Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2009 г. по делу № А14-6192/2009/181/10

(извлечение)

Администрацией городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Администрация городского поселения, заявитель по делу) заявлены требования к администрации Богучарского муниципального района Воронежской области (далее по тексту - Администрация района) о признании незаконным отказа администрации Богучарского муниципального района Воронежской области в утверждении площади земельного участка, находящегося по адресу: <...> и обязании Администрации района утвердить площадь земельного участка, находящегося по адресу: <...>.
Администрация Богучарского муниципального района Воронежской области заявленные требования не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Из материалов дела следует:
11.01.2006 в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация Богучарского муниципального района Воронежской области передала, а администрация городского поселения - город Богучар приняла по акту приема-передачи в муниципальную собственность городского поселения - город Богучар ряд объектов недвижимого имущества.
23.03.2006 решением Совета народных депутатов городского поселения - город Богучар № 12/5 утверждены реестры муниципальной собственности городского поселения - город Богучар.
Для регистрации в установленном законом порядке права муниципальной собственности городского поселения - город Богучар на объекты недвижимого имущества, переданные поселению администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области, необходима подготовка землеустроительной документации, для чего, в свою очередь - утверждение площади и согласование границ земельных участков, занятых переданными поселению объектами недвижимости.
16.12.2008 Администрация городского поселения обратилась в Администрацию района с заявлением об утверждении площади земельных участков в соответствии с материалами геодезической съемки под многоквартирными домами и нежилым зданием, расположенными по адресам: <...>, площадью 607 кв. м, <...>, площадью 2749 кв. м, <...>, площадью 884 кв. м, <...>, площадью 839 кв. м, <...>, площадью 758 кв. м, <...>, площадью 2908 кв. м, <...>, площадью 942 кв. м, <...>, площадью 1647 кв. м, <...>, площадью 1280 кв. м, <...>, площадью 1532 кв. м.
19.01.2009 администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области издано постановление № 14, которым утверждены площади и описание границ вышеперечисленных земельных участков, за исключением земельного участка по <...>.
Письмом от 13.03.2009 Администрация городского поселения вновь обратилась в Администрацию района с заявлением об утверждении площади земельного участка по указанному адресу.
Однако 20.03.2009 от Администрации района было получено письмо № 380, в котором указано, что испрашиваемый Администрацией городского поселения земельный участок оформляется в муниципальную собственность Богучарского района под объекты социального назначения.
Не согласившись с данным ответом, считая, что Администрация района фактически отказала Администрации городского поселения в удовлетворении заявления об утверждении площади земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>, чем создала препятствия в городскому поселению - город Богучар на реализацию им, как собственником объекта недвижимости, права на оформление в установленном законом порядке прав на данный объект недвижимости, а также на земельный участок, занятый этим объектом недвижимости, администрация городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований Администрация городского поселения ссылается на пункт 15 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
В обоснование правомерности отказа в формировании земельного участка, в ходе судебного разбирательства Администрация района ссылается на планирование использовать спорный земельный участок для строительства объектов социального назначения в связи с тем, что здание, расположенное на данном земельном участке, разрушено.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями) видами имущества.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что в собственности поселений могут находиться, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Изложенное в указанном постановлении Пленума ВАС РФ толкование должно учитываться судами в целях обеспечения единства правоприменительной практики.
Факт передачи многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> в собственность городского поселения - город Богучар подтвержден материалами дела (акт приема-передачи недвижимого имущества и Приложение к нему) и не оспорен участвующими в деле лицами. Спорный объект недвижимости включен в реестр объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности городского поселения - город Богучар, утвержденный решением Совета народных депутатов городского поселения - город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области от 23.03.2006 № 12/5.
Таким образом, выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности городского поселения - город Богучар, является правоподтверждающим документом в отношении права собственности городского поселения - город Богучар на жилой дом, расположенный по адресу: <...>.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости (пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с изменениями), в том числе о площади земельного участка (статья 7 Закона).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Утвержденный распоряжением Правительства РФ на момент совершения оспариваемого отказа Перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации или Воронежской области возникло право собственности, а также доказательства государственной регистрации спорного земельного участка в федеральной собственности или в собственности субъекта РФ отсутствует.
Спорный земельный участок одновременно с расположенным на нем объектом недвижимости в муниципальную собственность городского поселения - город Богучар в установленном законом порядке не передавался.
Следовательно, органом, управомоченным на распоряжение спорным земельным участком, является Администрация района и обращение Администрации городского поселения с заявлением об утверждении площади спорного земельного участка в администрацию Богучарского муниципального района является обращением к управомоченному органу.
Суд соглашается с доводом Администрации городского поселения о том, что письмом от 20.03.2009 № 380 в ответ на заявление администрации городского поселения - город Богучар, Администрация района фактически отказала заявителю в утверждении площади земельного участка, занятого объектом недвижимости, находящимся в собственности Городского поселения.
При этом судом учтено, что в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относит земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (пункт 3 статьи 3.1 Закона).
Довод Администрации района о правомерности оспариваемого отказа, в связи с отсутствием на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, судом не принимается, поскольку акт обследования участка по адресу: <...>, от 05.08.2009 и справка филиала государственного унитарного предприятия Воронежской области "В" - БТИ Богучарского района Воронежской области от 09.09.2009 № 571 о разрушении объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, выполнены в ходе судебного разбирательства по настоящему делу и не могли быть положены в основу отказа.
Кроме того, указанные документы не свидетельствуют о полном разрушении объекта недвижимости, снятии его с инвентаризационного учета и исключении и реестра муниципального имущества городского поселения - город Богучар.
С учетом изложенного, отраженное в письме основание отказа в утверждении площади земельного участка - "оформление земельного участка в муниципальную собственность района под объекты социального назначения", противоречит нормам действующего законодательства и безусловно нарушает права и законные интересы городского поселения - город Богучар.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) - часть 5 статьи 200 АПК РФ.
Администрацией Богучарского муниципального района Воронежской области не представлены доказательства правомерности и обоснованности оспариваемого отказа, безусловно нарушившего права и законные интересы в экономической деятельности городского поселения - город Богучар, от имени которого выступает Администрация поселения.
Доказательства несоответствия заявленной к утверждению в соответствии с материалами геодезической съемки площади земельного участка площади, необходимой для использования расположенного на нем объекта недвижимости, Администрацией района не представлено.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В силу статьи подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (с изменениями), пунктом 10 статьи 3, пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (с изменениями), Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.98 № 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", статьями 4, 7 - 11, 13, 16, 65, 110, 156, 167 - 170, 180, 198, 200, 201 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

Признать незаконным отказ администрации Богучарского муниципального района Воронежской области в утверждении площади земельного участка, находящегося по адресу: <...>, и занятого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости, как не соответствующий Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Обязать администрацию Богучарского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя путем утверждения площади земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.09.2009 по делу № А14-6192/2009/181/10
Судом признан незаконным отказ администрации района в утверждении площади земельного участка, поскольку на спорном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом, находящийся в собственности заявителя, а органом, управомоченным на распоряжение спорным земельным участком, является администрация района - ответчик по делу.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru