Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2010 г. по делу № А33-20822/2009

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 января 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Чурилиной Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.11.2009 № 063,
при участии:
представителя заявителя: К.Е., действующего на основании доверенности от 29.04.2009
представителя ответчика: М.А., действующей на основании доверенности от 11.01.2010,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 24.11.2009 № 063.
Заявление принято к производству суда. Определением от 09.12.2009 возбуждено производство по делу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10 часов 50 минут 13.01.2010 до 14 часов 00 минут 15.01.2010. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в помещении Арбитражного суда Красноярского края по адресу: 660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 143, кабинет 21, с участием тех же представителей.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1052411031496.
Административным органом в период с 05.10.2009 по 10.11.2009 проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" законодательства Российской Федерации в области финансового контроля - выполнения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
В ходе проверки установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" для осуществления наличных денежных расчетов использует следующую контрольно-кассовую технику:
- ЭКР-2102К, заводской номер 1556100, регистрационный номер 3194, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, тер. Аэропорт Красноярск, в здании штаба, 4 этаж, кабинет 402;
- АМС-110К, заводской номер 37300553, регистрационный номер 3657, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, тер Аэропорт Красноярск, Терминал № 1;
- ЭЛВЕС-МИКРСО-К, заводской номер 00348232, регистрационный номер 3714, установленный по адресу: Красноярский край, р.п. Емельяново, ул. Аэропорт;
- АМС-110К, заводской номер 37400060, регистрационный номер 3736, установленный по адресу: Красноярский край. Емельяновский р-н, тер Аэропорт Красноярск;
- ПРИМ-21К, заводской номер 0704185, регистрационный номер 3842, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, тер. Аэропорт Красноярск;
- ПРИМ-21К, заводской номер 0704174, регистрационный номер 3841, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н. тер Аэропорт Красноярск;
- ПРИМ-21К, заводской номер 0704164, регистрационный номер 3843, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н., тер. Аэропорт Красноярск,
- ЭЛВЕС-МИКРО-К, заводской номер 0037582, регистрационный номер 3990, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, тер. Аэропорт Красноярск, строение 56;
- ЭЛВЕС-МИКРО-К, заводской номер 00472729, регистрационный номер 4328, установленный по адресу: Красноярский край, Емельяновский р-н, тер. Аэропорт Красноярск, АВК терминал № 1.
По результатам проверки должностными лицами административного органа составлены протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.10.2009, акт проверки выполнения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 28.10.2009 № 16-2/54, протокол об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063, в которых зафиксированы следующие нарушения:
- в помещении кассы отсутствует вторая дверь, изготовленная из стальной решетки, открывающаяся в сторону внутреннего расположения кассы, касса закрывается на одну деревянную дверь, открывающуюся вовнутрь помещения;
- сейф, установленный в помещении кассы и предназначенный для хранения денег, не прикреплен к строительным конструкциям пола;
- помещение кассы не оснащено механической защитой и охранной сигнализацией;
- в помещение кассы разрешен доступ лиц, не имеющих отношения к работе кассы (с кассиром в помещении сидит бухгалтер организации);
- превышение данных выручки по сравнению с данными бухгалтерского учета составило 70 200 рублей;
- приходные и расходные кассовые ордера в период с 30.08.2009 по 04.10.2009 не составлялись, не регистрировались в журнале учета приходных и расходных кассовых документов, записи в кассовую книгу не производились.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 24.11.2009 № 063 общество с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" привлечено к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Эра Терминал", не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В соответствии с Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня соответствующие протоколы уполномочены составлять руководитель инспекции, заместитель руководителя инспекции, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый инспектор, старший государственный налоговый инспектор, государственный налоговый инспектор, а также должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Согласно части 1 статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 15.1 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;
2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 составлен начальником отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю С.Ю.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 24.11.2009 № 063 вынесено начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю Б.Е.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом и дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом административного органа в пределах его компетенции.
Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной вмененного обществу с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" административного правонарушения явилось неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности и несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 29.07.1983 № 105, основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, созданные в соответствии с требованиями настоящего Положения. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации установлено, что для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
На основании пункта 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными.
По пункту 21 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей регистрируются после их выдачи.
Согласно пунктам 22 и 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Исходя из пункта 28 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина Российской Федерации от 30.08.1993 № 104, предусмотрено, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен: подготовить денежную выручку и другие платежные документы; составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка). Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы. Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира-операциониста". По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухучета в хронологической последовательности. Основным требованием бухгалтерского учета признается требование полноты учета. Излишек имущества, в том числе денежных средств, должен выявляться организацией и оприходоваться. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предыдущим периодам, производятся в отчетности, составляемой за период, в котором были обнаружены искажение ее данных.
Из анализа указанных норм действующего законодательства следует, что под понятием "оприходование в кассу денежной наличности" понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.
Согласно пункту 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении № 3.
Согласно пункту 3 приложения № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; помещение должно иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 3 к Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации подготовка и выполнение работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации должны осуществляться в соответствии с рекомендациями по "Выбору и применению современных технических средств охранно-пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства" и по "Маскировке и скрытой установке аппаратуры охранно-пожарной сигнализации на объектах народного хозяйства и защите капитальных строительных конструкций"; РД 78.143-92 "Руководящий нормативный документ. Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования", нормами и типовыми материалами для проектирования, технологическими картами и инструкциями по монтажу систем и приборов охранной сигнализации; РД 78.145-93 "Руководящий документ. Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации". Правила производства и приемки работ"; технической документацией на изделия; требованиями ПУЭ, СНиП 2.04.09-84 и СНиП 3.05.06-85.
Материалами дела (в том числе протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.10.2009, актом проверки выполнения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций от 28.10.2009 № 16-2/54, приложениями к нему, в том числе справкой общества от 10.11.2009, объяснениями главного бухгалтера Н.И. от 28.10.2009, кассира Е.О. от 28.10.2009, пояснениями главного бухгалтера Н.И. от 10.11.2009 к справке к акту проверки от 28.10.2009 № 16-2/54, пояснительной запиской общества от 09.11.2009 № 637 к акту проверки от 28.10.2009 № 16-2/54, фискальными отчетами контрольно-кассовых машин; журналом регистрации учета приходных и расходных ордеров за 2009 год, журналами кассира-операциониста, приходными кассовыми ордерами от 05.10.2009 № № 2195 - 2209, справками-отчетами кассира-операциониста от 03.10.2009, от 03-04.10.2009, от 04.10.2009, от 04-05.10.2009, от 05.10.2009, отчетом кассира за 05.10.2009, вкладными листами кассовой книги за период с 30.08.2009 по 03.10.2009, актами о проверке наличных денежных средств кассы от 06.10.2009, актами инвентаризации наличных денежных средств от 06.10.2009, протоколом об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063) подтверждается наличие в действиях общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившейся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Вместе с тем, факт несоблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" порядка хранения свободных денежных средств административным органом не доказан, поскольку материалами дела не подтверждается факт хранения обществом свободных денежных средств.
Указывая на незаконность оспариваемого постановления, заявитель полагает, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствовала. В связи с чем, административный орган, по мнению заявителя, не должен был составлять протокол, а должен был прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Указанный довод заявителя рассмотрен арбитражным судом и отклонен как необоснованный на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, заключающаяся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.
Таким образом, юридическое лицо, осуществляя хозяйственные операции и расчеты наличными денежными средствами, должно соблюдать порядок работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, а именно - должно оприходовать в кассу денежную наличность в день ее поступления.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности в ходе проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" законодательства по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций.
Кроме того, устранение указанных нарушений после проведения проверки к моменту составления протокола об административном правонарушении, подтверждает нарушение обществом порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Доказательства того, что у общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" существовала объективная невозможность соблюдения установленного порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, заявителем суду не представлены, об их наличии не заявлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" вины в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о существенном нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя в связи с нарушением срока составления протокола об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 признается судом необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что срок составления протокола об административном правонарушении нарушен административным органом с целью соблюдения прав заявителя, а именно извещения его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, поскольку в ходе проверки заявителем были представлены дополнительные документы к акту от 28.10.2009 № 16-2/54, административным органом проводилась дополнительная сверка с целью уточнения неоприходованных сумм.
Из материалов дела следует, что законный представитель общества неоднократно приглашался административным органом для дачи объяснения и составления протокола об административном правонарушении по акту проверки от 28.10.2009 № 16-2/54. Определениями административного органа законный представитель общества приглашался для составления протокола на 30.10.2009 в 10 час. 00 мин.; на 06.11.2009 в 10 час. 00 мин.; на 10.11.2009 в 10 час. 00 мин; на 16.11.2009 в 10 час. 00 мин.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2003 № 10964/03 несоблюдение предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола не является достаточным основанием для признания незаконным постановления, вынесенного на его основании. Само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 подтверждает факт правонарушения, составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, нарушение срока составления указанного протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Оспаривая постановление по делу об административном правонарушении от 24.11.2009 № 063, заявитель указал, что в нарушение требований части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола законному представителю заявителя - генеральному директору общества Т.И. не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные административным законодательством. Отметка "С правами и обязанностями ознакомлен в присутствии понятых" была сделана после составления протокола.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Частью 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
При этом согласно части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Из материалов дела следует, что законным представителем общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" является Т.И.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
Как следует из материалов дела (в том числе текста протокола) и не отрицается заявителем, протокол об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 составлен с участием законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" - генерального директора управляющей компании закрытого акционерного общества "Эра Групп" Т.И.
Судом установлено, что содержание статей 25.1, 25.3, 25.4, 25.5, 25.6, 25.7, 25.8 и 25.10, предусматривающих права и обязанности законного представителя, изложены в тексте протокола об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063.
С правами и обязанностями генеральный директор управляющей компании закрытого акционерного общества "Эра Групп" Т.И. ознакомлен в присутствии двух понятых А.Т. и С.Н., которым также разъяснены их права и обязанности в соответствии со статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт ознакомления законного представителя с правами и обязанностями в присутствии понятых заявителем не оспаривается, подтвержден представителем заявителя в судебном заседании.
Кроме того, из протокола об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 следует, что Т.И. ознакомился с протоколом и получил его копию 16.11.2009.
В графе "объяснения лица, совершившего правонарушение (законного представителя), по факту нарушения" генеральным директором управляющей компании закрытого акционерного общества "Эра Групп" Т.И. собственноручно указано, что "при составлении протокола по делу мне права и обязанности, предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснялись. К моменту составления протокола нарушения устранены".
Изложенное свидетельствует о том, что законный представитель воспользоваться своими процессуальными правами и гарантиями защиты при производстве по делу об административном правонарушении, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, дав пояснения по делу при составлении протокола.
Разъяснение законному представителю юридического лица прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, непосредственно после составления протокола, при условии изложения содержания соответствующих статей в тексте протокола, ознакомления с протоколом об административном правонарушении, предоставления объяснений относительно события вменяемого административного правонарушения, свидетельствует о реализации заявителем прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенное административным органом процессуальное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении от 16.11.2009 № 0063 не является существенным, было устранено после составления протокола и не повлекло невозможность для законного представителя воспользоваться правами и обязанностями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, административным органом соблюдена процедура привлечения общества с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" к административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении от 24.11.2009 № 063 в части нарушений, совершенных заявителем в период с 24.09.2009 по 04.10.2009, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемым постановлением административный штраф назначен заявителю в минимальном размере санкции, установленной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельства (ранее общество не привлекалось к административной ответственности).
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Эра Терминал" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Красноярскому краю от 24.11.2009 № 063 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Е.М.ЧУРИЛИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 по делу № А33-20822/2009 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу № А33-20822/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21.01.2010 № А33-20822/2009
<В удовлетворении заявления общества об отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказано, поскольку допущенное налоговым органом нарушение, выразившееся в разъяснении представителю юридического лица прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности после составления протокола, не является существенным, так как содержание указанных статей изложено в тексте протокола, с которым заявитель был ознакомлен и представлял объяснения относительно события вменяемого административного правонарушения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru