Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2009 г. по делу № А33-1324/2009

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.05.2009.
В полном объеме решение изготовлено 19.05.2009.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (г. Красноярск),
к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" (г. Красноярск),
третье лицо:
открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс",
о взыскании платы за пользование вагонами и процентов,
при участии:
от истца: Рожковой И.Е. - представителя по доверенности от 14.11.2006,
от ответчика: Артемкиной Е.В. - представителя по доверенности от 23.03.2009,
при ведении протокола судебного заседания судьей Шишкиной И.В.

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Красноярский Алюминиевый Завод" о взыскании платы за пользование вагонами в размере 343 976,25 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении размера исковых требований, согласно которому истец просит взыскать 340 615,18 руб. платы за пользование вагонами.
Определением от 12.05.2009 судебное разбирательство отложено на 15.05.2009.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором иск не признал по следующим основаниям: статья 39 УЖТ Российской Федерации непосредственно не содержит указаний о порядке определения ставок за пользование вагонами, размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; таким договором является договор № Т-3/71 от 26.02.2004, которым не урегулирован вопрос о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику; данный вывод подтвердил Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 12.11.2008 по делу № А33-11358/2007; ссылка истца в обоснование своих требований на пункт 4.5 договора № 880010076 от 16.03.2004 заключенного между сторонами на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание не может быть принята, поскольку буквальное толкование данного пункта о том, что расчет платы осуществляется поставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, при этом в нем не говорится об обязанности контрагента платить за вагоны, в том числе не принадлежащие перевозчику; пункт 4.6 договора № 880010076 от 16.03.2004 предусматривает, что порядок подачи и уборки вагонов, расчета сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование вагонами определяется договоров на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути ветвевладельца ОАО "В-Сибпромтранс, дополнительными соглашениями к нему; таким образом, поскольку соглашение № Е-3/71 от 26.02.2004 заключено в силу того, что по договору № 5 на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути ветвевладельца ОАО "В-Сибпромтранс" примыкающего к станции Красноярск-Северный Красноярской железной дороги завод является контрагентом ОАО "В-Сибпромтранс" в части урегулирования платы за пользование вагонами необходимо руководствоваться условиями заключенного трехстороннего соглашения № Т-3/71 от 26.02.2004, а не договором № 880010076 от 16.03.2004.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Арбитражным судом Красноярского края по делу № А33-7518/02-с1 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым между ФГУП "Красноярская железная дорога" (дорога) и ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) заключен договор № 5 от 20.09.2000 на обслуживание принадлежащего владельцу железнодорожного подъездного пути, примыкающего через стрелку № 23 к третьему пути ст. Красноярск-Северный, обслуживаемого собственными локомотивами владельца на следующих условиях:
Согласно параграфу 3 данного договора, сдаваемые на подъездной путь владельца вагоны убираются с 3 или 7 приемо-отправочных путей ст. Красноярск-Северный локомотивом ветвевладельца. Возвращаемые с подъездного пути владельца вагоны доставляются локомотивом владельца на 3 и 7 приемо-отправочные пути ст. Красноярск-Северный. Передача вагонов на подъездной путь и возврат их с подъездного пути оформляется натурным листом, составленным сдающей стороной и подписываемым уполномоченными представителями дороги и владельца, с указанием времени передачи.
Согласно параграфу 10 договора при наличии у владельца доверенности от контрагентов на получение вагонов в адрес этих контрагентов и выполнение транспортно-экспедиционных операций подаются вагоны контрагентам владельца согласно перечню - приложение № 1 к договору.
В перечне предприятий, обслуживаемых ОАО "В-Сибпромтранс", являющемся приложением № 1 к данному договору, значится открытое акционерное общество "Красноярский алюминиевый завод" (в настоящее время - ОАО "РУСАЛ Красноярск").
ОАО "Российские железные дороги" является правопреемником ФГУП "Красноярская железная дорога".
26.02.2004 г. между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик), ОАО "В-Сибпромтранс" (владелец) и ОАО "Красноярский алюминиевый завод" (контрагент) подписано соглашение № Т-3/71 об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами. В пункте 2 данного соглашения № Т-3/71 стороны предусмотрели, что контрагент оплачивает перевозчику на основании статьи 39 УЖТ Российской Федерации плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62 и 99 УЖТ Российской Федерации в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой-выгрузкой более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час.
Согласно пункту 4 соглашения № Т-3/71 в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях станции Красноярск-Северный до момента их возвращения на эти же выставочные пути. В пунктах 5 и 6 соглашения № Т-3/71 указано, что из оплачиваемого времени исключается технологическое время, связанное с подачей-уборкой вагонов к местам погрузки-выгрузки грузов и время на операции, относящиеся к начально-конечным, которое согласно договору на эксплуатацию подъездного пути владельца, составляет для маршрутов с глиноземом 3 часа, для прочих грузов - 6 часов.
В соответствии с пунктом 6 соглашения № Т-3/71 расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченными лицами перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом.
В случае несогласия контрагента с данными, указанными в памятке приемосдатчика и ведомости подачи и уборки вагонов, составляется акт общей формы с обязательным его подписанием уполномоченными представителями сторон.
Размер платы определяется в соответствии с действующими Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифным руководством № 2), утвержденными постановлением ФЭК России № 35/12 от 19.06.2002 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 08.08.2002 № 3678. В случае изменения ставок платы, они автоматически применяются к данному соглашению.
Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и контрагента или представителем владельца по доверенности, выданной ему контрагентом (пункт 6 соглашения).
Пунктом 7 соглашения № Т-3/71 предусмотрено, что в случае задержки подачи и уборки вагонов по вине владельца контрагент и владелец вправе урегулировать порядок расчетов между собой отдельным соглашением.
Между ОАО "Российские железные дороги" (дорога) и ОАО "Красноярский алюминиевый завод" (заказчик) подписан договор № 880010076 от 16.03.2004 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание.
В соответствии с пунктом 2.1. договора организация перевозок грузов заказчика осуществляется дорогой в соответствии с принятой заявкой, представляемой им дороге в порядке и сроки установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и уставом железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 4.5. договора расчет платы за пользование вагонами и контейнерами производится по ставкам, установленным Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифное руководство № 2, утвержденное Постановлением ФЭК РФ № 35/12 от 19.06.2002).
В соответствии с пунктом 4.6. договора порядок подачи и уборки вагонов, расчета сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование вагонами определяется договором на эксплуатацию подъездного пути ветвевладельца ОАО "В-Сибпромтранс", дополнительными соглашениями к нему.
Истцом в подтверждение задержки вагонов представлены следующие акты общей формы:
- № 81 от 09.02.2008 на сумму платы за пользование вагонами 94 230,43 руб. без НДС за 49 вагонов, из них собственные вагоны в количестве 49 вагонов.
- № 80 от 09.02.2008 на сумму 10 659 руб. платы за пользование вагонами за 57 вагонов, из них собственные - 57 вагонов.
- № 120 от 03.03.2008 на сумму 19 299,50 руб. без НДС платы за пользование вагонами на 57 вагонов, из них собственные - 57 вагонов.
- № 141 от 20.03.2008 на сумму 18 960 руб. без НДС платы за пользование вагонами на 45 вагонов, из них вагоны ОАО "РЖД" - 30 вагонов, собственные - 15 вагонов.
- № 143 от 21.03.2008 на сумму 23 284,60 руб. без НЛС платы за пользование вагонами за 56 вагонов, из них 55 собственные вагоны, 1 вагон - ОАО РЖД".
- № 862 от 24.05.2008 на сумму 8 080,80 руб. без НДС платы за пользование вагонами за 56 вагонов, все собственные вагоны.
- № 929 от 27.05.2008 на сумму 58 164 руб. без НДС платы за пользование вагонами за 37 вагонов, все вагоны ОАО "РЖД".
- № 930 от 30.05.2008 на сумму 9 324 руб. без НДС платы за пользование вагонами за 56 вагонов, все собственные.
- № 932 от 11.06.2008 на сумму 9 157,50 руб. без НДС платы за пользование вагонами за 55 вагонов, все собственные.
- № 1155 от 21.06.2008 на сумму 18 599,10 руб. без НДС платы за пользование вагонами за 57 вагонов, все собственные.
- № 1160 от 07.07.2008 на сумму 20 898 руб. без НДС платы за пользование вагонами за 42 вагона, из них 3 - собственные. 39 - вагоны ОАО "РЖД".
Всего без НДС 288 656,93 руб., с НДС 340 615,18 руб.
Плата за пользование истцом вагонами в размере 340 615,18 руб. рассчитана в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденными Постановлением ФЭК от 19.06.2002 № 35/12 - за собственные и арендованные вагоны в размере 50% от размеров платы, приведенных в таблицах № 9 и № 10.
Ссылаясь на то, что до настоящего времени указанная плата за пользование вагонами не внесена, истец просит взыскать с ответчика 340 615,18 руб. платы за пользование вагонами, из них плата за пользование вагонами при принадлежащими перевозчику составляет 111 644,64 руб., плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику - 228 970,54 руб.
В подтверждение исковых требований истец представил акты общей формы № 81, 80, 120, 141, 143, 862, 929, 930, 932, 1155, 1160; ведомости подачи и уборки вагонов N№ 1, 3, 4, 872, 873, 1018, 1016, 1017, 1019, 1020, 1021; копии уведомлений № 121, 123, 155, 346, 347, 350, 348, 349, 351, 352, 353; копии страниц из книги уведомлений, копии доверенностей на представителей ОАО "РУСАЛ Красноярск"
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действия граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела следует, что правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав, УЖТ) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Согласно статье 62 Устава порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а так же место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.
Между истцом (Перевозчиком) и третьим лицом (Владельцем пути необщего пользования) заключен договор от 20.09.200 № 5 на обслуживание пути необщего пользования.
Между ОАО РЖД (Перевозчик), ОАО "РУСАЛ Красноярск" (Контрагент) и ОАО "В-Сибпромтранс" (Владелец) заключено соглашение об условиях и порядке внесения платы за пользование вагонами и контейнерами от 26.02.2004 № Т-3/71.
Статьей 36 Устава предусмотрено, что по прибытии грузов на станцию назначения грузополучатель обязан принять груз от перевозчика.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003 г. № 29, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
В силу статьи 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Пунктом 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте предусмотрено, что в соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия.
Передача уведомления одновременно регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме, а также указывается в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) и дорожной ведомости в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Перевозчик уведомляет грузополучателя о прибывших в его адрес грузах письменным или телефонным способом, если иной способ не предусмотрен соглашением сторон.
Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица, с указанием их фамилии и номера телефонов (факсов, телексов), которые в письменной форме сообщаются уполномоченному представителю перевозчика.
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Устава размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Истцом представлен расчет платы за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2) утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 08.08.2002 № 3678). Для расчета платы за пользование вагонами истцом учтены базовая ставка и оплачиваемое время пользования. Согласно пункту 11 Тарифного руководства № 2, при задержке вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования по вине грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей плата взимается по таблицам № 9 и № 10 Тарифного руководства № 2.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства № 2 при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах № 9 и № 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства. В соответствии с пунктом 9 Тарифного руководства № 2 при исчислении оплачиваемого времени пользования вагонами, контейнерами период времени менее 15 минут в расчет не принимается, а период времени от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
Коэффициент индексации с 14.12.2007 по 31.03.2008 составил 1,948 - Приказ ФСТ № 408-т/4 от 04.12.2007, коэффициент индексации с 01.04.2008 по 30.06.2008 составил 1,967 - Приказ ФСТ № 38-2/2 от 14.03.2008; коэффициент индексации с 01.07.2008 по 31.012.2008 составлял 2.124 - Приказ ФСТ № 120-т/1 от 30.04.2008.
Пунктом 2.1 Тарифного руководства установлены группы вагонов, расчет платы за пользование вагонами производится путем умножения времени задержки на базовую ставку платы (определена в приложении № 9 Тарифного руководства № 2) с учетом коэффициента индексации и принадлежности вагона (ОАО "РЖД" - 100%, собственные, арендованные - 50%).
Согласно пункту 2 соглашения № Т-3/71 от 26.02.2004, "Контрагент оплачивает Перевозчику согласно статьи 39 УЖДТ РФ плату за пользование вагонами и несет ответственность в соответствии со статьями 62, 99 УЖДТ РФ в виде штрафа за задержку вагонов, принадлежащих Перевозчику под погрузкой-выгрузкой более 24 часа по истечению технологического срока оборота вагонов, который составляет для маршрутов с глиноземом 32 часа, для фитинговых платформ и контейнеров - 35 часов, крытых вагонов под погрузку и прочих грузов - 41 час".
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом, прежде всего, принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В пункте 2 указанного соглашения стороны установили правило о взыскании штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику.
Согласно пункту 34 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с пунктом 1 утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифного руководства № 2) за время нахождения вагонов, контейнеров железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Федеральный закон Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство № 2 предусматривает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта. Данное тарифное руководство устанавливает только размеры платы, но не порядок и основания ее взимания.
Отношения, возникающие между грузополучателем и перевозчиком (ОАО "РЖД) при простое вагонов в ожидании погрузки на путях общего пользования по причинам, зависящим от таких грузополучателей, регулируются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 № 18-ФЗ (статья 39 данного Устава).
Статья 39 УЖТ Российской Федерации непосредственно не содержит указаний о порядке определения ставок оплаты за пользование вагонами.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Истец заявил требование о взыскании платы за пользование вагонами, простаивавшими на путях общего пользования, в размере 340 615,18 руб., из них плата за пользование вагонами принадлежащими перевозчику составляет 111 644,64 руб., плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику - 228 970,54 руб.
В подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава, суду представлены акты общей формы N№ 81, 80, 120, 141, 143, 862, 929, 930, 932, 1155, 1160.
В данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ОАО "РУСАЛ Красноярск", указано время прибытия груза, указана причина задержки (неприем ОАО "В-Сибпромтранс"), отражено время начала и окончания задержки. Все акты предъявлялись на подпись начальнику Коркинского района ОАО "В-Сибпромтранс" Блинковой О.П., действующей на основании доверенности № 859 от 29.12.2007, которая от подписания актов общей формы отказалась.
В актах общей формы N№ 81, 80, 120, 141 (в части за 15 вагонов), 143 (в части за 55 вагонов), № 862, 930, 932, 1155, 1160 (в части за 3 вагона) начислена плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Из условий соглашения № Т-3/71 от 26.02.2004 следует, что ОАО "РУСАЛ Красноярск" обязано ОАО "РЖД" вносит плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, рассчитанную в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (пункт 2 соглашения).
Данным соглашением не урегулирован вопрос о взимании платы о пользовании вагонами, принадлежащими ответчику во время их нахождения на путях общего пользования, не определен размер такой платы, отсутствует отсылка при определении размера данной платы к Правилам применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что, плата за пользование вагонами, предусмотренная статьей 39 Устава, не принадлежащими перевозчику не может быть начислена и взыскана с ответчика, поскольку в пункте 2 соглашения № Т-3/71 от 26.04.2004 не урегулирован вопрос о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащим ОАО "РЖД", во время их нахождения на путях общего пользования, а также не определен размер такой платы.
В обоснование начисления платы за пользование вагонами не принадлежащими перевозчику, истец ссылается на договор № 880010076 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 16.03.2004, заключенный между ОАО "Российские железные дороги" (дорога) и ОАО "Красноярский алюминиевый завод" (заказчик).
Данный договор заключен позднее, чем соглашение № Т-3/71 от 26.02.2004, не содержит правила об изменении условий соглашения № Т/3/71 от 26.02.2004 в части оснований и порядка взимания платы (пункта 2 соглашения).
Пункт 4.5 договора № 880010076 от 16.03.2004 фактически совпадает с условиями абзаца 3 пункта 6 соглашения № Т-3/71 от 26.02.2004 (размер платы, расчет платы) в части отсылки к ставкам, указанным в Правилах применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденное Постановлением ФЭК Российской Федерации № 35/12 от 19.06.2002. поэтому, как полагает суд, каких-либо новых правил в вопрос о взимании платы о пользовании вагонами, принадлежащими ответчику во время их нахождения на путях общего пользования не вносит (ранее такая плата по соглашению не взимается), равно как и не определяет размер такой платы.
Судом в ходе судебного разбирательства не установлено, что при подписании договора № 880010076 от 16.03.2004 общая действительная воля сторон при установлении содержания пункт 4.5 договора была направлена на то, чтобы изменить условия пункта 2 соглашения № Т-3/71 и распространить действие вышеназванных Правил на вагоны, не принадлежащие перевозчику.
В силу статьи 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
При обслуживании контрагента локомотивами, принадлежащими владельцу железнодорожного пути необщего пользования, внесение перевозчику платы за пользование вагонами, контейнерами за время их нахождения у контрагентов осуществляется владельцем железнодорожного пути необщего пользования, если иное неустановлено договором между перевозчиком, владельцем железнодорожного пути необщего пользования и контрагентом.
Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В силу изложенного согласно пункту 4.6. договора № 88010076 от 16.03.2004 порядок подачи и уборки вагонов, расчета сбора за подачу и уборку вагонов и платы за пользование вагонами определяется договором на эксплуатацию подъездного пути ветвевладельца ОАО "В-Сибпромтранс", дополнительными соглашениями к нему.
Соглашение № Т-3/71 от 16.02.2004 имеет отсылку к договору № 5 от 20.02.2000 на эксплуатацию подъездного пути ОАО "В-Сибпромтранс".
Пунктом 4 соглашения № Т-3/71 сторонами урегулировано, что в оплачиваемое время включается все время нахождения вагона на подъездных путях владельца и контрагента с момента передачи вагонов владельцу на железнодорожных выставочных путях Красноярск-Северный и до момента возвращения на эти же выставочные пути.
Договором № 880010076 на организацию перевозок и транспортно-экспедиционное обслуживание от 16.03.2004 (в том числе в части пунктов 4.5., 4.6., на которые ссылается истец как основание для начисления платы) сторонами не урегулирован вопрос о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, наличие ссылки в пункта 4.5. договора на Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (тарифное руководство № 2, утвержденное Постановлением ФЭК РФ № 35/12 от 19.06.2002) не является достаточным основанием начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", поскольку вопрос об условиях и порядке взимания платы за пользование вагонами непосредственно урегулирован условиями соглашения Т-3/71.
Истец в дополнительных пояснениях по делу указывает, что из смысла статьи 39 УЖТ Российской Федерации плата за пользование вагонами может быть взыскана с грузоотправителя, грузополучателя, владельца в трех случаях: за время нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, т.е. когда они находятся под погрузкой-выгрузкой; за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев (когда вагоны пришли на железнодорожную станцию и готовы к подаче под погрузку-выгрузку, но не принимаются грузоотправителем, грузополучателем, владельцем и в связи с этим находятся на путях общего пользования; за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, когда вагоны не могут быть приняты станцией назначения по причинам занятости фронтов погрузки-выгрузки грузополучателя, грузоотправителя, владельца и вагоны задерживаются на промежуточных станциях. Для взыскания данных плат оформляется разный пакет документов. В настоящем исковом заявлении истец ссылается на то, что вагоны прибыли на станцию Красноярск-Северный, о готовности к подаче уведомлен ОАО "РУСАЛ Красноярск" и ОАО "В-Сибпромтранс", однако в данном случае отношения из договора на эксплуатацию № 5 еще не возникли, поскольку вагоны с путей необщего пользования владельцем не приняты. Соглашение № Т-3/71 регулирует отношения, когда вагоны находятся под погрузкой-выгрузкой.
Вместе с тем, из содержания пункта 4.5 договора № 880010076 от 16.03.2004 не следует, что данный пункт применяется ко времени, когда ответчик и ветвевладелец извещены о готовности их к подаче, но вагоны с путей необщего пользования владельцем еще не приняты.
Статья 39 УЖТ РФ регулирует вопросы взимания (либо невзимания) платы за пользование вагонами в период нахождения на путях необщего пользования либо необщего пользования. Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Из буквального и систематического толкования статьи 39 и других положений Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что плата за пользование вагонами обусловлена особым положением истца на рынке транспортных услуг, в связи с чем тарифы на оказываемые услуги устанавливаются Федеральной службой по тарифам; установленные тарифы могут быть распространены на иных владельцев подвижного состава в случаях, предусмотренных в соглашениях между участниками отношений по перевозке. Сторонами путем заключении соглашения № Т-3/71 от 26.02.2004, специально регулирующим вопрос взимания такой платы, не урегулирован вопрос о возможности применения в отношениях между сторонами Тарифного руководства № 2 при расчете платы за пользование вагонами, не принадлежащими истцу.
Таким образом, требование истца о взыскании платы за пользование вагонами подлежат частичному удовлетворению в размере 111 644,64 руб. в отношении актов общей формы № 141 в части 30 вагонов на сумму 15 168 руб., № 143 в части 1 вагона на сумму 1 158,10 руб., № 929 в отношении 37 вагонов на сумму 58 164 руб., № 1160 в отношении 39 вагонов на сумму 20 124 руб., всего на сумму 94 614,10 руб. без НДС или 111 644,64 руб. с НДС.
В остальной части иска в отношении суммы 228 970,54 руб. с НДС - платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД" следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "РУСАЛ Красноярск" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 111 644 руб. 64 коп. платы за пользование вагонами, 2 724 руб. 54 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета 67 руб. 23 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 928 от 26.01.2009.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после принятия постановления апелляционной инстанции по существу рассмотрения апелляционной жалобы, либо в течение двух месяцев после истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционной инстанции.
Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья
И.В.ШИШКИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 29.12.2009 № ВАС-17224/09 отказано в передаче дела № А33-1324/2009 в президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2009 по делу № А33-1324/09 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.05.2009 № А33-1324/2009
<Суд удовлетворил иск о взыскании платы за пользование вагонами, принадлежащими ОАО "РЖД", а в части взыскания платы за пользование вагонами, принадлежащими грузоотправителю, отказал, так как между сторонами отсутствует договоренность об уплате грузополучателем перевозчику платы за пользование такими вагонами>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru