Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2010 г. по делу № А29-5334/2010

(извлечение)

17 августа 2010 года
(дата оглашения резолютивной части решения)
20 августа 2010 года
(дата изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Воркутауголь", г. Воркута
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, г. Сыктывкар
о возврате из бюджета 459 935 руб. 02 коп.
при участии в заседании:
от заявителя: Т.К. - по доверенности № СР/ВУ-035/10Д от 08.06.2010 г.
от ответчика: М.Т. - по доверенности № 05-29 от 17.05.2010 г. (после перерыва не явилась), С.Ю. - по доверенности № 05-20/10 от 28.05.2010 г., Т.М. - по доверенности № 05-20/13 от 12.08.2010 г. (после перерыва)

установил:

Открытое акционерное общество "Воркутауголь" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми возвратить из бюджета излишне взысканные пени в сумме 459 935 руб. 02 коп.
Межрайонная Инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК требования ОАО "Воркутауголь" не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.08.2010 г. до 17.08.2010 г.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации № 672 от 09.11.2005 г. "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 г., и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 г." 28.11.2005 г. Межрайонной Инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК было принято решение № 5 о реструктуризации задолженности ОАО "Воркутауголь" по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам, в том числе по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ № 672 от 09.11.2005 г. реструктуризации подлежала задолженность угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2003 г., и задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 г., Инспекцией на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ на сумму реструктуризированной задолженности по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за период с 01.05.2005 г. по 31.05.2005 г. начислены пени в сумме 899 757 руб. 72 коп., об уплате которой налогоплательщику было выставлено требование № 456/2621 (подробный расчет суммы пени содержится в приложении к требованию).
Неисполнение налогоплательщиком указанного требования явилось основанием для принятия Межрайонной Инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банках № 268/2868 от 27.06.2005 г.
Так как ввиду отсутствия на расчетных счетах предприятия денежных средств инкассовое поручение, направленное в банк с целью исполнения вышеуказанного решения, не исполнено, Межрайонной Инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК 15.08.2005 г. было вынесено решение № 71 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации.
На основании вышеуказанного решения в Отдел-подразделение Федеральной службы судебных приставов по г. Воркуте было направлено постановление № 67 от 15.08.2005 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации, в счет исполнения которого судебным приставом-исполнителем с расчетного счета предприятия были взысканы и зачислены в бюджет пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 459 935 руб. 02 коп., что подтверждается платежным поручением № 11379 от 28.11.2006 г.
23.06.2006 г. ОАО "Воркутауголь" обратилось в Межрайонную Инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщиком по РК с заявлением об отзыве из Отдела-подразделения Федеральной службы судебных приставов по г. Воркуте постановления № 67 от 15.08.2005 г., в удовлетворении которого было отказано (письмо № 11-29/3737 от 27.07.2006 г.).
Указанный отказ обжаловался налогоплательщиком в судебном порядке (дело № А29-8225/06А).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2006 г. по делу № А29-8225/06А требования ОАО "Воркутауголь" были удовлетворены, отказ Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми отозвать из Отдела-подразделения Федеральной службы судебных приставов по г. Воркуте постановление № 67 от 15.08.2005 г. о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации признан незаконным.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2007 г. решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.01.2007 г. по делу № А29-8225/06А оставлено без изменения, апелляционная жалоба Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК - без удовлетворения.
При принятии вышеуказанных судебных актов суды исходили из того, что взыскание пени, начисленных на включенную в график реструктуризации задолженность, является незаконным, поскольку противоречит положениям пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку ОАО "Воркутауголь" произвело досрочное погашение (в течение не более 2 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) половины реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также половины задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2005 г., подлежащих уплате по графику погашения задолженности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 672 от 09.11.2005 г. решением Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК от 18.10.2007 г. была списана задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам в сумме 1 643 863 234 руб. 91 коп.
Досрочное погашение (в течение 4 лет с даты принятия решения о реструктуризации задолженности) всей реструктурируемой задолженности по федеральным налогам и сборам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также всей задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2005 г., подлежащих уплате по графику погашения задолженности, явилось основанием для списание задолженности налогоплательщика по пеням и штрафа в сумме 1 643 863 095 руб. 24 коп. (решение Инспекции от 23.10.2009 г.).
Вышеуказанная задолженность по пеням и штрафам образовалась по состоянию на 01.01.2005 г.
Решением Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК от 18.01.2010 г. было произведено списание задолженности по пеням в сумме 318 607 238 руб. 53 коп., начисленным ОАО "Воркутауголь" на реструктуризированную задолженность за период с 01.01.2005 г. по дату принятия решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Поскольку пени за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, начисленные за период с 01.05.2005 г. по 31.05.2005 г., в сумме 459 935 руб. 02 коп. были взысканы с налогоплательщика в 2006 году и в качестве задолженности не числились, указанная сумма не была включена в состав списанной задолженности по пеням.
Полагая, что пени в сумме 459 935 руб. 02 коп. являются излишне взысканными, ОАО "Воркутауголь" обратилось в суд с заявлением о их возврате, указав на то, что об излишней уплате пени налогоплательщику стало известно после получения решения налогового органа о списании задолженности по пеням от 18.01.2010 г.
Возражая против заявленных требований, Межрайонная Инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК указывает на пропуск срока, установленного пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу. что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Порядок зачета или возврата излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафа установлен статьей 79 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку пени за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы были взысканы в 2006 году, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статьи 79 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Таким образом, трехлетний срок для обращения в суд с заявлением о возврате излишне взысканного налога исчисляется со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Пунктом 7 статьи 79 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Суд полагает, что в данном случае о наличии у него права на возврат неправомерно взысканных пени налогоплательщику было известно в апреле 2007 года исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в 2005 году Межрайонная Инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК производила начисление пени за период с 01.01.2005 г. по дату принятия решения о реструктуризации задолженности на всю реструктуризированную задолженность и принимало меры по ее взысканию.
ОАО "Воркутауголь" обжаловало требования налогового органа об уплате пени в судебном порядке (дела № А29-1196/06А, № А29-1197/06А, № А29-1199/06А, № А29-1201/06А, № А29-1655/06А, № А29-1656/06А, № А29-1658/06А, № А29-1659/06А, № А29-2834/06А).
Требования ОАО "Воркутауголь" по вышеуказанным делам были судом удовлетворены со ссылкой на нарушение Инспекцией очередности взыскания пени, установленной пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
11.12.2006 г. налогоплательщик, ссылаясь на судебные акты по делам № А29-1196/06А, № А29-1199/06А, № А29-1654/06А, № А29-2834/06А, обратился в Межрайонную Инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РК с заявлением о возврате взысканных пени в сумме 21 510 тыс. руб., которые были начислены на реструктуризированную задолженность за период с 01.01.2005 г. по дату принятия решения о реструктуризации.
Указанное заявление налоговым органом было удовлетворено, что подтверждается решениями о возврате N№ 208 - 217 от 22.12.2006 г.
По делу № А29-8225/06А ОАО "Воркутауголь" обжаловало в судебном порядке отказ Межрайонной Инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщиком по РК отзывать из Отдела-подразделения Федеральной службы судебных приставов по г. Воркуте постановление № 67 от 15.08.2005 г.
Однако такой способ защиты нарушенного права был выбран исключительно в связи с тем, что налогоплательщиком был пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок для обжалования иных решений (действий) налогового органа.
Несмотря на различие в формулировках требований по делу № А29-8225/06А и по делам № А29-1196/06А, № А29-1199/06А, № А29-1654/06А, № А29-2483/06А, по всем вышеуказанным делам позиция налогоплательщика сводилась к тому, что он был не согласен с принудительным взысканием с него пени, начисленных на сумму реструктуризированной задолженности, за период с 01.01.2005 г. до даты принятия решения о реструктуризации, а суды, признавая правомерной позицию заявителя по всем вышеуказанным делам, исходили из того, что Инспекцией нарушается очередность взыскания пени, установленная пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что налогоплательщик определенно знал о наличии у него права на возврат пени с момента вступления в законную силу судебных актов по делу № А29-8225/06А, а также о том, что наличие у него данного права (до досрочного погашения реструктуризированной задолженности и принятия решений о списании задолженности по пени) признается налоговым органом.
Исходя из вышеизложенного, довод заявителя о том, что трехлетний срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне взысканной суммы пени должен исчисляться с момента принятия налоговым органом решения о списании задолженности по пеням от 18.01.2010 г. представляется суду несостоятельным.
О том, что ОАО "Воркутауголь" в апреле 2007 года было известно о факте излишнего взыскания пени свидетельствует и акт сверки расчетов по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы от 19.04.2007 г., подписанный налогоплательщиком с разногласиями, сумма которых составляет 459 935 руб. 02 коп.
Таким образом, обратившись в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о возврате излишне взысканной суммы пени 18.06.2010 г. ОАО "Воркутауголь" пропустило срок, установленный пунктом 2 статьи 79 Налогового кодекса РФ, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявление Открытого акционерного общества "Воркутауголь" отказать.
2. Выдать Открытому акционерному обществу "Воркутауголь" справку на возврат из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.08.2010 по делу № А29-5334/2010
<В удовлетворении заявления об обязании налогового органа возвратить из бюджета излишне взысканные пени отказано, поскольку, обратившись в суд с заявлением истец пропустил срок, установленный законодательством, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru