УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2010 г. № 04-04-03/07-10
Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2010.
Решение изготовлено в полном объеме 18.08.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии:
Ооржак Н.С. - заместителя руководителя управления, начальника
отдела антимонопольного контроля и рекламы;
членов комиссии:
Сорвачевой В.А. - инспектора главного государственного отдела
антимонопольного контроля и рекламы;
Сватикова А.И.. - ведущего специалиста-эксперта отдела
антимонопольного контроля и рекламы;
Оюн А.М. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного
контроля и рекламы;
Губаревой С.М. - старшего специалиста 2 разряда отдела
антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело № 04-04-03/07-10, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью <...> (далее по тексту - ООО <...>) по признакам нарушения требований частей 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в отсутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела № 04-04-03-/07-10 законного представителя ООО <...>
установила:
по результатам проведенного 18.06.2010 мониторинга наружной рекламы на территории г. Кызыла выявлена рекламная конструкция, размещенная на заборе здания Республиканской школы искусств, расположенного на перекрестке улиц Чульдума и Рабочей, с изображением девушки в купальном костюме и текста: "АРЖААН - ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО. Туры за Границу от 12999 руб., от 1189 руб. ТУРЦИЯ. ЕГИПЕТ. Подарки! Туры в Кредит! Скидки! <...>" без указания наименования лица, оказывающего услуги по кредитованию, и условий получения кредита, что является нарушением требований частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество), и если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
По указанному в рекламной конструкции адресу: <...> осуществляет деятельность ООО <...>.
23.06.2010 определением о возбуждении дела в отношении ООО <...> было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе. Дело было назначено к рассмотрению на 06.07.2010.
Вышеуказанное определение от 06.07.2010 было вручено лично директору ООО <...>., что подтверждается уведомлением ООО <...>.
В назначенное время и дату рассмотрения дела надлежащим образом уведомленный законный представитель ООО <...> не явился, запрошенные определением от 23.06.2010 не представил.
Рассмотрение дела определениями от 06.07.2010 и 02.08.2010 откладывалось, и срок рассмотрения продлен до 23.09.2010 в связи с неявкой законного представителя ООО <...> и непредставлением в полном объеме запрошенных документов, необходимых для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 02.08.2010 рассмотрение дела было назначено на 05.08.2010.
До рассмотрения дела за вх. № 2447 от 26.07.2010 в адрес Тывинского УФАС России поступили заверенные надлежащим образом копии следующих документов:
- устава ООО <...>;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ;
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- приказа № 18 о назначении на должность директора ООО <...>;
- выписки из ЕГРЮЛ.
Запрошенный договор с кредитной организацией, предоставляющей услуги по кредитованию ООО <...>, представлен учредителем <...> в день рассмотрения дела 05.08.2010.
05.08.2010 в день рассмотрения дела директор ООО <...> не явилась. Вместо законного представителя ООО <...> явился учредитель <...>, неявку директора пояснил тем, что <...> находится в отпуске (приказ № 137 от 16.07.2010).
В соответствии с пунктом 9 Устава единоличным исполнительным органом ООО <...> является директор - <...>, имеющая право представлять общество без доверенности (абзац п. 9.6 Устава).
Комиссия, совещаясь на месте, решила допустить на рассмотрение дела учредителя ООО "Лидер" <...> в качестве заинтересованного лица.
К материалам дела приобщены представленные <...> копия договора о сотрудничестве № 286 от 17 марта 2010 г., о предоставлении кредитов ОАО <...>, копии фотографий рекламной конструкции, подтверждающие устранение нарушения ФЗ "О рекламе".
Кроме того, <...> пояснил отсутствие договора заказа на изготовление и размещение рекламной конструкции, указанной выше, тем, что указанные работы были проведены по устной договоренности.
Комиссия, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам:
ООО <...> осуществляет свою деятельность на основании Устава ООО <...>, утвержденного 09.12.2009, ОГРН: 1061701023372.
Частями 1 и 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество), и если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Согласно пункту 2 и 4 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
приведен в соответствии с оригиналом.
В нарушении данных правовых норм реклама ООО <...> была размещена с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно без указания лица, оказывающего услуги по кредитованию - ОАО <...>.
Данная услуга оказывается на основании договора о сотрудничестве от 17.03.2010 № 26, заключенного между ОАО <...> и ООО <...>, по которому ими установлен порядок взаимодействия при обслуживании Клиентов, приобретающих товар у ООО <...> с оплатой за счет Кредита, представляемого Клиенту ОАО <...>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО <...> следует, что к основной деятельности относится деятельность туристических агентств (ОКВЭД-63.30).
Объектом рекламирования являются указанные в рекламе туристические туры, реализуемые ООО <...>.
Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что кредит предоставляется самим рекламодателем на месте выполнения работ, а именно - ООО <...>.
Также рекламируемая банковская услуга по кредитованию товара направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Следовательно, отсутствие в рекламе наименования банковской или кредитной организации, предоставляющей кредит, и какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В данном случае лицом, определившим объект рекламирования (рекламодателем), является ООО <...>.
18.06.2010 со стороны ООО <...> имело место нарушение частей 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившееся в размещении рекламной конструкции на заборе здания Республиканской школы искусств, расположенного на перекрестке улиц Чульдума и Рабочей, с изображением девушки в купальном костюме и текста: "АРЖААН - ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО. Туры за Границу от 12999 руб. от 1189 руб. ТУРЦИЯ. ЕГИПЕТ. Подарки! Туры в Кредит! Скидки! <...>" без указания наименования лица, оказывающего услуги по кредитованию, и условий получения кредита, в данном случае ОАО <...>, что является нарушением требований частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 42 правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО <...> следующего содержания: "АРЖААН - ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО. Туры за Границу от 12999 руб., от 1189 руб. ТУРЦИЯ. ЕГИПЕТ. Подарки! Туры в Кредит! Скидки! <...>, поскольку в ней нарушены требования частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе ООО <...> не выдавать в связи с устранением нарушений частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель комиссии
Н.С.ООРЖАК
Члены комиссии
В.А.СОРВАЧЕВА
А.И.СВАТИКОВ
А.М.ОЮН
С.М.ГУБАРЕВА