Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2009 г. по делу № А76-9350/2009-43-48

Судья арбитражного суда Грошенко Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукьяновой М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское", г. Златоуст
к Инспекции ФНС России по г. Златоусту
о признании недействительным решения от 03.03.2009 г. № 375
при участии в заседании:
от заявителя: М. - директора по доверенности от 21.08.2008 г. № 72, паспорт
от ответчика: З. - главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности от 10.06.2009 г. № 10, удостоверение
Рассмотрение дела по существу назначено определением суда от 10.06.2009 г.

установил:

Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - организация) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.03.2009 г. № 375 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах".
В обоснование заявления указывает, что принятие оспариваемого решения вызвано неправильным толкованием налоговым органом норм права. В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ заявитель имеет 100-процентную льготу по НДС. Отделением соблюдены необходимые условия применения данной льготы.
В отзыве на заявление от 09.06.2009 г. № 05-17/07560 (т. 1 л.д. 85 - 87) налоговый орган просит в удовлетворении требования заявителя отказать. При этом указывает, что формально соблюдая условия, предусмотренные ст. 149 НК РФ, организация получила необоснованную выгоду, что повлекло неуплату налога в сумме 2242900 руб.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление налогоплательщика подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.09.1995 г., ОГРН 1027400006072, что подтверждается свидетельством серия 74 № 00422118 (т. 1 л.д. 5) и свидетельством от 29.05.1991 г. № 1303 (т. 1 л.д. 26).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 г. Проверкой установлено, что Новозлатоустовское отделение ЧООО ВОИ неправомерно воспользовалось льготой по НДС, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку деятельность, осуществляемая участком "Транспортный" не соответствует целям и задачам общественной организации инвалидов. Итоги проверки отражены в акте от 02.02.2009 г. № 269 (т. 1 л.д. 28 - 32).
По результатам проверки налоговым органом вынесено решение "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах" от 03.03.2009 г. № 375 (т. 1 л.д. 38 - 43), согласно которому ответчик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 448580 руб., также налогоплательщику было предложено уплатить НДС в сумме 2242900 руб. и пени в сумме 200365,73 руб.
Организация направила в Управление ФНС России по Челябинской области апелляционную жалобу от 16.03.2009 г. № 027 (т. 1 л.д. 44 - 48), в которой выразила несогласие с решением от 03.03.2009 г. № 375. Решением Управления ФНС России по Челябинской области от 24.04.2009 г. № 16-07/001370 жалоба организации оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 03.03.2009 г. № 375, налогоплательщик обжаловал его в судебном порядке. В соответствии с заявленными требованиями решение оспаривается в полном объеме.
Статьей 31 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других незапрещенных законом поступлений. Следовательно, само по себе осуществление предпринимательской деятельности и формирование имущества общественной организации за счет доходов от такой деятельности не является нарушением законодательства.
Доходы от предпринимательской деятельности служат источником, используемым для реализации уставных целей - предоставления материальной помощи инвалидам, оплаты лечения, реабилитации и т.д. Осуществляемая предпринимательская деятельность носит дополнительный характер и выражается в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволяет более интенсивно и плодотворно реализовать уставные цели.
Согласно Закону "Об общественных объединениях" общественные организации инвалидов создаются в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, то есть выступают формой социальной защиты инвалидов. Льгота по уплате налогов является разновидностью государственной поддержки инвалидов.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров, утвержденных по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Таким образом, чтобы применить льготу по налогу организация должна отвечать одновременно двум критериям:
- организация инвалидов создана в особой форме - общественной организации или союза (ст. ст. 117, 121 - 123 ГК РФ, ст.ст. 8, 13 Федерального закона "Об общественных объединениях");
- в составе членов общественной организации (союза) не менее 80 процентов инвалидов и их законных представителей. При этом членство оформляется заявлениями таких лиц или иными документами, которые позволяют учитывать количество членов данной организации (ст. 6 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Исходя из названных положений, законодатель связывает применение льготы по уплате налога не с деятельностью общественной организации или составом наемных работников, а с субъектным составом ее членов.
Соответствие заявителя вышеуказанным критериям и, соответственно, наличие у заявителя условий как общественной организации для применения льготы подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Пунктом 1.3.3 Положения Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (т. 1 л.д. 19 - 25) предусмотрены виды предпринимательской деятельности, осуществляемые организацией, в том числе перевозка грузов и пассажиров и оказание платных услуг населению.
Доводы инспекции о необоснованно низкой доле расходов от предпринимательской деятельности, направленных на уставные цели организации, не принимаются, поскольку законодатель не ставит право на льготу в зависимость от использования средств, полученных в результате предпринимательской деятельности.
Ссылка инспекции на то, что по результатам проверок осуществляемые структурным подразделением отделения - участком "Транспортный" в 2004 - 2007 гг. виды предпринимательской деятельности Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области признаны не соответствующими его уставным целям, а Прокуратурой Челябинской области выявлено несоответствие фактической деятельности организации ее уставным целям и задачам, судом отклоняется, поскольку результаты проверок данных государственных органов не представлены налоговым органом в материалы настоящего дела. Кроме того, спорным в рамках настоящего дела является 2 квартал 2008 г., а не 2004 - 2007 гг.
Изучив представленные по настоящему делу материалы, суд считает заявленные требования обоснованными, документально и нормативно подтвержденными, вследствие чего они подлежат удовлетворению.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина для организаций составляет 2000 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 333.37 НК РФ заявитель является общественной организацией инвалидов и освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В связи с тем, что требования истца удовлетворены в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 03.03.2009 г. № 375 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах", как не соответствующее подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Взыскать с инспекции ФНС России по г. Златоусту Челябинской области, г. Златоуст, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа через арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas/arbitr.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:
Е.А.ГРОШЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Уральского округа от 17.11.2009 № Ф09-8935/09-С2 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2009 по делу № А76-9350/2009-43-48
Подпункт 2 пункта 3 ст. 149 НК РФ относит к операциям, не подлежащим налогообложению, реализацию товаров, работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, работниками которых могут быть любые физические лица, то есть как инвалиды, так и здоровые физические лица, с которыми заключены трудовые договоры.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru