Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. по делу № 44-г-23/2010

1 инстан. судья Юсупов В.А.
2 инстан. Кучин М.И. (предс.),
Савельева Л.А. (докл.),
Столповских В.А.

Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М. членов президиума Кунышева А.Г., Козловой Н.В., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 8 октября 2009 г. и на определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 декабря 2009 г. по заявлению К.А., К.Н. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Челябинской области об отмене решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев и возложении обязанности по продлению срока действия статуса вынужденных переселенцев.
Заслушав доклад судьи Загвоздиной Л.Ю., пояснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области К.Л.А., пояснения К.Н., президиум

установил:

К.А. и К.Н. обратились в суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области (далее УФМС России по Челябинской области) от 11 августа 2009 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев по основанию обеспеченности заявителей жилой площадью, возложении обязанности продлить срок действия статуса вынужденных переселенцев.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 8 октября 2009 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 декабря 2009 г., заявленные К.А. и К.Н. требования удовлетворены: решение УФМС России по Челябинской области от 11 августа 2009 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев К.А., К.Н. отменено и УФМС России по Челябинской области обязано продлить К.А. и К.Н. статус вынужденных переселенцев.
В надзорной жалобе, поданной 29 января 2010 г., УФМС России по Челябинской области просит отменить судебные Постановления по делу, ссылаясь на существенное нарушение судом при разрешении спора норм материального и процессуального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Загвоздиной Л.Ю. от 2 апреля 2010 г. надзорная жалоба с гражданским делом переданы для рассмотрения по существу в президиум Челябинского областного суда.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив мотивы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум находит надзорную жалобу УФМС России по Челябинской области подлежащей удовлетворению.
Судом при разрешении спора установлено, что К.В., <...> рождения (умерла <...> 2009 г.), ее сыну К.А., <...> рождения, и дочери К.Н., <...> рождения, прибывшим из <...> в 1999 г., решением комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с вынужденной миграцией населения от 15 июля 1999 г., был присвоен статус вынужденных переселенцев сроком на 5 лет. Срок действия статуса вынужденных переселенцев продлевался на один год, поскольку семья проживала в общежитии. Последние продления - до 15 июля 2007 г., до 15 июля 2008 г. и до 15 июля 2009 г. осуществлялись на основании решений Центрального районного суда г. Челябинска, которыми решения миграционной службы об отказе К-вым в продлении указанного статуса признавались неправомерными.
Решением УФМС России по Челябинской области от 11 августа 2009 г. К.А., К.Н. отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев на основании п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" в связи с их проживанием в жилом помещении муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Удовлетворяя заявленные К.А. и К.Н. требования об отмене указанного решения от 11 августа 2009 г. и обязывая миграционную службу продлить заявителям статус вынужденных переселенцев, суд пришел к выводу об отсутствии их обустройства на новом месте жительства. При этом суд исходил из того, что заявители проживают в комнате общежития площадью 16,8 кв. м, которую занимают без правоустанавливающих документов на вселение, каждый из заявителей имеет свою семью, и при выдаче им ордера на получение жилья учитывалась бы социальная норма жилой площади (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
С решением районного суда согласился и суд кассационной инстанции, указав, что с момента вынесения предыдущих судебных решений о понуждении УФМС продлить заявителям статус вынужденных переселенцев их жилищные условия не изменились.
Однако указанные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и на неполном установлении значимых по делу обстоятельств.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Исходя из указанных положений Закона, статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. Закон предусматривает только возможность продления статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 7 данного Федерального закона, территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.
Во исполнение этого Закона принято Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845, утвердившего Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации
В силу подп. "б" п. 40 указанного Положения территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, в том числе проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.
Таким образом, проживание вынужденных переселенцев в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма свидетельствует об их обустройстве на новом месте жительства и не влечет продление статуса вынужденного переселенца. Указание на проживание в таких помещениях вынужденных переселенцев с соблюдением норм обеспеченности их жилой площадью в Положении не содержится. Понятие "обустройство на новом месте жительства" не предусматривает обязательное обеспечение переселенцев жилым помещением с учетом норм представления, установленных жилищным законодательством, в виде отдельной квартиры. Заключение договора социального найма жилого помещения меньшей площадью не лишает переселенца возможности дальнейшего улучшения жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Кроме того, возложение на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанности по оказанию переселенцам помощи в таком обустройстве не освобождает самих вынужденных переселенцев от обязанности принять меры к своему обустройству на новом месте жительства.
Как следует из материалов дела, заявители К-вы с мая 2000 г. проживают в комнате площадью 16,8 кв. м в общежитии по ул. <...> в г. Челябинске. При вселении ордер на комнату не выдавался. Фактически в комнате проживает К.Н. с несовершеннолетними детьми.
В соответствии с Постановлением Главы г. Челябинска от 21 февраля 2005 г. № 282-П в целях сохранения за гражданами, проживающими в муниципальных общежитиях, права на приватизацию занимаемых жилых помещений, статус общежития по адресу: ул. <...>, в котором проживают К-вы, изменен на статус жилищного фонда социального использования.
Из сообщения администрации Металлургического района г. Челябинска от 12 августа 2008 г. № 1600-06 следует, что семья К-вых имеет право на заключение договора социального найма занимаемого ими жилого помещения по ул. <...>, однако от заключения такого договора К-вы отказываются.
Причины, по которым заявители отказываются от оформления договора социального найма на занимаемое ими в жилищном фонде социального использования жилое помещение, суд при разрешении спора не выяснял. Соответственно, оценка обоснованности такого отказа в судебных решениях по делу не содержится. Также, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов на проживание К-вых в комнате общежития по договору социального найма, суд не установил и иных правовых оснований для вселения заявителей в комнату общежития и проживания в ней (на основании договора аренды, коммерческого найма и т.д.).
То обстоятельство, что после состоявшихся ранее судебных решений о признании решений миграционной службы об отказе в продлении заявителям статуса вынужденных переселенцев и понуждении в продлении такого статуса их жилищные условия не изменились, не имеет правового значения. По окончании срока, на который заявителям такой статус был предоставлен, вопрос о его продлении разрешается вновь.
Поэтому наличие у К-вых препятствий в обустройстве на новом месте жительства для разрешения вопроса о продлении им статуса вынужденных переселенцев подлежал разрешению судом с учетом условий их проживания на день принятия миграционной службой оспариваемого заявителями решения.
При указанных обстоятельствах постановленные по делу решение Центрального районного суда г. Челябинска и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

отменить решение Центрального районного суда г. Челябинска от 8 октября 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 декабря 2009 г.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Президиума Челябинского областного суда от 21.04.2010 по делу № 44-г-23/2010
Дело по иску об отмене решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев и возложении обязанности по продлению срока действия статуса вынужденных переселенцев направлено на новое рассмотрение, поскольку наличие у истцов препятствий в обустройстве на новом месте жительства для разрешения вопроса о продлении им статуса вынужденных переселенцев подлежал разрешению судом с учетом условий их проживания на день принятия миграционной службой оспариваемого заявителями решения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru