Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 20 сентября 2010 года

Вопрос 1. Вступил в действие закон "О теплоснабжении".

Федеральный закон "О теплоснабжении", регулирующий всю систему взаимоотношений в теплоснабжении и направленный на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей, подписанный 27 июля 2010 года Президентом Д.А. Медведевым, вступил в силу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ имеет название "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности".

О необходимости принятия закона профессиональные участники рынка говорили давно, первые версии законопроекта появились более 7 лет назад. Принятие закона завершило создание нормативно-правовой базы новой российской энергетики вместе с принятыми ранее законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и ФЗ "Об электроэнергетике".
Новым Федеральным законом "О теплоснабжении" установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии.
Федеральный закон "О теплоснабжении" регулирует также вопросы использования, создания, функционирования и развития систем теплоснабжения, определяет полномочия органов власти по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих и теплосетевых компаний.
Закон устанавливает порядок регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов власти разных уровней в области регулирования цен в сфере теплоснабжения.
Подробно регулируются отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, в т.ч. устанавливается порядок подключения к системе теплоснабжения, а также содержание, порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения.
Отдельной главой регулируется обеспечение надежности теплоснабжения. Для обеспечения надежности теплоснабжения прописана процедура проверки готовности к отопительному периоду. Включена необходимость тщательной проверки инженерных систем, труб и деталей трубопроводов, комплектующих.
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования 30 июля, за исключением отдельных норм, касающихся регулирования цен в сфере теплоснабжения и порядка подключения к системе теплоснабжения, которые вступают в силу с 1 января 2011 года.
В связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" вносятся изменения в ряд законодательных актов России.

Вопрос 2. Цели принятия закона "О Теплоснабжении".

Вступил в действие Закон "О теплоснабжении", который поможет навести порядок на рынке теплоснабжения и радикально сэкономить потребление тепловой энергии в стране.
Цель принятия закона та, что "теплоснабжение" должно быть урегулировано в отдельном законодательном акте, положения которого должны ввести конкурентные отношения в этой сфере и согласовать нормативную базу теплоснабжения с действующей нормативной базой в смежных отраслях, в первую очередь, в электроэнергетике, в области градостроительной деятельности и регулировании тарифов организаций коммунального комплекса.
Современная система отопления городов в стране организована как система централизованного теплоснабжения. К системам централизованного теплоснабжения подключено 75% населения страны. Основными источниками тепла в системах централизованного теплоснабжения являются электростанции и котельные.
В результате проведенных в электроэнергетике рыночных преобразований электростанции и котельные в настоящее время разделены между владельцами различных форм собственности. При этом особую тревогу вызывает проблема хаотичного развития систем теплоснабжения.
Поэтому цель закона обеспечить комплексное развитие системы теплоснабжения и четкое ее функционирование в нашей стране и получить при этом значительную экономию потребления тепловой энергии в бытовом и промышленном использовании.
Основная суть принятого документа достаточно проста - применяя специально разработанный комплекс мер, достичь снижения тарифов на тепло, горячую воду и электричество на 25%.
Закон "О теплоснабжении" определяет структуру управления теплоснабжением населенных пунктов в условиях изменения отношений собственности в российском теплоснабжении и развивая Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" устанавливает процедуры саморегулирования в сфере теплоснабжения.
Законом установлен статус, порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, в полномочия которых входит выдача организациям теплоснабжения - членам саморегулируемых организаций свидетельств о допуске к осуществлению определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения.

Вопрос 3. Обязательный учет тепловой энергии.

Отдельная глава закона "О Теплоснабжении" посвящена установке и эксплуатации приборов учета. Особо оговаривается, что в новых многоквартирных домах счетчики горячей и холодной воды, света, тепла устанавливаются застройщиком за собственный счет и до ввода дома в эксплуатацию. Сдача дома в эксплуатацию без приборов учета тепловой энергии не допускается.
Законом предусмотрена организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Количество тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются на границе балансовой принадлежности.
Учет потребленной тепловой энергии расчетным путем, то есть без показаний счетчиков, допускается в случае неисправности приборов учета или при нарушении сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования приборами учета законом не допускаются. Закон "О Теплоснабжении" обязывает владельцев источников тепловой энергии и тепловых сетей, не имеющих приборов учета, организовать коммерческий учет тепловой энергии и теплоносителя с использованием приборов учета.
Закон "О Теплоснабжении" предусматривает разработку и принятие Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, которые должны будут содержать, в частности:
1) требования к приборам учета;
2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения;
3) порядок определения количества поставленной тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем;
4) порядок распределения потерь тепловой энергии и теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Согласно принятому закону при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии приборов учета будут применяться повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения.

Вопрос 4. Ограничения в подаче тепла для потребителей-неплательщиков

Новый закон "О теплоснабжении" предусматривает серьезные осложнения для тех граждан и предприятий, которые вовремя не платят за тепло (отопление, ГВС). Теперь подачу тепла можно будет ограничивать за счет сокращения объема или снижения температуры. Правда, данное новшество не коснется жильцов многоквартирных домов. Норма для граждан распространяется только на владельцев индивидуальных строений. При этом теплоснабжающая организация должна будет известить их о санкциях за сутки.
Законом предусмотрено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепла.
Закон "О Теплоснабжении" предусматривает разработку и принятие Правительством России "Правил организации теплоснабжения", которыми будут определяться социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения или прекращения подачи тепла.
До введения ограничения подачи тепловой энергии потребителю теплоснабжающая организация должна предупредить в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии и должна известить об этом потребителя за сутки до введения такого ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии вводится путем сокращения подаваемого объема теплоносителя или снижения его температуры.
Для обеспечения технической возможности ограничения в подаче тепловой энергии теплоснабжающая организация имеет право произвести необходимые переключения в теплопотребляющих установках, принадлежащих теплосетевой компании или потребителям тепла. Возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после принятия мер по погашению задолженности.
Ограничение подачи тепловой энергии потребителям-неплательщикам не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии другим потребителям.

Вопрос 5. Потребление тепловой энергии с нарушением правил

В новом федеральном законе "О Теплоснабжении" регулируется проблема потребления тепловой энергии с нарушением правил.
Закон обязывает теплоснабжающие и теплосетевые организации проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей и источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, оснований для ее потребления в целях выявления бездоговорного потребления.
Бездоговорное потребление тепловой энергии - это потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения договора теплоснабжения либо с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения.
Один из примеров такого нарушения - это обустройство в многоквартирном доме теплых водяных полов. Правилами эксплуатации жилых помещений установка водяного теплого пола в многоквартирных домах запрещена или требует серьезного согласования, как при перепланировке помещения.
Как правило, подключение водяных теплых полов происходит посредством врезки в систему отопления дома или центрального водоснабжения, что приводит к нарушению их нормальной работы. К тому же, соседям по дому может доставить массу неудобств, т.к. горячая вода или отопление в их квартиры будут подаваться чуть теплыми.
Лица, потребляющие тепловую энергию, должны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок. Проверка одного лица может осуществляться не чаще, чем один раз в квартал.
Теплоснабжающей организацией при выявлении факта бездоговорного потребления тепловой энергии составляется акт. В акте должны содержаться сведения о лице, осуществившем бездоговорное потребление тепловой энергии, о способе и месте такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения лица, допустившего нарушение порядка потребления тепловой энергии.
При составлении указанного акта должно присутствовать лицо, осуществившее бездоговорное потребление тепловой энергии. Его отказ от присутствия при составлении акта или от подписания составленного акта отражается в акте с указанием причин такого отказа. В этом случае акт составляется в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписывается ими.

Вопрос 6. Порядок оплаты теплоэнергии при нарушении порядка ее потребления.

Новым федеральным законом "О Теплоснабжении" предусмотрен специальный порядок оплаты тепловой энергии в случае нарушения правил ее потребления.
После составления акта о бездоговорном потреблении тепловой энергии, когда нарушены правила подключения к тепловым сетям, расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении нарушений в порядке потребления тепловой энергии.
Расчет будет производиться в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, которые будут разработаны и утверждены министерством энергетики России.
Объем бездоговорного потребления тепловой энергии и теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более, чем за три года.
Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию и теплоноситель и подлежит оплате лицом, нарушившим порядок потребления, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования от теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок стоимости тепловой энергии и теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с лица, допустившего нарушения порядка потребления, убытки в полуторакратном размере стоимости тепла, полученного потребителем с нарушением правил подключения к тепловым сетям.

Вопрос 7. Проверка готовности к отопительному периоду

Отдельной главой нового федерального закона "О Теплоснабжении" регулируется обеспечение его надежности. Для обеспечения надежности теплоснабжения прописана процедура проверки готовности к отопительному периоду. Включена необходимость тщательной проверки инженерных систем, труб и деталей трубопроводов, комплектующих.
Проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
- теплоснабжающие организации и теплосетевые компании;
- организации - потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Проверка готовности теплоснабжающих и теплосетевых компаний и организаций-потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей установленным требованиям и готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, и поддержанию температурного режима, утвержденного схемой теплоснабжения. Проверка источников тепловой энергии производится в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Теплоснабжающие и теплосетевые организации в целях подготовки к отопительному периоду также обязаны:
1) обеспечивать функционирование диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать учет приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечить безаварийную и надежную работу системы теплоснабжения.
В связи с принятием закона "О Теплоснабжении" внесено дополнение в федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора", согласно которому проверка готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду должна осуществляться ежегодно.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Разъяснение Ассоциации потребителей Пензенской обл. от 20.09.2010
<Об основных положениях Федерального закона "О теплоснабжении">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru