Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2009 г. по делу № А47-9573/2009

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2009 г.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Татьяны Владимировны Сердюк при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело, возбужденное по заявлению исх. № 278 от 09.10.2009 г. (поступило в суд 09.10.2009 г.) Государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору С.А. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" (г. Оренбург) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей сторон:
от заявителя: С.А. - старшего инспектора государственного пожарного надзора (доверенность № 9392 - от 18.11.2009 г., постоянная);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Б.Е. - начальника юридической службы (доверенность № 19 от 02.09.2009 г., постоянная).
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18.11.2009 г. до 25.11.2009 г. до 17 часов (без учета выходных дней). После перерыва судебное заседание продолжено.

установил:

Государственный инспектор г. Оренбурга по пожарному надзору С.А. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционную строительную компанию "Стройтехсервис" (г. Оренбург) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
Процессуальные права и обязанности разъяснены в порядке, установленном ст. 41 АПК РФ.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025601715149.
Общество имеет лицензию МЧС России № 2/14294 от 29.11.2005 г. на право ведения деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании распоряжения от 28.08.2009 г. № 141 сотрудниками управления государственного пожарного надзора в период с 31.08.2009 г. по 29.09.2009 г. проведена проверка выполнения обществом лицензионных требований и условий лицензируемого вида деятельности. Уведомление о предстоящей проверке лицензиата от 28.08.2009 № 6625-2-5-4 получено обществом 03.09.2009.
По окончании проверки административным органом составлен акт проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений № 10 от 29.09.2009 г.
В отношении общества 09.10.2009 года в присутствии законного представителя Ч.Н. составлен протокол № 218 об административном правонарушении по части 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Установив в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" к административной ответственности по указанным нормам права.
В ходе судебного заседания представитель административного органа требования поддерживает, и просит привлечь ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Государственный инспектор г. Оренбурга по пожарному надзору С.А. просит суд исключить из рассмотрения факт нарушения обществом пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, в части отсутствия у ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" оборудования необходимого для осуществления лицензируемой деятельности. Так как, при проведении проверки, у общества имелось все необходимое оборудование.
Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, требования административного органа не признают, поясняя, что помещения, не соответствующие требованиям пожарной безопасности, являются арендуемыми у собственника - ООО "УК "ТСТ", в связи с чем, ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" не имеет права производить по своему усмотрению какие-либо перестройки, переоборудование. Кроме того, согласно договору аренды № 006/09 от 23.04.2009 г., № 007/09 от 04.05.2009 г. обязанность по обеспечению пожарной безопасности Имущества возложена на арендодателя.
Помимо указанного, в своих пояснениях ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" ссылается на то, что работники - Т.А., Б.В., Ч.С., Ж.Б., Я. В., В.Р., Ю.Р., Ф.И. 07.10.2009 г. прошли обучение по программе: монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты.
Из возражений лица, привлекаемого к административной ответственности, также следует, что стаж работника М.Б. в должности производителя работ составляет более трех лет, а Б.Ж., Р.В., Р.Ю., И.Ф. являются работниками электромонтажного участка, и в период действия лицензии указанные лица задействованы не были.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и лица, привлекаемого к ответственности, считает, что заявленные требования о привлечении предприятия к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 39 п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 128-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, лицо, получившее разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности, обязано выполнять при осуществлении лицензируемого вида деятельности предъявляемые положением о лицензировании требования и условия.
В соответствии с пунктом 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в частности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;
б) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет;
в) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;
г) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности";
д) применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.
Согласно протоколу об административном правонарушении, в ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- арендуемые помещения ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" в нарушение не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
Названное обстоятельство послужило основанием для вывода о несоблюдении лицензиатом требований пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил).

Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
Из пп. 2.2 договоров аренды № 006/09 от 23.04.2009 г., № 007/09 от 04.05.2009 г. следует, что арендодатель (ООО "УК "ТСТ") обязан обеспечить пожарную безопасность Имущества, в том числе обеспечить необходимым оборудованием и иными средствами, предназначенными для обеспечения пожарной безопасности (предупреждения и тушения пожаров).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответственность за несоответствие арендуемых помещений правилам пожарной безопасности должна быть возложена на арендодателя - ООО "УК "ТСТ".
Кроме того, суд считает, что выявленные административным органом нарушения свидетельствуют о нарушении требований пожарной безопасности и не подпадают под понятие помещений, оборудования, необходимого Обществу для осуществления лицензируемой деятельности.
В связи с вышеуказанным, факт нарушения обязательных требований в данной части заявителем с позиции ч. 5 ст. 205 АПК РФ, не доказан.
Как следует из материалов административного дела, при проведении проверки, установлены нарушения требований пп. "б" п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625, которые выразились в следующем. Производитель работ Б.М., главный энергетик Ж.Б., мастер электромонтажного участка В.Р., электромонтажник 5 разряда Ю.Р., электромонтажник 5 разряда Ф.И. имеют стаж работ в области лицензируемой деятельности менее трех лет. Кроме того, у электромонтажника 5 разряда Ю.И. отсутствует соответствующее профессиональное образование.
Из акта проверки установлено, что производитель работ Б.М. имеет стаж работы в области лицензируемого вида деятельности 2 года, главный энергетик Ж.Б. имеет стаж работы в области лицензируемого вида деятельности 2 года 9 месяцев, мастер электромонтажного участка В.Р. имеет стаж работы в области лицензируемого вида деятельности 1 год 6 месяцев, электромонтажник 5 разряда Ю.Р. имеет стаж работы в области лицензируемого вида деятельности 1 год, электромонтажник 5 разряда Ф.И. имеет стаж работы в области лицензируемого вида деятельности 1 год.
Доказательств наличия у указанных выше лиц стажа в области лицензируемого вида деятельности не менее трех лет, а также наличие у Ю.И. соответствующего профессионального образования, обществом в судебное заседание не представлено.
Следовательно, в этой части факт нарушения обязательных требований документально подтвержден материалами дела и его следует считать доказанным с позиции ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ.
В нарушение требований пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 генеральный директор Т.А., производитель работ Б.В., главный энергетик Ж.Б., производитель работ электромонтажного участка Я.В., мастер электромонтажного участка В.Р., электромонтажник 5 разряда Ю.Р., электромонтажник 5 разряда Ф.И. не проходили курсы повышения квалификации в лицензируемой деятельности.
Лицом, привлекаемым к административной ответственности, представлены в суд от 07.10.2009 г. о прохождении вышеуказанными лицами курсов обучения по программе: монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание оборудования и систем противопожарной защиты.
Между тем, удостоверения от 07.10.2009 г. о прохождении курсов обучения не могут быть приняты судом, в качестве доказательств повышения сотрудниками ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" квалификации в лицензируемой деятельности, так как были получены после составления акта проверки от 29.09.2009 г. № 10.
Устранение к моменту составления протокола об административном правонарушении выявленных нарушений не освобождает от административной ответственности, поскольку в соответствии с Кодексом не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.
Следовательно, в этой части факт нарушения обязательных требований документально подтвержден материалами дела и его следует считать доказанным с позиции ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ.
Довод ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" о том, что административном органом не указано какие именно работы на момент проверки выполнялись Обществом, с нарушением лицензионных требований судом отклоняется, в силу следующего.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" имеет номер 128-ФЗ, а не 126-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа № 126-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Статьей 4 Закона установлены критерии определения лицензируемых видов деятельности, в силу которой к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Определяя особые условия для отдельных видов деятельности, Законодатель тем самым определил и их значимость для Общества в целом.
ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" имеет действующую лицензию по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ лицензирующий орган вправе и обязан осуществлять проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий.
Неуказание административным органом, какие именно работы осуществлял ответчик в период проверки, не освобождает общество в полной мере от обязанностей по соблюдению лицензионных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, и соответственно о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вина ответчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заключается в несоблюдении требований законодательных и нормативных актов.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст.ст. 65 - 71 АПК РФ, суд признает доказанным событие вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку материалами дела подтвержден факт осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено, протокол об административном правонарушении № 218 от 09.10.2009 г. составлен административным органом в присутствии уполномоченного лица, которому были разъяснены права и обязанности, установленные ст. 51 Конституции РФ, ст.ст. 25.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, исчисленный в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
При таких обстоятельствах факт наличия в действиях ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекс допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Оценив обстоятельства дела, суд считает возможным привлечь ООО "Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" к административной ответственности в минимальном размере, установленном ч. 3 ст. 14.1 РФ, - 30000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

1. Заявление Государственного инспектора г. Оренбурга по пожарному надзору С.А. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" (г. Оренбург) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" (ОГРН 1025601715149, ИНН 5611022790, юридический адрес: 460008, Оренбургский район, п. Ростоши, пер. Холмский, д. № 3, фактический адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 58) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционная строительная компания "Стройтехсервис" (ОГРН 1025601715149, ИНН 5611022790, юридический адрес: 460008, Оренбургский район, п. Ростоши, пер. Холмский, д. № 3, фактический адрес: 460000, г. Оренбург, ул. Донгузская, д. 58) в доходы бюджета штраф 30000 руб. (тридцать тысяч рублей).
Исполнительный лист направить в Оренбургский РОСП, для исполнения в порядке статьи 32.2 КоАП РФ.
Штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для перечисления административного штрафа:
УФК по Оренбургской области (ГУ МЧС России по Оренбургской области) ИНН 5610084427 КПП 561001001 расчетный счет 40101810200000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области БИК 045354001 ОКАТО 53401000000.
Квитанция об уплате штрафа (ее копия) подлежит направлению в Арбитражный суд Оренбургской области с обязательным указанием номера дела.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Т.В.СЕРДЮК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2009 по делу № А47-9573/2009
Удовлетворяя исковые требования о привлечении общества к административной ответственности, суд исходил из того, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, заявителем документально подтвержден и его следует считать доказанным в соответствии со ст. 65, ч. 5 ст. 205 АПК РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru