АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2010 г. по делу № А52-2095/2010
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Ледневой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области
о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и обязании ответчика рассмотреть заявление
при участии в заседании:
от заявителя: К., представитель, по доверенности от 21.05.2010;
от ответчика: С., специалист юридического отдела, по доверенности от 06.04.2010 № 721.
Общество с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" (далее - Общество) обратилось с заявлением о восстановлении срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и признании Общества налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения со дня регистрации в качестве юридического лица.
Заявлениями от 30.06.2010 и от 07.007.2010 Общество в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило предмет иска, просило признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в рассмотрении заявления от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения и восстановить нарушенные права Общества путем обязания ответчика рассмотреть данное заявление по существу.
Ответчик требование не признал, ссылаясь на нарушение Обществом срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Ответчик указывает на то, что согласно разъяснениям ФНС России, изложенным в письме от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", в случае, если налогоплательщиком заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено в более поздний срок, чем установлено НК РФ (в том числе п. 1 ст. 346.13 НК РФ), налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд
установил:
02.02.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" за основным государственным регистрационным номером 1106027000452.
25.03.2010 (входящий № 25548 от 29.03.2010) Общество представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента создания - 02.02.2010.
Налоговый орган письмом от 06.04.2010 № 379 отказал в рассмотрении данного заявления со ссылкой на нарушение Обществом пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) представлено налогоплательщиком с пропуском пятидневного срока, установленного для вновь созданных юридических лиц.
Суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным отказа налогового органа от рассмотрения указанного заявления по существу.
Порядок применения УСН регулируется главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Из содержания приведенных норм следует, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет налоговым органам право запретить или разрешить налогоплательщикам применять указанную систему налогообложения.
Вместе с тем, положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат последствий пропуска налогоплательщиком пятидневного срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей не является пресекательным. Нарушение налогоплательщиком организационного срока подачи заявления, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, не лишает его права на применение упрощенной системы налогообложения. Указанная позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2008 № 9104/08 и от 21.07.2008 № 8705/08.
В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень организаций (индивидуальных предпринимателей), не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения.
Иных оснований, препятствующих вновь созданной организации применять упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не установлено.
Следовательно, если налогоплательщик подал заявление о переходе на упрощенную систему с пропуском срока, то при соблюдении иных условий, установленных статьями 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, данный налогоплательщик вправе применять упрощенную систему с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.
Об отсутствии оснований для направления налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения УСН ФНС России сообщила в письме от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@ "Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога".
Однако, учитывая заявительный порядок перехода на применение УСН, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то в соответствии с п. 39 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, на налоговый орган возложена обязанность в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
Приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в том числе форма № 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения (приложение № 3 к настоящему Приказу).
Таким образом, отказ от рассмотрения заявления налогоплательщика нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в частности предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Ссылка ответчика на письмо ФНС России от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", в котором указано, что в случае представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи, судом не принимается.
В данном разъяснении прямо не указано, влечет ли подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможность применения УСН. Кроме того, вновь созданные организации заявляют фактически не о переходе на УСНО, а об ее первоначальном выборе.
С учетом изложенного, отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения следует признать незаконным как не соответствующий положениям главы 26.2 НК РФ и нарушающий права заявителя.
Допущенное нарушение прав и законных интересов Общества должно быть устранено путем обязания ответчика рассмотреть заявление Общества о переходе на упрощенную систему налогообложения по существу в установленном порядке.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, уплаченная по платежному поручению от 31.05.2010 № 3, в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с ответчика, в оставшейся сумме - 2000 руб. возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" излишне уплаченную госпошлину в сумме 2000 руб. из федерального бюджета.
Выдать исполнительный лист.
Выдать справку на возврат госпошлины.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Судья
О.А.ЛЕДНЕВА