Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 26 октября 2010 года

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ

1. Зачем налоговая инспекция массово запрашивает документы в ходе камеральной налоговой проверки?
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации у налоговых органов есть несколько инструментов для проверки полноты задекларированных налогоплательщиками доходов, затрат и налоговых вычетов, в частности, по НДС и налогу на прибыль.
Этими инструментами являются:
- требование о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в представленную отчетность (ст. 88 НК РФ);
- истребование необходимых для проверки документов в соответствии со ст. 93 НК РФ в случаях, когда заявлен НДС к возмещению, по налоговым льготам и по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
- истребование у контрагентов или у иных лиц документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;
- опрос свидетелей, в частности должностных лиц организации (ст. 90 НК РФ).
Требование о представлении пояснений или внесении уточнений в налоговую декларацию направляется в случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведениям, имеющимся у налогового органа, расхождения в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Данные требования отчасти формируются автоматически после компьютерной обработки деклараций. Более детально требования дорабатываются вручную с учетом прочей информации, имеющейся в налоговой инспекции.
На практике очень большое количество направленных требований остается без внимания налогоплательщиков. На часть требований налогоплательщики присылают формальные объяснения, не дающие ответы на поставленные вопросы.
Не получив ответы на имеющиеся вопросы по расхождениям в декларациях, налоговая инспекция применяет следующий инструмент: направляет запросы по контрагентам. Причем истребование документов налоговые инспекции Кировской области проводят, в том числе, и по поручениям налоговых органов других регионов.
В этой связи и возникает необходимость представления большого объема документов, особенно у налогоплательщиков, имеющих большое количество покупателей.
Кроме того, у контрагентов документы запрашиваются и в ходе выездных проверок. Этот инструмент налогового контроля существовал практически всегда. Но если раньше налоговые инспекторы ходили на встречные проверки, то сейчас истребуют документы без выхода - это установлено Налоговым кодексом.
Налоговые органы понимают проблему большого объема истребования документов, но на данный момент другого инструмента для осуществления проверок нет. Если в перспективе в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации будет предусмотрен электронный учет в налоговых органах выставленных налогоплательщикам счетов-фактур, то объем истребованных документов уменьшится.

2. Зачем необходимо такое большое количество встречных проверок, при этом запрашивается большое количество документов за прошлые годы?
Налоговый контроль по своей сути - это последующий контроль за предшествующие налоговые периоды. Проведя камеральную проверку представленных налоговых деклараций, налоговая инспекция не забывает про налогоплательщика. В дальнейшем инспекция продолжает анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей и их соответствие исчисленным налогам, в том числе для решения вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки. В соответствии с законодательством о налогах и сборах выездной налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В связи с этим налоговой инспекцией и истребуются документы за прошлые периоды.

3. Зачем налоговая инспекция требует от налогоплательщиков составления обобщающих справок, таблиц, расшифровок, хотя на это не имеет права?
Две возможные ситуации:
Первая ситуация. Налоговая инспекция требует пояснения с приложением обобщенных материалов, что связано в первую очередь с необходимостью проверки расхождений при камеральной проверке. Чем детальнее пояснения налогоплательщика, тем больше вероятности, что налоговая инспекция в дальнейшем не будет запрашивать информацию у поставщиков.
Вторая ситуация. Данные запросы направлялись налогоплательщикам в течение 2009 года и в начале 2010 года, что было связано с осуществлением налоговыми органами мониторинга состояния налоговой базы в связи с экономическим кризисом. В первую очередь это было связано с прогнозом в меньших суммах доходов и с пересмотром расходной части областного бюджета. Несвоевременный пересмотр бюджета мог привести к социальной напряженности в области.

4. Руководители организаций приглашаются в налоговый орган на комиссии для дачи пояснений.
Вызов руководителей на комиссии - это одна из форм получения от налогоплательщика пояснений об имеющихся расхождениях или несоответствии сумм, заявленных в налоговых декларациях, другим показателям деятельности организации или информации, которая имеется в налоговом органе.
Если имеются объективные причины таких расхождений, то проще прийти и объяснить это на комиссии. Многие на практике уже побывали на таких комиссиях. Как правило, на них обсуждаются вопросы полноты удержания и перечисления НДФЛ, а также обоснованности заявленных убытков.
Налоговой инспекцией анализируется большой перечень налогоплательщиков. На комиссии вызываются отдельные налогоплательщики, по которым наибольшее количество вопросов.

5. Каким образом предприятиям - добросовестным налогоплательщикам бороться с фирмами-однодневками (являются клиентами организаций)? Как предприятия могут проверить своего контрагента?
Модернизация и совершенствование технологических процессов, связанных с налоговым администрированием и контролем, внесли существенные изменения в контрольную работу налоговых органов.
На сегодняшний день налоговые органы располагают огромным информационным массивом, который ежедневно актуализируется и анализируется по определенным позициям. Критические значения данных показателей по какому-то определенному налогоплательщику становятся сигналом для проведения налоговым органом более глубокого анализа его финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которого принимается решение о целесообразности проведения выездной проверки.
Естественно, что налогоплательщики, продолжающие скрывать и минимизировать налоги, включаются в Планы выездных налоговых проверок. В План выездных налоговых проверок попадают налогоплательщики, у которых по результатам проведенного налоговым органом анализа выявлены максимальные отклонения от установленных показателей критериев риска, определенных Концепцией системы планирования, и в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о нарушениях налогового законодательства.
В отношении налогоплательщиков, в полном объеме задекларировавших свои доходы и уплативших соответствующие суммы налогов, выездные налоговые проверки не проводятся.
В настоящее время еще довольно распространены нарушения налогового законодательства, связанные с неправомерными действиями отдельных предприятий и индивидуальных предпринимателей, их недобросовестностью по отношению к обязанности по уплате законно установленных налогов.
Нередко вовлеченными в их действия становятся законопослушные налогоплательщики. Ведь, заключая договоры на приобретение какого-либо товара, они могут не догадываться, что приобретают товар по поддельным документам у несуществующих фирм, что это в дальнейшем приведет к проблемам с налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
Для того чтобы избежать нарушений налогового законодательства и не стать участником незаконных схем минимизации налогов или схем незаконного возмещения налогов из бюджета, налогоплательщик должен быть осмотрительным при заключении договоров с непроверенными контрагентами.
В настоящее время налоговые органы предлагают различные формы и методы конструктивного диалога и эффективного сотрудничества с налогоплательщиками, используя которые Вы можете дополнительно обезопасить себя от действий недобросовестных налогоплательщиков и не испортить свою деловую репутацию как перед партнерами по бизнесу, так и государственными контролирующими органами.
Так, определенную информацию о контрагенте можно получить через сеть Интернет на сайте Управления ФНС России по Кировской области (www.r43.nalog.ru):
Сервис "Сведения из ЕГРЮЛ" предоставляет заинтересованным лицам возможность получить информацию о юридических лицах, сведения о которых включены в Единый государственный реестр юридических лиц. Для получения информации необходимо заполнить одно из обязательных полей ("Наименование организации", "ОГРН/ГРН/ИНН"). Информация названного сервиса обновляется еженедельно и позволяет получить сведения о записях, внесенных в отношении выбранного юридического лица в ЕГРЮЛ.
Посещаемость данного сервиса является стабильно высокой и в прошедшем году достигла рекордных 10 млн. в месяц.
Сервис "Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?" создан в целях информирования участников гражданского оборота о представлении документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Указанная информация может быть использована для пресечения неправомерного внесения изменений в сведения о юридических лицах, а также для обеспечения возможности принятия обеспечительных мер при угрозе "рейдерских" захватов.
Информация обновляется ежечасно и позволяет в режиме реального времени отслеживать несанкционированные изменения сведений Единого государственного реестра юридических лиц.
Данный сервис позволяет также проверить, не зарегистрирована ли потенциальная организация-контрагент по так называемому адресу "массовой регистрации", не входят ли в состав ее исполнительных органов дисквалифицированные лица:
ФНС России совместно с журналом "Вестник государственной регистрации" предоставляет очень востребованную услугу - поисковую систему "Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поиск проводится по всем номерам журнала.
Еще одна услуга - он-лайн проверка по базе всех номеров журнала сведений о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. Задаются реквизиты ОГРН или ИНН юридического лица.
База обновляется еженедельно, по мере выхода журнала.
Данные поисковые системы позволяют любому заинтересованному лицу не только оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, исполнителе госконтракта, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ним изменения и как следствие - минимизировать риски, а также возможные потери.
Информация сервиса "Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?" обновляется еженедельно. Каждый день к данному сервису обращаются свыше 4,5 тысячи пользователей. Рост интереса к данной информации особенно заметен в период кризисных явлений в экономике, что объясняется обеспокоенностью предпринимателей судьбой своих организаций.
Информационное агентство "Валаам" на Интернет-сайте (www.valaam-info.ru) предлагает доступ к следующим базам данных:
1. Сведения о юридических лицах, внесенных в ЕГРЮЛ.
2. Поисковая Система по Аффилированным Лицам, содержащая информацию, которую открытые акционерные общества в соответствии с законодательством обязаны публиковать.
3. Поисковая Система по Предприятиям России, источником информации которой являются открытые государственные информационные массивы, официальные сообщения федеральных министерств.
4. Электронный мониторинг. Все сведения данного информресурса основаны на сообщениях юридических лиц, опубликованных в журнале "Вестник государственной регистрации", в том числе информация о намерениях начать процедуру ликвидации или реорганизации и адрес, по которому необходимо обратиться для заявления своих требований, и сроках предъявления претензий.
Информация по всем зарегистрированным юридическим лицам России, Украины, Казахстана содержится в информационной базе данных СПАРК: Система профессионального анализа рынков и компаний (www.spark-interfax.ru). Данная корпоративная база данных включает в себя информацию о структуре компании, статистическую и финансовую отчетность компаний, финансовую отчетность банков и страховых компаний, описание деятельности компании, планов ее развития, рекомендации аналитиков, сообщения СМИ и различную публичную информацию.
Законодательство о налогах и сборах не устанавливает прямую обязанность налогоплательщика проверять достоверность реквизитов, указанных поставщиком в документах. Однако гражданское законодательство не запрещает затребовать у контрагента доказательства, подтверждающие достоверность документов.
Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области призывает налогоплательщиков использовать все возможные ресурсы и способы получения информации в отношении контрагентов и взвешенно подходить к заключению и реализации сделок с участием недобросовестных налогоплательщиков.

6. Почему справку об отсутствии задолженности (даже только что созданной фирме) налоговые органы готовят 10 дней?
Согласно Методическим рекомендациям по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (утверждены приказом ФНС России от 23.04.2005 № ММ-3-19/206@) указанная справка вручается налогоплательщику или уполномоченному лицу налогоплательщика в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления. Справка формируется с помощью программных средств налогового органа, в обязательном порядке визируется начальниками отдела работы с налогоплательщиками и отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Далее документ подписывается руководителем налогового органа, заверяется печатью налогового органа и регистрируется в установленном порядке.
Ежемесячно в ИФНС России по г. Кирову по заявлениям налогоплательщиков формируется в среднем 2,5 тыс. справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, а также 3,4 тыс. справок о состоянии расчетов с бюджетом по форме № 39-1 и 3,9 тыс. актов сверок расчетов с бюджетом. Необходимо отметить, что, несмотря на установленный налоговым законодательством десятидневный срок выдачи справок об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, а также большой объем формируемых документов, средний срок выдачи налоговой инспекцией указанных справок составляет 5 - 6 дней.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Информация> УФНС РФ по Кировской области от 26.10.2010
"Вопросы-ответы"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru