возраста). Число умерших трудоспособных граждан в 2009 г. сократилось в сравнении с 2005 г. на 3,5 тысячи человек.
Заметным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения. Показатель естественного прироста вырос в 3,4 раза (с - 6,4 промилле в 2005 г. до - 1,9 в 2007 г.). Убыль населения за счет процессов естественного движения сократилась на 11366 чел. Коэффициент превышения числа умерших над родившимися снизился с 1,6 (2005 г.) до 1,15 (2009 г.). Показатель младенческой смертности уменьшился с 11,5 (2005 г.) до 9,0 (2009 г.) на 1 тысячу детей, родившихся живыми. Число детей, умерших на первом году жизни, сократилось на 30.
Но в целом демографическая ситуация в Алтайском крае остается напряженной. В настоящее время в регионе проживают 2490,7 тыс. человек (1,8 процента всего населения России). С 1996 года происходит постоянное сокращение абсолютной численности населения Алтайского края (за 2005 - 2009 годы на 68,8 тыс. чел.). Изменение указанной численности населения - результат взаимодействия процессов естественного воспроизводства и миграции.
Основной демографической проблемой в Алтайском крае является сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью (за счет превышения смертности над рождаемостью). Показатель естественной убыли населения в 2009 году - 1,9 промилле, что превышает среднероссийский уровень (- 1,8 промилле). Показатель рождаемости в 2009 году составил 12,4 промилле и был самым низким в Сибирском федеральном округе. Регистрируемые показатели свидетельствуют о том, что уровень рождаемости в Алтайском крае не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. В 2009 году уровень рождаемости возрос по сравнению с 2008 годом на 1,6 процента и достиг показателей Российской Федерации (12,4 промилле). По данным 2009 г. младенческая смертность в Алтайском крае (9 промилле) превышает среднероссийский показатель (8,2%) на 9,7% и занимает 6-е ранговое место среди субъектов Сибирского федерального округа (выше, чем в Кемеровской, Новосибирской, Омской областях, Забайкальском крае, Республиках Хакасия и Бурятия). Основными причинами младенческой смертности в 2009 году были болезни и состояния, возникающие в перинатальном периоде (59,2%), врожденные аномалии развития (21,3%) и несчастные случаи, травмы и отравления (6,9%). Уровень младенческой смертности в сельской местности (10,2 промилле) существенно выше, чем в городской (7,8 промилле).
За последние десять лет почти в два раза увеличилось количество женщин с патологией репродуктивной системы, что отразилось на здоровье беременных женщин. Каждая вторая беременная женщина в настоящее время страдает хронической анемией, каждая четвертая имеет патологию почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне идет рост осложнений у женщин при беременности, а также рост заболеваемости новорожденных. Наблюдается высокий уровень материнской смертности (42,1 на 100 тыс. детей, рожденных живыми), который существенно превышает таковой в Сибирском федеральном округе (29,6 на 100 тыс. детей, рожденных живыми). Растет число различных осложнений при родах, в 2009 году только 1/4 всех родов зарегистрированы как нормальные. Потери от преждевременной и младенческой смертности в наибольшей степени снижают показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Этот показатель составил в 2008 г. для обоих полов в целом 67,52 года: у женщин - 73,79 года, у мужчин - 61,52 года.
Негативное влияние на репродуктивное здоровье населения оказывают неблагоприятные условия труда. На работах с вредными и тяжелыми условиями труда занято более 46 тысяч женщин, что обусловливает высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и ведет к росту профессиональных заболеваний.
Смертность населения как общая, так и преждевременная, в основном обусловлена тремя классами причин: болезнями системы кровообращения, несчастными случаями, травмами и отравлениями (насильственные или внешние причины) и онкологическими заболеваниями. В 2009 году на эти причины приходилось 83,3% всех умерших и 76,9% умерших в трудоспособном возрасте. Несчастные случаи, отравления, травмы составляют в структуре общей смертности более 12%, также они являются ведущей причиной смертности трудоспособного населения (более 33%).
Депопуляция населения обусловливается и низким уровнем доходов жителей Алтайского края, в том числе имеющих детей. По состоянию на 1 января 2010 года органами социальной защиты населения выплачивается ежемесячное пособие более чем на 2/3 несовершеннолетних детей, проживающих в Алтайском крае. В силу объективных обстоятельств не сокращается число социальных сирот. В Алтайском крае по итогам 2009 года учтено 11647 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно выявляется более двух тысяч таких детей (за 2009 год - 2073 ребенка). Продолжают воспитываться в детских интернатных учреждениях 2238 детей, лишенных родительского попечения. С целью профессионального сопровождения устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, развития механизмов мониторинга и контроля пребывания детей в замещающих семьях на территории края действуют три центра по сопровождению, созданные на базе реорганизованных детских домов: краевой "Семья плюс" и два окружных - Крутихинский и Рубцовский.
На демографическую ситуацию влияет также и недостаток учреждений дошкольного образования. Обеспеченность местами в них в Алтайском крае составила за 2009 год 60,2 процента. При этом более половины сел края не имеют учреждений, реализующих программы дошкольного образования. На учете для получения мест в детских садах в Алтайском крае состоят более 40 тысяч детей. Рост рождаемости в последние годы еще в большей мере актуализирует данную проблему.
Для улучшения демографической ситуации необходимо изменение положения женщин, имеющих детей, в сфере труда и занятости. Среди официально зарегистрированных безработных в Алтайском крае 60 процентов составляют женщины, из них каждая четвертая в возрасте 20 - 29 лет. Более 27 процентов безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, не имеют профессии (специальности). Уровень безработицы трудоспособных женщин составляет 4,8 процента и значительно превышает показатель общей безработицы по краю (3,8 процента), а женщин в возрасте 20 - 29 лет - 4,1 процента.
Требует комплексного подхода решение вопросов повышения миграционной привлекательности Алтайского края и, в конечном итоге, - обеспечение за счет этого потребностей динамично развивающейся экономики края в квалифицированной рабочей силе. До 2001 года миграционный прирост являлся источником компенсации потерь населения от естественной убыли. С 2001 года миграционный прирост сменился миграционным оттоком: ежегодно регион покидают 6 - 8 тыс. человек. За 2008 год миграционная убыль составила 4946 человек.
Следствием негативных демографических процессов является изменение половозрастной структуры населения. Численность лиц пенсионного возраста в Алтайском крае превышает численность детей в 1,3 раза. Структура населения по полу характеризуется преобладанием женщин: на 1000 женщин приходится 862 мужчины. Численный перевес женщин начинается в возрастной группе 20 - 24 года. Возрастающая доля женщин в старших возрастных группах связана, прежде всего, с более высоким уровнем продолжительности их жизни. В то же время с 2004 года численность женщин детородного возраста сократилась на 61,9 тысячи человек.
По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения края, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах, без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости население края сократится к 2025 году до 2,2 млн. человек, уменьшится ожидаемая продолжительность жизни, сократится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
В связи с вышеизложенным предстоит организовать деятельность органов государственной власти Алтайского края, направленную на перелом негативных тенденций в демографических процессах и на достижение прироста населения. Накопленный ранее опыт применения программно-целевого метода для улучшения положения семьи, женщин, детей, позитивные результаты реализации программных мероприятий, с одной стороны, а с другой - наличие нерешенных проблем в рамках реализации предыдущих целевых социально значимых программ, сложившаяся демографическая ситуация в Алтайском крае подтверждают необходимость разработки краевой целевой программы по демографическому развитию региона и организации комплексного подхода к решению демографических задач в их взаимосвязи.
С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; организацию учета региональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти и институтов гражданского общества.
Соблюдение этих принципов приведет к осуществлению мер по улучшению положения семьи, охраны отцовства, материнства, детства, к реальному позитивному изменению демографической ситуации в Алтайском крае.
Ценность и новизна данной программы, в отличие от ранее действующих, заключается в комплексности и направленности на решение конкретных задач демографического развития; в применении современных подходов и технологий при решении проблем демографии; в направленности выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых при помощи индикаторов и показателей.


+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦6.    ¦Проведение      проверок¦          ¦   ¦              ¦Государственная          ¦создание условий   труда    для¦
¦      ¦соблюдения     трудового¦          ¦   ¦              ¦инспекция     труда     в¦иностранных граждан            ¦
¦      ¦законодательства     при¦          ¦   ¦              ¦Алтайском    крае     (по¦                               ¦
¦      ¦использовании           ¦          ¦   ¦              ¦согласованию)            ¦                               ¦
¦      ¦иностранной рабочей силы¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦на   предприятиях  и   в¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦организациях края       ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦7.    ¦Обеспечение       жильем¦       0  ¦  0¦федеральный   ¦Главалтайсоцзащита       ¦решение      жилищной  проблемы¦
¦      ¦граждан, признанных    в¦          ¦   ¦бюджет        ¦                         ¦вынужденных переселенцев       ¦
¦      ¦установленном    порядке¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦вынужденными            ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦переселенцами, -        ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦участников  подпрограммы¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦"Выполнение             ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦государственных         ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦обязательств          по¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦обеспечению       жильем¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦категорий       граждан,¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦установленных           ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦федеральным             ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦законодательством"      ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦федеральной      целевой¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦программы "Жилище"    на¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦2002 - 2010 годы        ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦8.    ¦Организация   отдыха   в¦      80  ¦ 80¦федеральный   ¦Управление    Федеральной¦оздоровление детей   из   семей¦
¦      ¦оздоровительных         ¦          ¦   ¦бюджет        ¦миграционной  службы   по¦беженцев   и        вынужденных¦
¦      ¦загородных лагерях   для¦          ¦   ¦              ¦Алтайскому    краю    (по¦переселенцев                   ¦
¦      ¦детей из семей  беженцев¦          ¦   ¦              ¦согласованию)            ¦                               ¦
¦      ¦и вынужденных           ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦переселенцев            ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦      ¦Всего по VI направлению,¦      80  ¦ 80¦              ¦                         ¦                               ¦
¦      ¦в том числе             ¦          ¦   ¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦      ¦краевой бюджет          ¦       0  ¦  0¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦      ¦муниципальный бюджет    ¦       0  ¦  0¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+
¦      ¦федеральный бюджет      ¦      80  ¦ 80¦              ¦                         ¦                               ¦
+------+------------------------+----------+---+--------------+-------------------------+-------------------------------+

--------------------------------
<*> Средства предусматриваются законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<**> Дополнительные средства, необходимые для реализации программы.




Официальная публикация в СМИ:
"Алтайская правда", № 301-302, 25.09.2010


Постановление Администрации Алтайского края от 15.09.2010 № 404
"Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы"

Постановление
Краевая целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программными методами
2. Основная цель и задачи программы
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение
5. Особенности реализации программы на муниципальном уровне
6. Оценка эффективности реализации программы
7. Информационное обеспечение реализации программы
8. Система управления реализацией программы
Приложение 1. Сводные финансовые затраты
Приложение 2. Динамика важнейших целевых индикаторов эффективности реализации программы
Приложение 3. Перечень мероприятий программы
Таблица 1
Направление I "Поддержка семей с детьми"
1. Оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям; государственная поддержка многодетных семей
2. Обеспечение доступности для населения Алтайского края дошкольных учреждений и повышение качества предоставляемых ими услуг
2.1. Обеспечение возможности помещения детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования
2.2. Обеспечение качества предоставления услуг дошкольного образования
3. Укрепление института семьи, воспитание ответственного материнства и отцовства
Направление II "Укрепление здоровья семьи; развитие учреждений родовспоможения и улучшение оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов"
1. Создание условий, способствующих сокращению уровня материнской и младенческой смертности
2. Укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков
3. Укрепление здоровья семьи
4. Укрепление здоровья мужчин
Направление III "Содействие устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
1. Создание государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, воспитывающих детей данной категории; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Направление IV "Снижение смертности от предотвратимых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населения"
1. Усиление мер, направленных на сокращение уровня смертности от внешних причин
1.1. Сокращение смертности населения края от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях
2. Существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями
2.1. Сокращение смертности от отравлений алкогольной продукцией и наркотическими веществами
2.2. Снижение потерь здоровья населения от туберкулеза
2.3. Снижение потерь здоровья населения от онкологических заболеваний
2.4. Снижение потерь здоровья населения края от болезней системы кровообращения
2.5. Снижение смертности населения Алтайского края от нейрососудистых заболеваний путем создания многоуровневой системы профилактики и лечения
2.6. Обеспечение проведения гемокомпонентной терапии в учреждениях здравоохранения края, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь
2.7. Повышение доступности и качества специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи за счет формирования медицинского кластера
Направление V "Повышение уровня занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка"
1. Обеспечение занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве
Таблица 2
Направление VI "Регулируемая замещающая миграция" Эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru