Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

СПРАВКА
от 6 октября 2010 г. 01-07/26-666

СПРАВКА О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2010 ГОДА
ПО КАССАЦИОННЫМ И НАДЗОРНЫМ ДАННЫМ

1. Количественные данные о работе
районных (городских) судов области и мировых судей

В первом полугодии 2010 года районными (городскими) судами Кемеровской области рассмотрено с вынесением решения 26974 гражданских дел, что на 13403 дела (33%) меньше чем в аналогичном периоде 2009 года, когда было рассмотрено 40377 дел. Указанное количество также меньше на 5395 дел по сравнению с первым полугодием 2008 года (32369 дел), однако, по сравнению с первым полугодием 2007 года (24557) количество рассмотренных с вынесением решения гражданских дел стало больше на 2417 дел.
Мировыми судьями Кемеровской области в первом полугодии 2010 года рассмотрено с вынесением решения/судебного приказа 94122. Данный показатель на 53349 дел (131%) больше по сравнению с первым полугодием 2009 года (когда было окончено 40773 гражданских дел) и на 44256 дел больше чем показатель аналогичного периода 2008 года (49866 дел).
Из приведенных выше данных следует, что количество гражданских дел, рассмотренных городскими (районными) судами в первом полугодии 2010 года, существенно уменьшилось. Тогда как количество дел, рассмотренных мировыми судьями в первом полугодии 2010 года, в сравнении с аналогичным периодом 2009 года увеличилось в 2,3 раза.
В первом полугодии 2010 года в районные (городские) суды Кемеровской области для рассмотрения в апелляционном порядке поступило 1569 дел, из них по апелляционным жалобам - 1043 дела, по апелляционным представлениям - 5 дел, по частным жалобам и представлениям - 501 дело, из надзорной инстанции - 20 дел. Из общего количества рассмотрено 1499 дел, из которых 90 с прекращением апелляционного производства, а также оставлением без рассмотрения в связи с неявкой сторон.
В апелляционном порядке было отменено 327 решений мировых судей. Из них частично отменено 3, с вынесением нового решения 277, с прекращением производства по делу - 27, с оставлением без рассмотрения - 23, решения были изменены по 75 делам. Без изменения были оставлены судебные постановления по 774 делам.
Дел об административных правонарушениях в первом полугодии 2010 года рассмотрено:
- районными (городскими) судами Кемеровской области - 1791 дело,
- мировыми судьями - 91778 дел.
В первом полугодии 2009 года районными (городскими) судами Кемеровской области было рассмотрено 1424 дела об административных правонарушениях, мировыми судьями - 107395 дел.
Из изложенного следует, что по сравнению с показателями за аналогичный период 2009 г. количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных районными (городскими) судами, увеличилось на 25,8%, а мировыми судьями уменьшилось на 14,5%.
С нарушением сроков, установленных ГПК РФ рассмотрено:
- районными (городскими) судами - 2272 дела (7% от 32677 рассмотренных);
- мировыми судьями - 961 гражданское дело (1% от 98272 рассмотренных);
- в апелляционном порядке - 165 дела (11% от 1499 рассмотренных).
В первом полугодии 2010 года судьями районных (городских) судов вынесено 1 частное определение, мировыми судьями - 8 частных определений.

Данные о делах, рассмотренных мировыми судьями
с вынесением решений (судебных приказов)

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐
│                          Мировые судьи                       │Рассмот-  │
│                                                              │рено      │
│                                                              │граждан-  │
│                                                              │ских дел с│
│                                                              │вынесением│
│                                                              │решения   │
│                                                              │(судебного│
│                                                              │приказа)  │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Судебный участок № 1 г. Анжеро-Судженска                      │   843    │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Судебный участок № 2 г. Анжеро-Судженска                      │   730    │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Судебный участок № 3 г. Анжеро-Судженска                      │   736    │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤
│Судебный участок № 4 г. Анжеро-Судженска                      │   713    │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

Отказывая ИФНС России по Центральному району города Новокузнецка в принятии искового заявления, Центральный районный суд г. Новокузнецка правильно исходил из того, что заявленный спор подлежит рассмотрению и разрешению арбитражным судом исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1).
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане) (ч. 2).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (ч. 3).
Из исковых требований ИФНС России к З. следует, что они основаны на положениях п. 1 ст. 9 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в указанных в настоящей части случаях.
Статьей 10 Федерального закона установлена ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве, и согласно ч. 1 этой статьи в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином - должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Согласно ч. 7 этой же статьи Закона лица, в отношении которых поданы заявления о привлечении к ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве (права и обязанности, связанные с рассмотрением указанного заявления, включая право обжаловать судебные акты, принятые в соответствии с настоящей статьей).
Таким образом, исковые требования ИФНС России к З. являются требованиями о привлечении его к ответственности в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно ч. 1 ст. 33 АПК РФ, устанавливающей специальную подведомственность дел арбитражным судам, арбитражные суды рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве).
Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (ч. 2).
Статьями 32, 33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 99 и ч. 2 ст. 129 названного Федерального закона внешний управляющий и конкурсный управляющий иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, единоличного исполнительного органа, подают в арбитражный суд.
Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что исковые требования о привлечении руководителя должника к ответственности в виде возмещения убытков в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" отнесены к подведомственности арбитражных судов.
3. В судебной практике возник вопрос о том, к какой категории требований - имущественного или неимущественного характера относятся требования о признании договора залога и договора поручительства недействительными для целей определения размера госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд общей юрисдикции ?
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, специально не устанавливает размер государственной пошлины по спорам о признании сделок недействительными.
Поскольку иск о признании недействительными договоров залога и поручительства не связан с правами на имущество, государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4 000 рублей.
4. Также в судебной практике возникает вопрос о том, в каком размере подлежит уплате государственная пошлина при обращении в суд с иском о признании завещания недействительным?
В данном случае следует иметь в виду, что в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006, разъясняется, что, поскольку иск о признании недействительными договоров купли-продажи или дарения, а также спор о применении последствий недействительности сделки связаны с правами на имущество, государственную пошлину при подаче таких исков следует исчислять в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации - как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска.
Следовательно, если исковое заявление, содержащее требование о признании завещания недействительным связано с правами на имущество, то размер государственной пошлины при подаче таких исков определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в зависимости от цены иска.
5. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Положения пп. 19 п. 1 ст. 333.36 распространяются на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означают освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 11 Конституции Российской Федерации установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти..
Частью 1 ст. 76, ч. 1 ст. 112 и ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации отнесение организаций к органам государственной власти производится законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указа от 27.08.2010 № 1074) к федеральным органам исполнительной власти отнесены Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Министерство юстиции, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний и другие.
Решение вопроса о том, относится тот или иной орган к государственному органу, освобожденному от уплаты государственной пошлины, должен решаться с учетом вышеприведенных норм законодательства, а также с учетом нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение и деятельность органа, выступающего истцом или ответчиком по делу.
В частности, суды не всегда учитывают то, что Министерство финансов Российской Федерации, выступающее от имени казны Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (в ред. от 9.03.2010) является федеральным органом исполнительной власти, поэтому в силу п. п. 19 п. 1 ст. 336.19 освобождается от уплаты государственной пошлины.
Например, в части взыскания государственной пошлины в доход государства с Министерства финансов РФ в кассационном порядке было отменено решение Анжеро-Судженского городского суда от 3 марта 2010 г. по иску Н. к Министерству финансов РФ, МВД РФ, ГУВД по Кемеровской области, УВД по г. Анжеро-Судженску о возмещении вреда.
6. Вопрос: Подлежат ли возмещению лицу, в пользу которого принят судебный акт, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные по делу, в котором стороной является государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ?
В силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.
Распределение судебных расходов между сторонами судебного разбирательства регулируется ст. ст. 98 - 103 ГПК РФ.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Вопрос: Имеет ли право женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 г., в случае рождения первого или второго ребенка и их смерти на первой неделе жизни право на получение материнского сертификата?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, являются мерами по предоставлению возможности улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных указанным Законом.
К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007 г. (п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ).
Согласно п. 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, лица, имеющие право на получение государственного сертификата, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, указанными в п. 5 Правил, который указывает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей.
Федеральным законом от 28.07.2010 № 241-ФЗ в статью 20 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" были внесены изменения и дополнения. В соответствии с пунктом 2 ст. 20 названного закона в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.
Родители (один из родителей), дети которых умерли на первой неделе жизни, начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", имеют право обратиться в органы записи актов гражданского состояния для получения свидетельства о рождении указанных детей в порядке, установленном Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.07.2010 № 241-ФЗ.
Таким образом, факт рождения одного из детей, и факт его смерти на первой неделе жизни, не препятствует в получении сертификата на материнский (семейный) в соответствии с указанными нормативными правовыми актами.

Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Справка Кемеровского областного суда от 06.10.2010 № 01-07/26-666
"Справка о практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в первом полугодии 2010 года по кассационным и надзорным данным"

1. Количественные данные о работе районных (городских) судов области и мировых судей
Данные о делах, рассмотренных мировыми судьями с вынесением решений (судебных приказов)
2. Показатели работы районных (городских) судов области по кассационным данным
Количественные и качественные показатели дел, рассмотренных районными (городскими) судами с вынесением решений за первое полугодие 2010 года (по кассационным жалобам и представлениям)
Кемерово
Новокузнецк
Прокопьевск
Городские суды
Районные суды
Стабильность 35% и менее от числа обжалованных решений имеют судьи
3. Показатели работы районных (городских) судов области и мировых судей по надзорным данным
Причины отмены судебных постановлений в кассационных и надзорных инстанциях
Вопросы, возникающие при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью
Применение гражданского законодательства
Применение законодательства о страховании
Применение семейного законодательства при разрешении споров
Вопросы, возникающие при рассмотрении налоговых споров

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru