Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


Утверждено
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 31 мая 2010 года № 5(51)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ В 2009 ГОДУ ЗАКОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ"

1. Общие положения

1.1. Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет правительства Воронежской области об исполнении в 2009 году Закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Воронежской области, Законом Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и Законом Воронежской области "О Контрольно-счетной палате Воронежской области".
Заключение основано на результатах проверки департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области как органа исполнительной власти области, ответственного за составление и исполнение областного бюджета, а также на результатах комплекса внешних проверок годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств и иных участников бюджетного процесса.
При подготовке Заключения использованы также результаты проведенных Контрольно-счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
1.2. В соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ и ст. 74 Закона Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" отчет об исполнении областного бюджета за 2009 год представлен правительством Воронежской области в Контрольно-счетную палату области в установленный срок - 15 апреля 2010 года.

2. Социально-экономическое развитие области

2.1. В 2009 году под воздействием финансово-экономического кризиса произошло снижение основных социально-экономических показателей как в целом по стране, так и по Воронежской области.
По предварительным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области (далее - Воронежстат) индекс промышленного производства к уровню 2008 года составил 95,4% (в среднем по России - 89,2%), оборот розничной торговли - 99,2% (по России - 94,5%).
Инвестиций на развитие экономики и социальной сферы области направлено в сумме 85,7 млрд. рублей, что на 9,8% меньше предыдущего года (по России этот показатель снизился в среднем на 16,2%).
В то же время результаты аграрного сектора не сократились - продукции сельского хозяйства произведено на сумму 69,8 млрд. рублей (2008 год - 69,0 млрд. рублей).
Прирост предоставленных населению платных услуг составил 2,6%, тогда как в среднем по России этот показатель снизился на 4,2%. Причем прирост рассчитан в сопоставимых ценах и связан, прежде всего, не с увеличением цен, а с увеличением объема услуг, предоставленных населению области.
Сравнительный анализ социально-экономических показателей Российской Федерации и Воронежской области в 2009 году представлен на диаграмме.
Из диаграммы (не приводится) видно, что темпы роста практически всех основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие, имеют значение менее 100%. Однако сокращение областных индексов значительно ниже, чем по стране в целом, поскольку наша экономика характеризуется достаточно высокой степенью диверсификации - в Воронежской области нет отраслей, монопольно определяющих экономические тенденции ее развития.

Основные показатели социально-экономического развития
Российской Федерации и Воронежской области в 2009 году
(в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах)

Диаграмма не приводится.

2.2. Анализ статистики о финансовом состоянии предприятий и организаций области (без учета субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков и страховых компаний) свидетельствует о том, что оно остается сложным.
Только 75% крупных и средних предприятий области завершили 2009 год с прибылью в валовом объеме 15,5 млрд. рублей - это на 35% ниже прибыли 2008 года. На фоне сокращения прибыльных предприятий сократилась и доля нерентабельных - с 27% в 2008 году до 25% в 2009 году. Однако сумма их убытков возросла более чем на 10% и составила 8,3 млрд. рублей.
Кредиторская задолженность предприятий всех отраслей к концу 2009 года составила 10,2 млрд. рублей и по сравнению с прошлым годом снизилась на 9,8%.
Дебиторская задолженность также уменьшилась на 11,4%. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской оценивается в 25,2 млрд. рублей против 26,5 млрд. рублей на начало 2009 года.
2.3. В 2009 году, как и в предыдущие годы, наблюдался значительный рост потребительских цен.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2009 года по сравнению с декабрем прошлого года вырос на 10,9% и на 2,4 процентного пункта превысил прогнозный целевой показатель (8,5%). По России уровень инфляции составил 8,8%.
Увеличение потребительских цен в основном обусловлено повышением тарифов на услуги населению в среднем на 16,6%, а также удорожанием непродовольственных товаров (средний прирост цен - 12,1%). При этом цены на продовольственные товары выросли на 6,6%, что почти в 3 раза ниже темпов удорожания продуктов в 2008 году.
Из непродовольственного ассортимента наиболее существенно (на 31% в среднем) выросли цены на медикаменты, а плата за вывоз мусора, водоснабжение и водоотведение поднялась в 1,7 - 2,2 раза.
2.4. Влияние кризиса сказалось и на благосостоянии населения. По данным Воронежстата, номинальные денежные доходы, полученные населением в 2009 году, сложились в сумме 317,4 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 12,8%. Однако реальные денежные доходы (скорректированные на индекс потребительских цен) уменьшились по сравнению с 2008 годом на 0,9%, тогда как в целом по России увеличились на столько же.
Среднегодовая численность безработных, официально зарегистрированных в 2009 году, по данным областного управления занятости, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 60% и составила 29,4 тыс. человек.
При этом, согласно статотчетности, к концу года удалось почти в 5 раз сократить численность работников, перед которыми имелась просроченная задолженность по заработной плате. Общий долг по заработной плате за год снизился с 79,6 млн. рублей до 16,2 млн. рублей.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника за январь - декабрь 2009 года по Воронежской области составила 13314,3 рубля.
С учетом индекса потребительских цен ее реальный размер сократился на 4,4 процентного пункта и составил 95,6% к уровню 2008 года (по России - 97,2%).
Самая высокая зарплата, несмотря на сокращение почти на 11% к 2008 году, сохраняется за работниками финансовых учреждений - их месячные доходы больше средних по области в 2 раза.


Более того, ряд целевых индикаторов, приведенных в отчете, отличается от паспортных. К примеру, в подпрограмме "Развитие психиатрической помощи" ОЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера..." заложен паспортный индикатор "Доля пациентов, получающих стационарную психиатрическую помощь, в общем числе наблюдаемых пациентов", а в отчете ДЭР приведен совершенно другой по смыслу индикатор - "Доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов".
Аналогичная ситуация складывается и по программе "Развитие физической культуры...": целевой индикатор "Уровень обеспеченности жителей области спортивными сооружениями на 2009 год" рассчитан на 10 тыс. населения, тогда как в паспорте этот показатель планировался в расчете на 100 тыс. населения. В отчете по этой же ОЦП паспортный индикатор "Количество занимающихся в специализированных спортивных учреждениях" заменен на "Количество детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях".
По данным департамента экономического развития, из общего количества отраженных в отчете индикаторов в 2009 году выполнены 117, или 62%, не выполнены 73 показателя (38%). Однако при анализе достигнутых результатов возникают обоснованные сомнения. Выше уже говорилось об уровне финансирования в 2009 году программы "Развитие дошкольного образования..." на 1,9% от плановых назначений паспорта, что не могло крайне отрицательно не сказаться на реализации программы: выполнено только одно из 4 мероприятий. При этом согласно отчету ДЭР целевые индикаторы оказались исполнены на 100%.
По ОЦП "Обеспечение населения качественной питьевой водой...", финансирование которой составило только 8,1% от паспорта, целевые индикаторы, по данным государственного заказчика-координатора программы (управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики), фактически достигнуты. При этом все показатели представлены в разных измерительных величинах. К примеру, в паспорте - "увеличить обеспеченность централизованным водоснабжением на 11,7%", в отчете - "обеспеченность централизованным водоснабжением - 62,4%".
Несоответствие достигнутых целей и уровня финансирования отмечено и по другим программам. Так, выполнены целевые показатели при финансировании только на 17,6% от паспортного значения по ОЦП "Содействие развитию ветеринарной службы...", при финансовой обеспеченности на 24% - по ОЦП "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов...", при фактическом финансировании на 48,6% от запланированной суммы - по ОЦП "Экология и природные ресурсы...".
В то же время ряд программ при 100-процентном и более финансировании целевых индикаторов не достигли. Так, по программе "Обеспечение жильем молодых семей..." при перефинансировании на 15,2% выполнен только один из трех программных показателей.
Финансовая обеспеченность завершившейся в 2009 году ОЦП "Газификация..." на 11,8% превысила паспортные значения, однако целевые показатели программы не достигнуты. Несмотря на то что за 2006 - 2009 годы по ОЦП выделено областных средств почти на треть больше паспорта, уровень газификации в целом по области составил 77,7% при плане 96,6%.
Несоразмерность объемов финансирования и достигнутых целевых показателей свидетельствует о неудовлетворительном качестве утвержденных программ.
9.9. По-прежнему не соблюдается требование п. 3.3 постановления "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" в части указания прогнозируемых значений целевых индикаторов для каждого года, что не позволяет объективно оценить степень достижения результатов на промежуточных этапах реализации ОЦП. Не внесены изменения в программы, где отсутствуют целевые показатели по годам реализации: "Обеспечение населения качественной питьевой водой...", "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра...", "Газификация...", "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования...", "Развитие сети автомобильных дорог..." и "Развитие малой авиации...".
9.10. В ходе проверок целевых программ отмечены и другие недостатки и нарушения.
Продолжается практика использования государственными заказчиками бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные программами, допускается неэффективное использование основных средств, неосвоение выделенных бюджетных ассигнований.
К примеру, в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства..." оплачено 5 млн. рублей за подготовку специалистов в высших учебных заведениях для организаций АПК, тогда как это мероприятие программой не предусмотрено. По программе "Социальная поддержка инвалидов..." оплачено обучение в сумме 400 тыс. рублей, которое также в программе не утверждено. Вместе с тем по мероприятию "...профессиональное обучение работников..." программы "Дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда" не использовано 24 млн. рублей. Отсутствие координации в действиях государственных заказчиков привело к тому, что одни вернули средства в федеральный бюджет, а у других выявлено нецелевое использование бюджетных средств.
Кроме того, по ОЦП "Социальная поддержка инвалидов..." выявлено неэффективное использование областной собственности в результате длительного простаивания полиграфического оборудования стоимостью полтора миллиона рублей, полученного еще два года назад госучреждением "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста". Из-за отсутствия помещения не используется медицинское оборудование на общую сумму 3,4 млн. рублей, приобретенное для создания реабилитационного центра при общественном учреждении "Центр социальной поддержки и реабилитации инвалидов боевых действий "Побратим". Простаивает оборудование стоимостью более 4 млн. рублей, полученное учебно-производственным предприятием "Импульс" общества слепых.
По программе "Содействие развитию ветеринарной службы..." также не используется оборудование на сумму 0,9 млн. рублей.
Выявлены факты несвоевременного освоения денежных средств, что является одним из сдерживающих факторов реализации программных мероприятий. До августа 2009 года не были использованы средства в сумме 18,8 млн. рублей, выделенные на строительство центра по борьбе со СПИДом по программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера...".
Также не были использованы средства в объеме 49,2 млн. рублей, перечисленные муниципальным образованиям области для переселения граждан из аварийного жилого фонда. Кроме того, отмечено неэффективное использование собственности администрацией городского округа г. Воронеж, когда приобретенные еще в 2007 году 17 квартир стоимостью 27,7 млн. рублей на конец 2009 года распределены не были.
Не освоены в 2009 году администрацией городского округа г. Воронеж и 10,8 млн. рублей (10,2 млн. рублей - средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и 0,6 млн. рублей - областного бюджета), выделенные на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по одноименной целевой программе. В нескольких муниципальных районах выявлены факты проведения ремонтных работ, не предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", на общую сумму более 9 млн. рублей. В Бутурлиновском городском поселении имели место случаи выполнения работ не в полном объеме, а в Эртильском городском поселении отмечено некачественное выполнение ремонтных работ.
Приведенные примеры нарушений и недостатков оказывают непосредственное влияние на эффективность и результативность реализации областных целевых программ, а также на социально-экономическое развитие Воронежской области в целом.

10. Анализ реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2006 - 2010 годы"

Паспортом программы средства областного бюджета на выполнение программных мероприятий запланированы на 2009 год в сумме 98,8 млн. рублей. Законом Воронежской области об областном бюджете на 2009 год объем ассигнований предусмотрен в сумме 49,1 млн. рублей. Фактически выделено 48,1 млн. рублей, что составляет 49% от суммы, предусмотренной паспортом программы, и 98% бюджетных назначений. С учетом того, что часть средств в сумме 16,7 млн. рублей направлена на погашение кредиторской задолженности прошлого года, общий объем средств областного бюджета, выделенных в 2009 году на программные мероприятия, составил 31,4 млн. рублей.
Подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты" профинансирована на 88% объема, предусмотренного программой, а подпрограмма "Обеспечение экологической безопасности" - лишь на 36%. Как и в прошлые годы, объемы финансирования программных мероприятий по-прежнему не соответствуют предусмотренному программой финансовому обеспечению.
Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала необходимость своевременного внесения изменений в программу, чтобы не нарушался принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Объективной причиной уменьшения расходов по подпрограмме "Обеспечение экологической безопасности" является то, что одно из мероприятий подпрограммы - вывоз на утилизацию непригодных к использованию пестицидов - профинансировано в сумме 18,3 млн. рублей не в рамках ОЦП, а за счет средств резервного фонда правительства.
На строительство полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) израсходовано всего 22% средств, предусмотренных программой, или 6,3 млн. рублей. Причем половина суммы направлена на погашение кредиторской задолженности прошлого года. Однако размещение отходов в местах складирования, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям, - одна из наиболее актуальных проблем загрязнения окружающей среды. Для решения этого вопроса необходимо строительство не только полигонов ТБО, но и заводов по термическому их обезвреживанию в комплексе с мусоросортировочными и мусороперегрузочными станциями. Контрольно-счетная палата отмечает, что непринятие мер для решения этой проблемы сейчас может обернуться экологической катастрофой в будущем.
Нельзя не отметить и другую, не менее важную экологическую проблему, - строительство очистных сооружений для предотвращения загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. На эти цели муниципальным образованиям были выделены субсидии областного бюджета в сумме 19,6 млн. рублей: на продолжение реконструкции очистных сооружений в Борисоглебском городском округе - в сумме 13,5 млн. рублей и на строительство очистных сооружений в рп Панино - 6,2 млн. рублей.
Строительство очистных сооружений в рп Панино общей стоимостью 58,9 млн. рублей практически завершено, осталось выполнить только гидравлические испытания и пусконаладочные работы, а также провести благоустройство. Однако фактически построенные очистные сооружения не могут быть введены в эксплуатацию, поскольку нет магистральных и разводящих поселковых канализационных сетей. Необходимо отметить, что строительство очистных сооружений осуществлялось по программе "Экология..." (государственный заказчик - управление по экологии и природопользованию Воронежской области), а строительство канализационных сетей ведется в рамках областной целевой программы "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы" (государственный заказчик - управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области).
Контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие координации строительства взаимозависимых объектов, двух взаимосвязанных программ привело к неэффективному использованию средств областного бюджета в сумме 58,9 млн. рублей, израсходованных на строительство очистных сооружений в рп Панино.
Следует также отметить, что для строительства магистральных и разводящих поселковых канализационных сетей необходимо не менее 92 млн. рублей, однако средства областного бюджета в 2010 году на строительство сетей не предусмотрены. До тех пор пока строительство сетей не завершено, бремя содержания очистных сооружений (2,0 - 2,2 млн. рублей в год) после приема законченного строительством объекта ляжет на муниципальный бюджет без компенсации затрат за счет коммунального тарифа. Понимая эту проблему, муниципальный заказчик категорически отказывается вводить в эксплуатацию очистные сооружения и принимать их на баланс. Кроме того, местные органы власти не решают вопрос о подаче воды на объект для проведения пусконаладочных работ очистных сооружений. Существующая скважина долгое время не функционировала, в результате чего произошло заиливание.
Контрольно-счетная палата рекомендует для решения проблемы с очистными сооружениями в рп Панино предусмотреть в областном бюджете на 2010 год расходы на строительство канализационных сетей.

11. Выводы и предложения

Обобщив материалы Заключения, Контрольно-счетная палата отмечает, что в тексте Заключения приведены примеры, оказавшие негативное влияние на эффективность расходования бюджетных средств и на достоверность бюджетной отчетности за 2009 год.
Многие нарушения, выявленные палатой, к моменту подготовки Заключения устранены. Кроме того, при исполнении областного бюджета нормы бюджетного законодательства в целом соблюдены.
Поэтому причин для отклонения отчета правительства Воронежской области об исполнении Закона "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", предусмотренного п. 3 ст. 264.5 БК РФ, Контрольно-счетная палата не усматривает.

И.о. председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК

Заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Н.И.ПРОСКУРИНА




Официальная публикация в СМИ:
"Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Воронежской области", № 2(20), 2010


"Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области об исполнении в 2009 году Закона Воронежской области "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
(утв. решением коллегии Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 31.05.2010 № 5(51))

1. Общие положения
2. Социально-экономическое развитие области
3. Общая характеристика исполнения областного бюджета
4. Исполнение доходной части областного бюджета
Таблица 1. Структура доходов областного бюджета в 2008 - 2009 годах
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
5. Состояние государственного долга Воронежской области
6. Исполнение расходной части бюджета
Таблица 5
6.1. Раздел "Общегосударственные вопросы"
6.2. Раздел "Национальная оборона"
6.3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
6.4. Раздел "Национальная экономика"
Таблица 6
6.5. Раздел "Жилищно-коммунальное хозяйство"
6.6. Раздел "Охрана окружающей среды"
6.7. Раздел "Образование"
6.8. Раздел "Культура, кинематография, СМИ"
6.9. Раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт"
6.10. Раздел "Социальная политика"
6.11. Раздел "Межбюджетные трансферты"
Таблица 7
Таблица 8
7. Исполнение областной адресной инвестиционной программы
8. Предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета
Таблица 9
9. Анализ реализации областных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств областного бюджета
10. Анализ реализации областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2006 - 2010 годы"
11. Выводы и предложения

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru