Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Липецкая область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2010 г. по делу № А36-2835/2010

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2010 года.
Арбитражный суд в составе судьи Серокуровой У.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мещеряковой Я.Р.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
ООО "Даверь" (г. Липецк)
к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области
о признании незаконным решения и обязании совершения определенных действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: адвокат Покидов И.М., доверенность от 12.11.2009 г.,
от заинтересованного лица: представитель не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Даверь" (далее - ООО "Даверь", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением и просило:
1) признать незаконным решение управления имущественных и земельных отношений Липецкой области № 1742 от 24.05.2010 г. "Об определении стоимости земельного участка, подлежащего продаже ООО "Даверь", в части определения суммы - 298206,02 руб.;
2) обязать управление имущественных и земельных отношений Липецкой области принять решение о стоимости выкупа земельного участка с кадастровым номером 48:20:0:011313:6, площадью 4283 кв. м, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Прудная, д. 1, исчисленной из кадастровой стоимости земельного участка на момент подачи ООО "Даверь" заявления о выкупе данного земельного участка.
Заявление подано на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание не явился представитель надлежащим образом извещенного заинтересованного лица. От управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (далее - Управление) поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
При таких обстоятельствах, суд проводит судебное заседание без участия представителя Управления по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выкупная цена спорного земельного участка должна составлять 103636,82 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка 4145472,87 руб. (л.д. 18)
В письменном отзыве на заявление представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, полагая, что выкупная стоимость земельного участка определялась по правилам пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в соответствии с нормативным актом, действующим на дату принятия решения, а также на то, что оспариваемое решение было принято согласно действующему законодательству (л.д. 19 - 20).
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
08.07.2008 г. ООО "Даверь" обратилось с заявлением в Управление с просьбой заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 48:20:0:011313:6, площадью 4283 кв. м, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Прудная, д. 1 (л.д. 21).
18.08.2008 г. Управлением было принято решение № 1018 "О продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, ООО "Даверь", выкупная стоимость определена в размере 310910,5 руб., на основании пятикратной ставки земельного налога (л.д. 43 - 44).
Общество оспорило в судебном порядке названное решение в части определения цены выкупа земельного участка, не согласившись с размером пятикратной ставки земельного налога.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Липецкой области от 17.02.2010 г. по делу № А36-3250/2008 было установлено, что заявитель является собственником здания прессового цеха, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 48:20:0:011313:6, площадью 4283 кв. м, по адресу: г. Липецк, ул. Прудная, д. 1. Этим же судебным актом требования заявителя были удовлетворены: решение Управления от 18.08.2008 г. № 1018 "О продаже земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, ООО "Даверь" признано незаконным в части определения цены выкупа земельного участка; суд возложил на Управление обязанность произвести расчет выкупной цены земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 13, 45).
24.05.2010 г. Управление на основании решения Арбитражного суда Липецкой области от 17.02.2010 г. по делу № А36-3250/2008 приняло решение № 1742, в котором определило стоимость названного земельного участка (298206,02 руб.) в размере 2,5% от его кадастровой стоимости - 11928240,66 руб. (л.д. 10).
Полагая, что расчет выкупной цены земельного участка должен был производиться по кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей на дату обращения общества с заявлением в Управление, заявитель обратился с настоящими требованиями.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя не обоснованны, не подтверждаются материалами дела и не подлежат удовлетворению.
По правилу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя в государственный орган, распоряжение находящимися в государственной собственности землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области", на территории городского округа город Липецк Липецкой области распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченным администрацией Липецкой области органом.
Согласно пункту 2 статьи 2 названного Закона Липецкой области, порядок распоряжения земельными участками, устанавливается администрацией области.
Статьей 4 Закона Липецкой области от 16.04.2008 г. № 138-ОЗ на органы местного самоуправления городского округа город Липецк Липецкой области и иные организации, осуществляющие функции по распоряжению земельными участками, была возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в силу Закона обеспечить передачу уполномоченному администрацией области органу правоустанавливающих документов, договоров аренды земельных участков, реестров заключенных договоров, электронных баз данных, архивов и иных документов, необходимых для выполнения указанных функций.
Статьей 3 Закона Липецкой области предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Текст Закона Липецкой области опубликован в местном средстве массовой информации - газете "Липецкая газета" от 19.04.2008 г. № 79-80.
Под распоряжением понимается принятие решений по предоставлению земельных участков под объектами недвижимости, по незастроенным земельным участкам; заключению, изменению и расторжению договоров аренды земельных участков; возникновению, прекращению и изменению прав на земельные участки (пункт 1.2. "Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области", утвержденного постановлением главы администрации Липецкой области от 23.06.2008 г. № 150).
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области (пункт 3 "Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области", утвержденного распоряжением главы администрации Липецкой области от 05.03.2007 г. № 111-р в редакции распоряжений администрации Липецкой области от 14.06.2007 г. № 420-р, от 14.04.2008 г. № 169-р).
Из вышеприведенных нормативных актов следует, что на момент обращения заявителя и в настоящее время лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками на территории города Липецка, является именно ответчик - управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 212-ФЗ, Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ), до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Постановлением администрации Липецкой области от 10.10.2008 г. № 277 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков и результатов расчета удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и расчеты удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов области. Названное постановление опубликовано в "Липецкой газете" № 245 от 23.12.2008 г. и вступило в силу 01.01.2009 г. (л.д. 22 - 23).
При принятии оспариваемого решения Управление руководствовалось данными постановления администрации Липецкой области от 10.10.2008 г. № 277, согласно которым стоимость земельного участка с кадастровым номером 48:20:0:011313:6, площадью 4283 кв. м, по адресу: г. Липецк, ул. Прудная, д. 1, составляет 11928240,66 руб. Эта информация была подтверждена также в сообщении руководителя управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области 07.04.2010 г. (л.д. 24).
Исходя из названной кадастровой стоимости земельного участка была определена его выкупная цена, согласно следующего расчета: 11928240,66 руб. x 2,5% = 298206,02 руб.
Из материалов дела видно, что Управлением был подписан и выдан заявителю договор № 990/10-КЮ купли-продажи земельного участка от 24.05.2010 г. (л.д. 21).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, решение Управления от 24.05.2010 г. № 1742 "Об определении стоимости земельного участка, подлежащего продаже ООО "Даверь", принималось на основании соответствующего заявления общества с целью дальнейшего заключения договора купли-продажи земельного участка. Никаких иных целей оспариваемое решение не содержит.
При таких обстоятельствах, выкуп земельного участка основан на сложном юридическом составе - обязательном наличии решения уполномоченного органа и собственно договоре купли-продажи, а значит данное решение должно оцениваться на соответствие нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим правила о договорах.
Из материалов дела видно, что решение от 24.05.2010 г. № 1742 "Об определении стоимости земельного участка, подлежащего продаже ООО "Даверь" было принято Управлением на основании действующего в момент его принятия нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации - постановления администрации Липецкой области от 10.10.2008 г. № 277.
Учитывая изложенное, суд не усматривает нарушений законов либо иных нормативно-правовых актов, допущенных государственным органом при принятии оспариваемого решения.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя об обязанности Управления заключить договор купли-продажи земельного участка, исходя из его кадастровой стоимости на момент обращения общества 08.07.2008 г. в Управление, является необоснованным.
Как установлено судом, заявитель оспаривал в судебном порядке первоначальное решение Управления от 18.08.2008 г. № 1018 в части установленной кратности ставки земельного налога, по сути - порядка расчета стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена нормативным актом субъекта Российской Федерации и никогда не была предметом спора между сторонами.
При изложенных обстоятельствах, заявитель не обосновал наличие у него нарушенного права в связи с принятием Управлением оспариваемого решения.
На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Поскольку заявитель не обосновал ни наличия у него нарушенного права, ни нарушений конкретных норм материального права государственным органом, а Управление доказало законность принятого решения, то у суда не имеется оснований для удовлетворения требования ООО "Даверь" о признании незаконным решения и обязании совершения определенных действий.
Таким образом, требования ООО "Даверь" к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области не основаны на законе и не подтверждаются материалами дела, а значит не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Даверь" отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в полном объеме в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Воронеж) через Арбитражный суд Липецкой области. Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске через Арбитражный суд Липецкой области.

Судья
У.В.СЕРОКУРОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение АС Липецкой области от 16.09.2010 по делу № А36-2835/2010
<Требование заявителя об обязательстве ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка, исходя из его кадастровой стоимости на момент обращения с соответствующим заявлением, является необоснованным, так как фактически заявителем оспаривается порядок расчета стоимости земельного участка, в то же время кадастровая стоимость земельного участка определена нормативным актом субъекта Российской Федерации и никогда не была предметом спора между сторонами>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru