Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Псковская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2010 г. по делу № А52-2095/2010

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Ледневой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Б., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области
о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и обязании ответчика рассмотреть заявление
при участии в заседании:
от заявителя: К., представитель, по доверенности от 21.05.2010;
от ответчика: С., специалист юридического отдела, по доверенности от 06.04.2010 № 721.
Общество с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" (далее - Общество) обратилось с заявлением о восстановлении срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и признании Общества налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения со дня регистрации в качестве юридического лица.
Заявлениями от 30.06.2010 и от 07.007.2010 Общество в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило предмет иска, просило признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в рассмотрении заявления от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения и восстановить нарушенные права Общества путем обязания ответчика рассмотреть данное заявление по существу.
Ответчик требование не признал, ссылаясь на нарушение Обществом срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Ответчик указывает на то, что согласно разъяснениям ФНС России, изложенным в письме от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", в случае, если налогоплательщиком заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено в более поздний срок, чем установлено НК РФ (в том числе п. 1 ст. 346.13 НК РФ), налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

02.02.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" за основным государственным регистрационным номером 1106027000452.
25.03.2010 (входящий № 25548 от 29.03.2010) Общество представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с момента создания - 02.02.2010.
Налоговый орган письмом от 06.04.2010 № 379 отказал в рассмотрении данного заявления со ссылкой на нарушение Обществом пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) представлено налогоплательщиком с пропуском пятидневного срока, установленного для вновь созданных юридических лиц.
Суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным отказа налогового органа от рассмотрения указанного заявления по существу.
Порядок применения УСН регулируется главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Из содержания приведенных норм следует, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предоставляет налоговым органам право запретить или разрешить налогоплательщикам применять указанную систему налогообложения.
Вместе с тем, положения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат последствий пропуска налогоплательщиком пятидневного срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей не является пресекательным. Нарушение налогоплательщиком организационного срока подачи заявления, установленного абзацем 1 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, не лишает его права на применение упрощенной системы налогообложения. Указанная позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2008 № 9104/08 и от 21.07.2008 № 8705/08.
В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень организаций (индивидуальных предпринимателей), не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения.
Иных оснований, препятствующих вновь созданной организации применять упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не установлено.
Следовательно, если налогоплательщик подал заявление о переходе на упрощенную систему с пропуском срока, то при соблюдении иных условий, установленных статьями 346.11 - 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, данный налогоплательщик вправе применять упрощенную систему с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.
Об отсутствии оснований для направления налогоплательщику уведомления о возможности или невозможности применения УСН ФНС России сообщила в письме от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@ "Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога".
Однако, учитывая заявительный порядок перехода на применение УСН, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то в соответствии с п. 39 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, на налоговый орган возложена обязанность в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе).
Приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в том числе форма № 26.2-4 "Сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения (приложение № 3 к настоящему Приказу).
Таким образом, отказ от рассмотрения заявления налогоплательщика нарушает права и законные интересы налогоплательщика, в частности предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
Ссылка ответчика на письмо ФНС России от 21.09.2009 № ШС-22-3/730@ "О порядке перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения", в котором указано, что в случае представления налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи, судом не принимается.
В данном разъяснении прямо не указано, влечет ли подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в более поздний срок, чем установлено статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможность применения УСН. Кроме того, вновь созданные организации заявляют фактически не о переходе на УСНО, а об ее первоначальном выборе.
С учетом изложенного, отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения следует признать незаконным как не соответствующий положениям главы 26.2 НК РФ и нарушающий права заявителя.
Допущенное нарушение прав и законных интересов Общества должно быть устранено путем обязания ответчика рассмотреть заявление Общества о переходе на упрощенную систему налогообложения по существу в установленном порядке.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, уплаченная по платежному поручению от 31.05.2010 № 3, в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с ответчика, в оставшейся сумме - 2000 руб. возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в рассмотрении заявления Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" от 25.03.2010 о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "АБ-КАПИТАЛ" излишне уплаченную госпошлину в сумме 2000 руб. из федерального бюджета.
Выдать исполнительный лист.
Выдать справку на возврат госпошлины.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья
О.А.ЛЕДНЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Псковской области от 07.07.2010 по делу № А52-2095/2010
Налоговым органам не предоставляется право запретить или разрешить налогоплательщикам применять упрощенную систему налогообложения, поскольку заявление о применении указанной системы налогообложения носит уведомительный, добровольный характер.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru