ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. по делу № 44-г-23/2010
1 инстан. судья Юсупов В.А.
2 инстан. Кучин М.И. (предс.),
Савельева Л.А. (докл.),
Столповских В.А.
Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М. членов президиума Кунышева А.Г., Козловой Н.В., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.
рассмотрел в судебном заседании гражданское дело по надзорной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 8 октября 2009 г. и на определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 декабря 2009 г. по заявлению К.А., К.Н. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Челябинской области об отмене решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев и возложении обязанности по продлению срока действия статуса вынужденных переселенцев.
Заслушав доклад судьи Загвоздиной Л.Ю., пояснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области К.Л.А., пояснения К.Н., президиум
установил:
К.А. и К.Н. обратились в суд с заявлением об отмене решения Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области (далее УФМС России по Челябинской области) от 11 августа 2009 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев по основанию обеспеченности заявителей жилой площадью, возложении обязанности продлить срок действия статуса вынужденных переселенцев.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 8 октября 2009 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 декабря 2009 г., заявленные К.А. и К.Н. требования удовлетворены: решение УФМС России по Челябинской области от 11 августа 2009 г. об отказе в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев К.А., К.Н. отменено и УФМС России по Челябинской области обязано продлить К.А. и К.Н. статус вынужденных переселенцев.
В надзорной жалобе, поданной 29 января 2010 г., УФМС России по Челябинской области просит отменить судебные Постановления по делу, ссылаясь на существенное нарушение судом при разрешении спора норм материального и процессуального права.
Определением судьи Челябинского областного суда Загвоздиной Л.Ю. от 2 апреля 2010 г. надзорная жалоба с гражданским делом переданы для рассмотрения по существу в президиум Челябинского областного суда.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив мотивы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум находит надзорную жалобу УФМС России по Челябинской области подлежащей удовлетворению.
Судом при разрешении спора установлено, что К.В., <...> рождения (умерла <...> 2009 г.), ее сыну К.А., <...> рождения, и дочери К.Н., <...> рождения, прибывшим из <...> в 1999 г., решением комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с вынужденной миграцией населения от 15 июля 1999 г., был присвоен статус вынужденных переселенцев сроком на 5 лет. Срок действия статуса вынужденных переселенцев продлевался на один год, поскольку семья проживала в общежитии. Последние продления - до 15 июля 2007 г., до 15 июля 2008 г. и до 15 июля 2009 г. осуществлялись на основании решений Центрального районного суда г. Челябинска, которыми решения миграционной службы об отказе К-вым в продлении указанного статуса признавались неправомерными.
Решением УФМС России по Челябинской области от 11 августа 2009 г. К.А., К.Н. отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев на основании п. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" в связи с их проживанием в жилом помещении муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Удовлетворяя заявленные К.А. и К.Н. требования об отмене указанного решения от 11 августа 2009 г. и обязывая миграционную службу продлить заявителям статус вынужденных переселенцев, суд пришел к выводу об отсутствии их обустройства на новом месте жительства. При этом суд исходил из того, что заявители проживают в комнате общежития площадью 16,8 кв. м, которую занимают без правоустанавливающих документов на вселение, каждый из заявителей имеет свою семью, и при выдаче им ордера на получение жилья учитывалась бы социальная норма жилой площади (ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
С решением районного суда согласился и суд кассационной инстанции, указав, что с момента вынесения предыдущих судебных решений о понуждении УФМС продлить заявителям статус вынужденных переселенцев их жилищные условия не изменились.
Однако указанные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и на неполном установлении значимых по делу обстоятельств.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Исходя из указанных положений Закона, статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. Закон предусматривает только возможность продления статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 7 данного Федерального закона, территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.
Во исполнение этого Закона принято Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845, утвердившего Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации
В силу подп. "б" п. 40 указанного Положения территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом указанным Министерством, вносит в орган местного самоуправления предложения о распределении среди состоящих на учете вынужденных переселенцев жилых помещений для постоянного проживания, в финансировании строительства (приобретения) которых участвовал этот территориальный орган, за исключением вынужденных переселенцев, в том числе проживающих в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма; постоянно проживающих в жилом помещении, принадлежащем одному из членов семьи на праве собственности или находящемся в общей собственности нескольких членов семьи.
Таким образом, проживание вынужденных переселенцев в жилых помещениях, предоставленных членам семьи для постоянного проживания по договору найма свидетельствует об их обустройстве на новом месте жительства и не влечет продление статуса вынужденного переселенца. Указание на проживание в таких помещениях вынужденных переселенцев с соблюдением норм обеспеченности их жилой площадью в Положении не содержится. Понятие "обустройство на новом месте жительства" не предусматривает обязательное обеспечение переселенцев жилым помещением с учетом норм представления, установленных жилищным законодательством, в виде отдельной квартиры. Заключение договора социального найма жилого помещения меньшей площадью не лишает переселенца возможности дальнейшего улучшения жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Кроме того, возложение на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязанности по оказанию переселенцам помощи в таком обустройстве не освобождает самих вынужденных переселенцев от обязанности принять меры к своему обустройству на новом месте жительства.
Как следует из материалов дела, заявители К-вы с мая 2000 г. проживают в комнате площадью 16,8 кв. м в общежитии по ул. <...> в г. Челябинске. При вселении ордер на комнату не выдавался. Фактически в комнате проживает К.Н. с несовершеннолетними детьми.
В соответствии с Постановлением
Главы г. Челябинска от 21 февраля 2005 г. № 282-П в целях сохранения за гражданами, проживающими в муниципальных общежитиях, права на приватизацию занимаемых жилых помещений, статус общежития по адресу: ул. <...>, в котором проживают К-вы, изменен на статус жилищного фонда социального использования.
Из сообщения администрации Металлургического района г. Челябинска от 12 августа 2008 г. № 1600-06 следует, что семья К-вых имеет право на заключение договора социального найма занимаемого ими жилого помещения по ул. <...>, однако от заключения такого договора К-вы отказываются.
Причины, по которым заявители отказываются от оформления договора социального найма на занимаемое ими в жилищном фонде социального использования жилое помещение, суд при разрешении спора не выяснял. Соответственно, оценка обоснованности такого отказа в судебных решениях по делу не содержится. Также, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов на проживание К-вых в комнате общежития по договору социального найма, суд не установил и иных правовых оснований для вселения заявителей в комнату общежития и проживания в ней (на основании договора аренды, коммерческого найма и т.д.).
То обстоятельство, что после состоявшихся ранее судебных решений о признании решений миграционной службы об отказе в продлении заявителям статуса вынужденных переселенцев и понуждении в продлении такого статуса их жилищные условия не изменились, не имеет правового значения. По окончании срока, на который заявителям такой статус был предоставлен, вопрос о его продлении разрешается вновь.
Поэтому наличие у К-вых препятствий в обустройстве на новом месте жительства для разрешения вопроса о продлении им статуса вынужденных переселенцев подлежал разрешению судом с учетом условий их проживания на день принятия миграционной службой оспариваемого заявителями решения.
При указанных обстоятельствах постановленные по делу решение Центрального районного суда г. Челябинска и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
отменить решение Центрального районного суда г. Челябинска от 8 октября 2009 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 1 декабря 2009 г.
Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН