АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2010 г. по делу № А12-13753/2010
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "СпецКомСервис Тракторозаводского района"
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области
о признании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица недействительным
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ф., по доверенности <...>,
от ответчика - Ш., по доверенности <...>
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецКомСервис Тракторозаводского района" (далее по тексту - заявитель, ООО "СКС-ТЗР") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее - Госжилинспекция Волгоградской области), в котором просит:
1. Распоряжение Госжилинспекции Волгоградской области от 11.06.2010 № 1261 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СКС-ТЗР" признать недействительным.
2. Действия Госжилинспекции Волгоградской области на проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СКС-ТЗР" признать незаконными.
3. Обязать Госжилинспекцию Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СКС-ТЗР".
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением федерального законодательства. Податель заявления ссылается на то, что ответчик не согласовал проведение внеплановой проверки с органами прокуратуры. Также считает, что Госжилинспекция Волгоградской области незаконно требует предоставления платежных документов о начислении платы за жилищные и коммунальные услуги и другие документы, которые не относятся к предмету проверки.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Представитель Госжилинспекции Волгоградской области не согласился с требованиями заявителя, поскольку оспариваемое распоряжение и действия являются законными и обоснованными, доводы изложены в отзыве. Подчеркнул, что проведение проверки было согласовано с органом прокуратуры.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований к удовлетворению требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них каким-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок, в том числе требования, предъявляемые к содержанию распоряжения о ее проведении, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).
В соответствии пунктом 16 статья 10 Федерального закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 названной статьи, и внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 указанной статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Согласно статье 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Из представленных документов усматривается, что ООО "СКС-ТЗР" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.11.2009, о чем выдано свидетельство серии № 34 № 003463427 (ОГРНИП 1093444006963).
В соответствии с пунктом 1.1 Устава ООО "СКС-ТЗР" создано для реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Как следует из материалов дела, в Госжилинспекцию Волгоградской области от энергоснабжающей организации ООО "Волгоградрегионгаз" поступили письменные заявления от 25.05.2010 г. № 5776/08, от 27.05.2010 г. № 5852/08, № 5858/08, с приложением сравнительных таблиц, согласно которым ООО "Волгоградрегионгаз" в многоквартирных домах (квартирах) <...> находящихся в управлении управляющей организации ООО "СпецКомСервис Тракторозаводского района" были выявлены отклонения либо в марке оборудования, либо в его наличии.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о Госжилинспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1086, Положением
о Госжилинспекции Волгоградской области, утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03.04.2006 № 376, Госжилинспекция является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно п. 2.1.4
., 2.1.6
. Положения о Госжилинспекции Волгоградской области, утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 03.04.2006 № 376, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Госжилинспекция имеет право, организовывать и осуществлять в установленном порядке на территории Волгоградской области инспекционные проверки и обследования жилищного фонда независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, а также осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области производство по делам об административных правонарушениях.
Госжилинспекция Волгоградской области направила в адрес прокурора Волгоградской области заявление от 11.06.2010 г. 04-04-12-1/4016, в соответствии со статьей 10 Закона № 294-ФЗ, о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "СпецКомСервис Тракторозаводского района", с приложением в том числе пояснительной записки от 11.06.2010 г. № 04-04-12-1/4016.
В данной пояснительной записке приводятся следующие дополнительные обоснования необходимости проведения проверки ООО "СКС-ТЗР": в целях обеспечения надежности и безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования, использования в быту природного газа, являющегося источником повышенной опасности, предотвращения аварийных ситуаций и несчастных случаев со смертельным исходом, факты которых имели место в <...> и связанные с нарушениями правил пользования газа в быту или допущенными отклонениями и нарушениями при содержании и эксплуатации внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов и систем вентиляции и дымоудаления в помещениях, где установлено внутридомовое газовое оборудование, в связи с проверкой представленных, энергоснабжающей организацией фактов, выявленных в процессе инвентаризации данных ОАО "Волгоградгоргаз" и ООО "Волгоградрегионгаз", а также для усиления контроля за техническим состоянием внутридомового газового оборудования и наличием договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу собственников жилых помещений, заключенных между организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, и специализированными организациями.
Кроме того, в пояснительной записке сообщалось, что отклонения указанные в письменных обращениях ООО "Волгоградрегионгаз", являются нарушением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 № 170 и Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, которые могут привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, разрушению жилых домов.
Прокурор, рассмотрев заявление Госжилинспекции, принял решение от 11.06.2010 о согласовании проведения вышеназванной выездной проверки юридического лица ООО "СпецКомСервис Тракторозаводского района".
Согласно пункту 4 распоряжения Госжилинспекции Волгоградской области от 11.06.2010 № 1261 о проведении в отношении ООО "СпецКомСервис Тракторозаводского района" внеплановой, выездной проверки, назначенной по сроку ее проведения с 05 по 09 июля 2010 г., целью проверки является, проверка фактов, выявленных отклонений внутридомового газового оборудования многоквартирных жилых домов <...>, изложенных в обращениях энергоснабжающей организации ООО "Волгоградрегионгаз" от 25.05.2010 № 5776/08, от 27.05.2010 № 5852/08 и № 5858/08.
Из пункта 5 распоряжения усматривается, что предметом проверки является соблюдение обязательных требований.
Пункт 8 распоряжения содержит указание, на проведение в процессе проверки следующих мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки: рассмотрение представленных документов; проверки технического состояния системы вентиляции и дымоудаления, внутридомового газового оборудования, относящихся к общему имуществу собственников жилья многоквартирных жилых домов <...>; наличием договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования; документарное оформление результатов проверки.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд считает, что оспариваемое распоряжение вынесено Госжилинспекции Волгоградской области с соблюдением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Безосновательным является довод заявителя о незаконности оспариваемого распоряжения в связи с отсутствием согласования проверки с органом прокуратуры.
В рассматриваемом случае установлено, что проведение выездной проверки юридического лица ООО "СпецКомСервис Тракторозаводского района" согласовано с прокуратурой Волгоградской области.
Ссылка заявителя, что при подготовке к проведению проверки органом государственного контроля (надзора) были нарушены требования пункта 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ, так как уведомлением № 1261 от 18.06.2010 г. затребованы документы, не отнесенные к предмету проверки (платежные документов о начислении платы за жилищные и коммунальные услуги) не может быть принята во внимание.
Госжилинспекция Волгоградской области указывает в отзыве, что в рамках данной проверки были затребованы правоустанавливающие документы ООО "СКС-ТЗР", сведения о руководителе общества, техническая документация, а также документы устанавливающие право управления указанными многоквартирными домами, а также платежные документы о начислении платы за жилищные и коммунальные услуги, как дополнительное доказательство того, что общество получает плату за управление многоквартирными домами. Документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности общества Госжилинспекцией не запрашивались.
Таким образом, не нашел своего подтверждения факт нарушения оспариваемым распоряжением и действиями ответчика прав ООО "СпецКомСервис Тракторозаводского района" в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований на основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СпецКомСервис Тракторозаводского района" о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 11.06.2010 № 1261 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СКС-ТЗР", о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Волгоградской области на проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "СКС-ТЗР" и обязании Государственной жилищной инспекции Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СКС-ТЗР".
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (и) или в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.