Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. по делу № А55-17464/2009

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Н.С.Ю., судей М.Н.А., М.А.А., рассмотрев в судебном заседании 2 декабря 2009 года дело по заявлению заместителя прокурора Самарской области к Главе городского округа Самара, с участием третьих лиц: Администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара о признании недействительным нормативного акта органов местного самоуправления при участии в заседании: от заявителя - К.Т.Н. (удостоверение), от ответчика - не явился (извещен), от третьих лиц: от Администрации городского округа Самара - не явился (извещен), от департамента управления имуществом городского округа Самара - Ш.Е.Ю. (доверенность),

установил:

заявитель - заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании постановления Главы городского округа Самара от 20 октября 2008 года № 863 "Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара" и Положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара недействующими и не соответствующими ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Представитель заявителя требования поддерживает по основаниям, изложенным в заявлении, в возражениях на отзывы и в письменных пояснениях (л.д. л.д. 4 - 6, 36 - 38, 94 - 96).
Требования мотивированы тем, что оспариваемым Постановлением утверждено Положение, которым урегулирован порядок принудительного (во внесудебном порядке) сноса (демонтажа) нестационарных объектов потребительского рынка (объектов мелкорозничной торговой сети, бытового обслуживания населения, временных объектов общественного питания).
Представители Главы городского округа Самара и Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (уведомления 59606, 59607). В удовлетворении заявленных требований просят отказать по доводам, изложенным в ранее представленных отзывах (л.д. л.д. 13 - 15, 17 - 19, 90 - 92).
Представитель департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании заявленные требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 129 - 130).
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения городского округа. В области собственности к ним относится только владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В области торговли и общественного питания к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (ч. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы городского округа Самара от 20 октября 2008 года № 863 утверждено Положение о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара. Постановление Главы официально опубликовано 23 октября 2008 года в "Самарской газете" № 195 (3988).
Согласно преамбуле Постановление принято в целях организации благоустройства.
В соответствии с частями 1 - 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Гражданский кодекс предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1 ст. 209); он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ч. 2 и 3 ст. 209). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, не являющиеся собственниками земельного участка, имеют право владения и право пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором.
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав в административном порядке допускается только в случае, предусмотренном законом, во всех остальных случаях защита прав осуществляется судебными органами. Действующее законодательство не предоставляет административным органам права принимать решения о сносе самовольных построек, следовательно, такие решения может принимать только суд.
Положение, регулирующее механизм принудительного сноса (демонтажа) объектов потребительского рынка, предусматривает административный порядок защиты прав, что противоречит ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающий судебную защиту гражданских прав.
Решение вопросов о сносе самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка не относится к компетенции административных органов. Гражданское законодательство основано на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав. Распоряжение о сносе в той или иной степени нарушает каждый из указанных базисных положений гражданского права.
Оспариваемым Положением органами местного самоуправления необоснованно ограничивается право собственности и иные имущественные права, нарушается ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает, что права и свободы (в том числе право распоряжаться имуществом) могут быть ограничены только федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ отношения в сфере возникновения и осуществления прав собственности и других вещных прав регулируются гражданским законодательством, которое в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ находится в ведении Российской Федерации. В ст. 2 ГК РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться указанные правоотношения, акты органом местного самоуправления к ним не отнесены.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемыми Постановлением и утвержденным им Положением решаются вопросы гражданского законодательства, находящегося в ведении Российской Федерации.
Вопреки перечисленным требованиям оспариваемыми Постановлением и утвержденным им Положением предусмотрена возможность во внесудебном порядке на основании распоряжения главы администрации района определять факт самовольной установки нестационарных объектов потребительского рынка; вскрытие, демонтаж, вынос на штрафную площадку нестационарного объекта потребительского рынка и находящегося в нем имущества, что нарушает права и законные интересы лиц, которым принадлежат объекты потребительского рынка.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 78 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и, следовательно, является недействующим полностью.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на ответчика. Между тем, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем государственная пошлина по настоящему спору не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 177, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить. Признать постановление Главы городского округа Самара от 20 октября 2008 года № 863 "Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара" и Положение о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара не соответствующими Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующими полностью.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд Самарской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением ВАС РФ от 04.08.2010 № ВАС-7598/10 отказано в передаче дела № А55-17464/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановления ФАС Поволжского округа от 18.02.2010.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 18.02.2010 по делу № А55-17464/2009 данное решение оставлено без изменения, кассационные жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара и главы городского округа Самара - без удовлетворения.

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.12.2009 по делу № А55-17464/2009
О признании недействующим Постановления Главы городского округа Самара от 20.10.2008 № 863 "Об утверждении Положения о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов потребительского рынка на территории городского округа Самара".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru