ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. № 422
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
В целях обеспечения системного и комплексного подхода к созданию транспортно-логистической системы Самарской области и достижения пропорционального и сбалансированного ее развития Правительство Самарской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию
развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция).
2. Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвееву) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Самарской области и органами местного самоуправления осуществить реализацию мероприятий по развитию региональной транспортно-логистической системы Самарской области с учетом положений Концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (Матвеева).
4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор - председатель
Правительства Самарской области
В.В.АРТЯКОВ
Одобрена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 23 сентября 2010 г. № 422
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(далее - Концепция)
Глоссарий
FMCG - Fast Moving Consumer Goods - товары повседневного спроса.
TEU - единица измерения вместимости упакованных в контейнеры грузов, равная одному стандартному 20-футовому контейнеру ISO.
Контейнерный терминал - комплекс взаимоувязанных инженерных сооружений, технических и технологических устройств, предназначенный для выполнения операций по приему, переработке (перевалке, складированию, сортировке, комплектованию контейнерных поездов).
Логистическая система - совокупность взаимосвязанных системообразующих звеньев и подсистем, интегрированных материальным потоком и общими целями в целостную систему, функционирование которой направлено на рационализацию размещения во времени и в пространстве материальных и сопутствующих потоков с целью удовлетворения запросов потребителей в качестве товаров и услуг и достижения максимального синергетического эффекта от функционирования системы в целом.
Международный транспортный коридор - часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами и включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок.
Региональная транспортно-логистическая система - совокупность элементов грузо- и товаропроводящей сети региона, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных объектов логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой торговой сети и др. субъектов системы, расположенных на территории региона, обеспечивающих реализацию общей цели функционирования системы, согласованной с общерегиональными социально-экономическими целями, и получение максимального синергетического эффекта на основе интеграции материальных, сервисных, финансовых и информационных потоков.
Склад - здание, сооружение, предназначенное для приемки, размещения, хранения, подготовки к потреблению, комплектации и выдачи различной продукции потребителям.
Склад временного хранения - это специально оборудованное помещение, куда под таможенным контролем помещают товары и транспортные средства, предназначенные и для экспорта, и для импорта, с момента предоставления таможенному органу Российской Федерации и до их выпуска в свободное обращение в соответствии с избранным таможенным режимом, кроме режима "таможенный склад".
Стандартный железнодорожный состав - поезд, состоящий из 71 стандартного вагона и 1 локомотива.
Терминально-логистический центр - многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в узлах транспортной сети, выполняющий функции распределительного центра, обеспечивающий координацию и взаимодействие различных видов транспорта, выполнение погрузо-разгрузочных работ и перевалки грузов, хранение, грузопереработку, выполнение необходимых таможенных процедур, экспедирование и переадресовку грузов, обеспечение доставки грузов клиентам по технологии "от двери до двери" и "точно в срок", предоставляющий полный пакет сервисных услуг, включая производственно-техническое, банковское, информационное, консалтингово-аналитическое обслуживание и другие виды логистического сервиса.
Хаб - узел перераспределения материальных потоков.
Основополагающие документы
выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд, предоставление в аренду под строительство объектов на территории терминально-логистических комплексов;
строительство и реконструкция региональных автомобильных дорог, транспортных развязок.
Предполагаемые формы участия со стороны Российской Федерации (в том числе ОАО "РЖД"):
разработка проектно-сметной документации на объекты железнодорожной и портовой инфраструктуры;
строительство железнодорожного путевого хозяйства, реконструкция и модернизация железнодорожных станций;
реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта "Курумоч" в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";
строительство и реконструкция причальных стенок;
предоставление в аренду причальных стенок;
строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог, транспортных развязок.
Предполагаемые формы участия со стороны бизнес-структур:
предоставление земельных участков и портовой инфраструктуры;
разработка документации, реконструкция и строительство целевых объектов на территориях терминально-логистических центров;
предоставление на основе договора о совместной деятельности готовых объектов для их эксплуатации в составе РТЛС;
строительство внутриплощадных и подъездных автомобильных дорог, транспортных развязок.
Необходимость участия федеральных структур в реализации настоящей Концепции с правовой точки зрения обусловлена тем, что в ней предусматривается строительство и реконструкция ряда объектов, находящихся в федеральной собственности и ограниченных в обороте. К таким объектам относятся причальные стенки и иные гидротехнические портовые сооружения в портах городов Тольятти и Сызрань, инфраструктура железнодорожного транспорта, являющаяся собственностью ОАО "РЖД".
Исходя из принципа обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития, строительство и реконструкцию железнодорожного путевого хозяйства по всем предлагаемым объектам РТЛС Самарской области целесообразно осуществлять за счет средств ОАО "РЖД" с приобретением права собственности ОАО "РЖД" на построенные объекты.
Общая организационно-правовая структура РТЛС Самарской области должна быть разработана с соблюдением баланса интересов всех участников, с учетом международных стандартов структурирования подобных проектов и приемлемости данных вариантов для потенциальных иностранных партнеров, включая банки и иные финансовые структуры, поставщиков и стратегических инвесторов.
7. Результаты реализации настоящей Концепции
Основными результатами реализации настоящей Концепции являются:
создание современных грузообрабатывающих комплексов на Куйбышевской железной дороге при организации мультимодальных, в том числе и контейнерных, грузоперевозок;
реконструкция портовой инфраструктуры и создание современных мультимодальных терминалов в речных портах Самарской области;
создание авиационного грузового терминала на базе международного аэропорта "Курумоч";
увеличение скорости товародвижения и сокращение логистических издержек в цепях поставок;
повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и транспортных предприятий Самарской области на мировых товарных рынках;
повышение инвестиционной привлекательности транспортной отрасли и региона в целом;
привлечение дополнительных объемов грузов, в том числе международных;
создание условий для развития малого и среднего бизнеса по оказанию сервисных услуг на объектах РТЛС;
создание дополнительных рабочих мест.
Создание на территории Самарской области современной транспортно-логистической инфраструктуры и авиационного грузового терминала, а также выгодное географическое положение Самарского транспортного узла и наличие высокоразвитого промышленного комплекса позволит региону взять на себя функции Приволжского интермодального логистического центра, обеспечивающего обработку экспортно-импортных, внутрироссийских и международных грузопотоков на основе взаимодействия четырех видов транспорта, и обеспечить его вхождение в систему по обслуживанию грузопотоков международных транспортных коридоров и грузопотока в направлении Китай - Европа.
РТЛС Самарской области позволит решить задачи по:
управлению транспортными грузовыми потоками, проходящими по территории области;
осуществлению контроля за движением крупнотоннажного автомобильного транспорта.
Наличие сети крупных центров по обработке грузопотоков позволит:
разгрузить улично-дорожную сеть городов области;
рационально использовать земельные фонды;
упорядочить процесс доставки грузов в торговую сеть в вечернее и ночное время.
Все проводимые мероприятия по созданию РТЛС Самарской области направлены на повышение качества жизни населения области, улучшение экологической обстановки и социально-экономическое развитие региона.
8. Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС
Самарской области
Укрупненный организационный план работ по созданию РТЛС Самарской области включает следующие этапы:
1. Разработка объектов и бизнес-плана (функциональное зонирование) РТЛС Самарской области.
2. Подготовка документов по земельным участкам - резервирование, проведение кадастровых работ, перевод земель в другую категорию (при необходимости), возможный выкуп отдельных земельных участков либо объектов имущественного комплекса для государственных нужд.
3. Разработка, согласование и утверждение генеральных планов объектов РТЛС Самарской области.
4. Заключение соглашений о намерениях с ОАО "РЖД", Федеральной таможенной службой, владельцами существующих логистических комплексов и владельцами земельных участков.
5. Заключение соглашений о намерениях с потенциальными инвесторами и кредитными организациями.
6. Подготовка необходимых документов и проведение соответствующих организационных мероприятий с целью включения в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" программного мероприятия, направленного на создание РТЛС Самарской области, с предусмотренным финансированием за счет средств федерального бюджета.
7. Разработка проектно-сметной документации на инженерную и транспортную инфраструктуру.
8. Разработка проектно-сметной документации на объекты РТЛС Самарской области.
9. Разработка корпоративной информационной системы для интермодального ТЛЦ на основе существующего программного обеспечения по автоматизированному управлению складом (WMS), взаимодействующей с отраслевыми информационными и управляющими комплексами, в т.ч. ОАО "РЖД" - "Этран", "Грузовой экспресс" и др.
10. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры РТЛС Самарской области.
11. Строительство технологических объектов РТЛС Самарской области.