Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2010 г. по делу № 543-ФАС52-Р-5,28-07/04-10

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Смирнов С.В.     - председатель    Комиссии,    заместитель    руководителя
                   управления

Михайлова Н.В.   - член   Комиссии,   главный   специалист-эксперт   отдела
                   контроля финансовых рынков, рекламы  и  недобросовестной
                   конкуренции

Гришков Д.А.     - член  Комиссии,  старший  специалист  1  разряда  отдела
                   контроля финансовых рынков, рекламы  и  недобросовестной
                   конкуренции

рассмотрев дело № 543-ФАС52-Р-5,28-07/04-10, возбужденное в отношении ЗАО "Нижегородпромстройбанк" (г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 21) по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" в части не указания в рекламном сообщении вклада "Доверие" условий, которые влияют на фактическую сумму доходов, в присутствии представителей общества: О. - по доверенности от 21.05.2010 № 147/02, Р.Л.А. - по доверенности от 21.05.2010 № 148/02,

установила:

В целях осуществления контроля за соблюдением финансовыми организациями требований рекламного законодательства специалистами Нижегородского УФАС России проведена проверка рекламных сообщений, распространяемых ЗАО "Нижегородпромстройбанк".
Установлено, что ЗАО "Нижегородпромстройбанк" заключило договор от 08.10.2009 № 65-09 ННР/СТ с ООО "Нижновреклама" на изготовление и размещение внутрисалонной рекламы (рекламных стикеров). Рекламные стикеры распространялись в ноябре 2009 года внутри салонов электротранспорта трамвайно-троллейбусных депо № 1, № 2, № 3 и содержали следующее рекламное сообщение: "ЗАО "Нижегородпромстройбанк". Вклад "Доверие" надежное вложение ваших средств. Доверие, проверенное временем. (831) 415-00-99 (круглосуточно). Срок действия вклада - 367 дней, 271 день, 181 день, 91 день. Лицензия ЦБ РФ № 1851 от 2 октября 2002 года".
Рекламодателем рекламного сообщения является ЗАО "Нижегородпромстройбанк".
В связи с вышеизложенным, Нижегородское УФАС России 14 апреля 2010 года вынесло Определение о возбуждении дела по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в отношении ЗАО "Нижегородпромстройбанк".
ЗАО "Нижегородпромстройбанк" письмом от 29 апреля 2010 года (исх. № 118/02) факт нарушения не признало и сообщило, что банк не имел намерения рекламировать какие-то конкретные условия оказания услуг по привлечению вкладов, поэтому об умолчании об иных условиях вклада в данном случае говорить нельзя, так как до потребителя была доведена лишь информация о том, что в банке имеются такие-то вклады "Доверие" и их названия были перечислены в тексте рекламы, но с целью исключения повторений названий вклада сделана ссылка на сноску. Срок вклада составляет часть его названия, что подтверждают Положения о них и договоры по вкладам.
Заслушав доводы представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что в ноябре 2009 года внутри салонов электротранспорта трамвайно-троллейбусных депо № 1, № 2, № 3 распространялось рекламное сообщение следующего содержания: "ЗАО "Нижегородпромстройбанк". Вклад "Доверие" надежное вложение ваших средств. Доверие, проверенное временем. (831) 415-00-99 (круглосуточно). Срок действия вклада - 367 дней, 271 день, 181 день, 91 день. Лицензия ЦБ РФ № 1851 от 2 октября 2002 года".
Данное сообщение является рекламным, поскольку отвечает понятию рекламы, изложенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования,
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламном сообщении являются как финансовые услуги, предоставляемые ЗАО "Нижегородпромстройбанк", так и ЗАО "Нижегородпромстройбанк", товаром - услуги по срочному вкладу "Доверие", принимаемому ЗАО "Нижегородпромстройбанк".
В рассматриваемом рекламном сообщении приводится только одно условие принимаемых ЗАО "Нижегородпромстройбанк" вкладов - сроки действия вклада - и не указаны процентная ставка вклада, минимальная сумма вклада, возможность и условия дополнительного взноса, периодичность выплаты процентов и другие условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика, воспользовавшегося предложением банка, изложенным в рекламе, то есть существенная информация, необходимая потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада.
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно Положений о срочном вкладе "Доверие" от 26 ноября 2009 года сроком на 91 день, на 181 день, на 271 день, на 367 дней, минимальная сумма вклада - 1000 руб., минимальная сумма дополнительного взноса - 1000 руб., частичный расход денежных средств не допускается; в случае, если истек срок действия вклада, но вкладчик за его получением не явился, вклад считается автоматически переоформленным на новый срок вклада. Установлены следующие проценты на сумму вклада:
- на срок 91 день - 10% годовых;
- на срок 181 день - 12% годовых;
- на срок 271 день - 12,25% годовых;
- на срок 367 день - 12,5% годовых.
Пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.
Таким образом, при наличии в рекламе банковской услуги, связанной с принятием вклада, пользованием им, хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указать иные условия, которые влияют на фактическую сумму доходов.
Поскольку в рекламном сообщении указано одно условие вклада - сроки действия вклада "Доверие", рекламодатель должен был указать иные условия, которые влияют на фактическую сумму доходов, то есть существенную информацию, необходимую потребителю для принятия осознанного решения по размещению вклада.
Следовательно, указанное выше рекламное сообщение содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Довод банка о том, что срок вклада составляет часть его названия, что подтверждают Положения о них и договоры по вкладам, Комиссия Нижегородского УФАС России считает несостоятельным, поскольку от срока вклада зависит процентная ставка: чем больше срок, на который открыт вклад, тем больше сумма начисляемых процентов и, следовательно, тем выше сумма дохода по вкладу. Таким образом, срок вклада, указанный в рекламном сообщении, является одним из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица. Указав данное условие, банк обязан был указать иные условия вклада, влияющие на сумму доходов лиц, имеющих намерение воспользоваться данной услугой.
Комиссия Нижегородского УФАС России считает, что отсутствует нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку заявлений от потребителей рекламы, которые были введены в заблуждение относительно возможности получения дохода по вкладам, в антимонопольную службу не поступало.
Частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" определено, что ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ЗАО "Нижегородпромстройбанк" является рекламодателем на основании договора от 08.10.2009 № 65-09 ННР/СТ с ООО "Нижновреклама".
Таким образом, ЗАО "Нижегородпромстройбанк" нарушены требования части пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель общества пояснил, что ответственным за размещение рекламы и соответствием рекламных сообщений требованиям рекламного законодательства несет начальник отдела по связям с общественностью Р.А.Е.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия

решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ЗАО "Нижегородпромстройбанк" (г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 21) в ноябре 2009 года внутри салонов электротранспорта трамвайно-троллейбусных депо № 1, № 2, № 3, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Нижегородпромстройбанк" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица.
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2010 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 24 мая 2010 г. № 543-ФАС52-Р-5,28-07/04-10

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

(извлечение)

<...>
1. ЗАО "Нижегородпромстройбанк" (г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, д. 21) в срок до 31 мая 2010 года прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламных сообщений о банковских вкладах без указания всех условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица.
2. ЗАО "Нижегородпромстройбанк" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания 1 июня 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
<...>




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Нижегородского УФАС РФ.


Решение Нижегородского УФАС РФ от 24.05.2010 по делу № 543-ФАС52-Р-5,28-07/04-10
<О признании ненадлежащей рекламой размещенных внутри салонов электротранспорта рекламных сообщений об оказании услуги по принятию банковских вкладов>

Решение
Предписание

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru