Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тюменская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2010 г. № К09/229-04

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель    И.В.Поткина - заместитель руководителя управления -
Комиссии:                   начальник отдела контроля за соблюдением
                            законодательства;
Члены комиссии: Е.А.Евсеева - ведущий специалист-эксперт отдела контроля
                            за соблюдением законодательства;
                Ю.Д.Верзун  - специалист-эксперт отдела контроля за
                            соблюдением законодательства
при участии представителей сторон:
представителя заявителя - Общероссийской общественной организации "Российское авторское общество",
представителя ответчика - ООО "Центр семейных развлечений",
представителя ответчика - ООО "Семейное кафе",
рассмотрев дело № К09/229 по признакам нарушения ООО "Центр семейных развлечений" (625000, г. Тюмень, ул. Ямская, д. 86 "а", ОГРН 1077203063508) п. 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), "Семейное кафе" (адрес места нахождения: 625000, г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 30, ИНН 7202192234, КПП 720201001, ОГРН 1087232046428) п. 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области обратилась Общероссийская общественная организация "Российское авторское общество" (Российское авторское общество, РАО) (вх. № 8767 от 01.12.2009), действующая в интересах российских авторов, иных правообладателей музыкальных произведений, на действия ООО "Центр семейных развлечений", которые выразились в публичном исполнении музыкальных произведений без надлежащего разрешения правообладателей (без заключения лицензионного договора с Российским авторским обществом).
Как указывает заявитель, 28.09.2009 в адрес ООО "Центр семейных развлечений", оказывающего услуги по организации досуга с использованием результатов интеллектуальной деятельности (публичном исполнении музыкальных произведений), им было направлено письмо с предложением заключить лицензионный договор на получение права публичного исполнения обнародованных произведений, а также договор о выплате авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений при показе аудиовизуальных произведений.
Однако никаких действий со стороны ООО "Центр семейных развлечений", направленных на заключение лицензионного договора с РАО, не последовало.
В связи с этим 15.11.2009 и 21.11.2009 в помещениях, занимаемых ООО "Центр семейных развлечений" (г. Тюмень, ул. Луговая, ТРЦ "Панама"), представителями РАО было проведено контрольное прослушивание с использованием технических средств (видеозаписи). В ходе контрольного прослушивания был установлен и зафиксирован факт незаконного публичного исполнения музыкальных произведений отечественных авторов и исполнителей.
На территории Российской Федерации право на публичное исполнение данных музыкальных произведений может быть получено пользователем исключительно путем подписания лицензионного договора с Российским авторским обществом.
Учитывая, что на момент контрольных прослушиваний (15.11.2009 и 21.11.2009) лицензионный договор о предоставлении права на публичное исполнение произведений между РАО и ООО "Центр семейных развлечений" заключен не был, заявитель указывает, что ООО "Центр семейных развлечений" оказывает услуги по организации досуга с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.
В связи с изложенным Заявитель просит в случае наличия в действиях ООО "Центр семейных развлечений" нарушения требований антимонопольного законодательства принять в отношении указанного хозяйствующего субъекта меры антимонопольного реагирования.
На заседании Комиссии 21.01.2010 Заявитель поддержал свои доводы и требования, изложенные им в вышеуказанном заявлении.
В ходе рассмотрения данного дела представитель ООО "Центр семейных развлечений" пояснил, что помещения ТРЦ "Панама", в которых представителями РАО был зафиксирован факт публичного исполнения музыкальных произведений без наличия вышеуказанного лицензионного соглашения, помимо ООО "Центр семейных развлечений" принадлежат также ООО "Семейное кафе", которое также оказывает услуги по организации досуга населения.
В связи с этим Комиссией в целях привлечения ООО "Семейное кафе" в качестве ответчика по данному делу, а также необходимостью истребования дополнительных документов рассмотрение дела откладывалось до 15.02.2010.
Таким образом, исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пп. 6 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленумов Верховного суда РФ № 5 и Высшего Арбитражного суда РФ № 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия. Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.
Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и другими законами РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1242 ГК РФ авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда настоящим Кодексом допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Согласно части 6 указанной статьи правовое положение организаций по управлению правами на коллективной основе, функции этих организаций, права и обязанности их членов определяются настоящим Кодексом, законами о некоммерческих организациях и уставами соответствующих организаций.
Согласно Уставу Российского Авторского Общества (зарегистрированного в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ) Общество является основанной на членстве некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между своими членами. Общество создано правообладателями в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации для достижения целей и решения задач, предусмотренных настоящим Уставом.
В соответствии с частью 1 статьи 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
В соответствии с частью 3 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Полномочия РАО на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, подтверждаются Свидетельством о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе № РОК-01/08 от 24.12.2008, выданным Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Таким образом, РАО получило государственную аккредитацию на управление правами в следующих сферах:
- управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
- осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.
В связи с этим анализ указанных норм позволяет сделать вывод, что в настоящее время РАО представляет интересы всех российских авторов, за исключением тех, кто в установленном порядке изъял свои произведения из реестра РАО (со списком таких лиц можно ознакомиться на сайте РАО: www.rao.ru), а также интересы иностранных авторов.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр семейных развлечений" и ООО "Семейное кафе" являются организациями, оказывающими услуги по организации досуга (проведение развлекательных мероприятий, услуги общественного питания в ТЦ "Панама" по адресу: г. Тюмень, ул. 2 Луговая, д. 30) с использованием результатов интеллектуальной деятельности путем их публичного исполнения в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное количество лиц.
Данное обстоятельство подтверждается следующим.
В своих письменных пояснениях ООО "Центр семейных развлечений" подтвердило факт обращения в адрес Общества РАО с предложением заключить лицензионный договор, однако таковой не был заключен по причине смены руководства Общества.
Согласно письму (вх. № 206 от 15.01.2010) ООО "Центр семейных развлечений" следует, что для воспроизведения музыкальных произведений Обществом используется персональный компьютер и система пожарного оповещения, принадлежащая на праве собственности ООО "Овентал Тюмень" и на правах аренды ООО "Центр семейных развлечений". 25.01.2010 между Обществом и РАО был заключен лицензионный договор № 519/10-Т о публичном исполнении обнародованных произведений, более того, произведена оплата авторского вознаграждения в размере ежемесячного платежа, закрепленного в п. 2.1 упомянутого договора (копия договора и платежного документа представлена ответчиком и имеется в материалах дела).
Согласно пояснениям ООО "Семейное кафе" следует, что в адрес последнего писем от РАО с предложением о заключении лицензионного договора о публичном исполнении музыкальных произведений не поступало. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию, ООО "Семейное кафе" добровольно обратилось в РАО, в результате чего между ними был заключен № 520/10-Т о публичном исполнении обнародованных произведений, более того, произведена оплата авторского вознаграждения в размере ежемесячного платежа, закрепленного в п. 2.1 упомянутого договора (копия договора и платежного документа представлена ответчиком и имеется в материалах дела). Одновременно Общество выступило с ходатайством о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с п. п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства путем заключения вышеупомянутого лицензионного договора.
Факт публичного исполнения ответчиками музыкальных произведений без разрешения правообладателей подтверждается в том числе и материалами, представленными заявителем (записью на DVD-носителе, копиями чеков и билетов ООО "Центр семейных развлечений" и ООО "Семейное кафе", копией письма в ООО "Центр семейных развлечений").
Так, согласно материалам дела, следует, что 15.11.2009 и 21.11.2009 в помещениях, занимаемых ООО "Центр семейных развлечений" и ООО "Семейное кафе" (г. Тюмень, ул. Луговая, ТРЦ "Панама"), сотрудниками РАО было проведено контрольное прослушивание с использованием технических средств (видеокамеры), в ходе которого были установлены и зафиксированы факты незаконного публичного исполнения музыкальных произведений отечественных авторов и исполнителей.
Так, 15.11.2010 зафиксирован факт публичного исполнения следующих произведений: "Оранжевая песня" (авторы: текст: Арканов А.М., Горин Г.И., музыка: Певзнер К.Г.), "Пластилиновая ворона" (авторы: текст: Успенский Э.Н., музыка: Гладков Г.В.), "Три белых коня" (авторы: текст: Дербенев Л.П., музыка: Крылатов Е.П.), "Золушка" (авторы: текст: Резник И.Р., музыка: Цветков И.А.).
21.11.2009 зафиксирован факт публичного исполнения следующих произведений: "Облака белогривые лошадки" (авторы: текст: Козлов С.П., музыка: Шаинский В.Я.), "Песенка львенка" (авторы: текст: Козлов С.П., музыка: Гладков Г.В.), "Оранжевая песня" (авторы: текст: Арканов А.М., Горин Г.И., музыка: Певзнер К.Г.), "Пластилиновая ворона" (авторы: текст: Успенский Э.Н., музыка: Гладков Г.В.), "Три белых коня" (авторы: текст: Дербенев Л.П., музыка: Крылатов Е.П.), "Золушка" (авторы: текст: Резник И.Р., музыка: Цветков И.А.), "Песенка мышонка" (авторы: текст: Карганова Е.Г., музыка: Флярковский А.Г.), "Песенка крокодила Гены" (авторы: текст: Тимофеевский А.П., музыка: Шаинский В.Я.).
На территории Российской Федерации право на публичное исполнение указанных музыкальных произведений может быть получено пользователем исключительно путем получения разрешения правообладателя либо подписания лицензионного договора с Российским авторским обществом.
Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а не пункт 4 статьи 14.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о защите конкуренции продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, является недобросовестной конкуренцией.
Признаки недобросовестной конкуренции применительно к рассматриваемой правовой ситуации проявляются в том, что хозяйствующий субъект, не заключивший лицензионный договор с правообладателем, получает определенные преимущества в предпринимательской деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в виде отсутствия материальных затрат на заключение лицензионного соглашения, на денежные отчисления правообладателю в результате использования результатов интеллектуальной деятельности (публичного исполнения музыкальных и аудиовизуальных произведений) при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, целью недобросовестных конкурентных действий в данном случае является приобретение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Указанные действия могут причинить (или причиняют) убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо могут нанести (или наносят) вред их деловой репутации, в связи с чем для пресечения недобросовестной конкуренции наличие фактически наступившего вреда не является обязательным. Нарушением признается само противоправное действие хозяйствующего субъекта.
Комиссия считает, что действия ООО "Центр семейных развлечений" и ООО "Семейное кафе", выразившиеся во введении в оборот товара при оказании услуг по организации досуга и общественного питания, организации и проведении развлекательных мероприятий, с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности путем публичного исполнения музыкальных произведений без заключения лицензионного договора с Российским авторским обществом и без разрешения правообладателей, являются недобросовестной конкуренцией, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
Вместе с тем Комиссия учитывает то обстоятельство, что ответчиками были приняты меры к добровольному устранению допущенного нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с Общероссийской общественной организацией "Российское авторское общество" лицензионного договора № 519/10-Т от 25.01.2010, № 520/10-Т от 25.01.2010 о публичном исполнении музыкальных произведений, что согласно п. 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием для прекращения рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, п. 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать в действиях ООО "Центр семейных развлечений" и ООО "Семейное кафе" нарушение п. 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во введении в оборот товара (услуги по организации досуга и общественного питания, организация и проведение развлекательных мероприятий) с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, выразившееся в публичном исполнении музыкальных произведений без разрешения правообладателей или без заключения лицензионного договора с Общероссийской общественной организацией "Российское авторское общество", осуществляющей управление правами на коллективной основе.
2. Рассмотрение дела в отношении ООО "Центр семейных развлечений" и ООО "Семейное кафе" прекратить в связи с добровольным устранением ими нарушений антимонопольного законодательства и его последствий путем заключения с Общероссийской общественной организацией "Российское авторское общество" лицензионного договора № 519/10-Т от 25.01.2010, № 520/10-Т от 25.01.2010 соответственно.

Председатель Комиссии
И.В.ПОТКИНА

Члены Комиссии
Е.А.ЕВСЕЕВА
Ю.Д.ВЕРЗУН

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления ФАС РФ по Тюменской области от 19.02.2010 № К09/229-04
<О нарушении антимонопольного законодательства в части введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru