Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2009 г. по делу № А79-11071/2009

Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2009 года.

Арбитражный суд в составе:
судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Специализированное автохозяйство",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
о признании недействительными решения и предписания,
при участии:
от заявителя - Н. по доверенности № 29 от 19.01.2009 года, И.З. по доверенности от 13.10.2009 года, И.Э. по доверенности от 13.10.2009 года, И.А. по доверенности от 13.10.2009 года,
от ответчика - В. по доверенности от 21.07.2009 года,

установил:

открытое акционерное общество "Специализированное автохозяйство" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Спецавтохозяйство") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) о признании недействительными решения от 04.08.2009 года и предписания № 8-АМЗ-2009 от 04.08.2009 года.
Указанным решением Управления в действиях ОАО "Спецавтохозяйство" признан факт нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части установления монопольно высоких цен на услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на 2009 год и навязывания невыгодных условий договора.
Выдано предписание № 8-АМЗ-2009 от 04.08.2009 года. Согласно которому, ОАО "Спецавтохозяйство" необходимо прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для чего произвести расчет плановой стоимости тарифа на вывоз и захоронение ТБО с отражением в расчете лизинговых платежей с учетом требований законодательства и нормативных документов. Прекратить нарушение в части навязывания контрагентам условий договора, невыгодных для них путем исключения из договора с заказчиками пункта 2.1.16 и отзыва письма № 1071/11 от 21.11.2008 года, направленного в адрес заказчиков услуг по договорам на оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО.
С данными решением и предписанием Общество не согласно, ввиду того, что Управлением при анализе тарифов на вывоз и захоронение ТБО, применяемых ОАО "Спецавтохозяйство" с тарифами иных хозяйствующих субъектов, не учло ряд критерий, существенных для определения тарифа на вывоз и захоронение ТБО: виды услуг, расстояние вывоза ТБО, способ утилизации. В настоящее время Общество несет убытки. При определении суммы затрат Управление не учитывает суммы авансовых платежей, которые понесло Общество при заключении лизинговых договоров и расходы, которые понесет предприятие во 2 полугодии 2009 года.
При принятии решения, ответчиком не проведен анализ показателей, имеющих существенное значение при определении стоимости услуги по вывозу и захоронению ТБО. Такими показателями являются:
1) влияние разницы между планируемым и фактическим объемами продажи на изменение стоимости оказываемых услуг по вывозу и захоронению ТБО;
2) фактические затраты за 2009 год с учетом лизинговых платежей за 1 полугодие 2009 года;
3) платежеспособность предприятия.
Ответчиком не проведен анализ влияния перечисленных показателей на формирование тарифа по сбору, вывозу и захоронению ТБО и причин включения в тариф на 2009 год затрат на приобретение техники в полной сумме, составляющей 34276 тыс. руб., как предусмотрено инвестиционным проектом, что повлекло принятие незаконного решения.
Влияние вышеперечисленных показателей на формирование тарифа и обоснование включения в тариф по вывозу и захоронению ТБО на 2009 год затрат на приобретение техники в полной сумме:
Раздел 1: "Влияние разницы между планируемым и фактическим объемами продажи на изменение стоимости оказываемых услуг по вывозу и захоронению ТБО."
Согласно методическим рекомендациям, при определении стоимости услуги по вывозу и захоронению ТБО используются следующие основные показатели: объемы вывоза ТБО (натуральный показатель); финансовая потребность, необходимая для оказания услуги по вывозу и захоронению ТБО.
При определении стоимости услуги по вывозу и захоронению ТБО, заявителем применялся планируемый объем продажи услуги за 2007 и 2008 год, равный 1022, 7 тыс. куб. м, вследствие отсутствия на 2009 год заключенных с потребителями договоров, согласно которым можно было бы установить фактический объем вывоза ТБО.
Заявителем ежегодное перезаключение договоров с потребителями услуг на вывоз ТБО производится в связи с изменением стоимости оказываемой услуги и объемов вывоза ТБО, свидетельствующие о колебании объемов продаж.
На основании заключенных с потребителями договоров на услуги объем вывоза ТБО на 2009 год составил 945,525 тыс. куб. м (по данным 6 месяцев 2009 года вывезено ТБО в объеме 470,403 тыс. куб. м).
При применении фактического объема по вывозу и захоронению ТБО равного 945,525 тыс. куб. м, стоимость услуги за 1 куб. метра должна составить 140 руб. 95 копеек.
С потребителями услуги по вывозу и захоронению ТБО, договора на 2009 год заключены исходя стоимости услуги, определенной Обществом из планового объема вывоза и захоронения ТБО равного 1022, 7 тыс. куб. м в сумме 130 руб. 31 копейка.
Таким образом, разница между планируемым и фактическим объемом вывоза и захоронения ТБО на 77,175 (1022,7 - 945,525) тыс. куб. метров повлияло на занижение стоимости услуги, определенной плановой калькуляцией на 2009 год на 10 руб. 63 коп. за 1 куб. м.
Раздел 2: "Фактические затраты за 2009 год с учетом лизинговых платежей за 1 полугодие 2009 года"
Согласно "Инвестиционной программе по внедрению в городе Чебоксары системы двухэтапного вывоза твердых бытовых отходов", утвержденной председателем Совета директоров Общества и принятой Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23 декабря 2008 г. № 1209, заявитель включил в плановую калькуляцию на 2009 год затраты в сумме 34276,4 тыс. рублей по приобретению в лизинг 17 единиц автотранспортной техники, в том числе авансовые платежи в сумме 10020 тыс. рублей и текущие лизинговые платежи в сумме 24256 рублей.
Кроме затрат по приобретению в 2009 году транспортной техники в количестве 17 единиц, утвержденных инвестиционной программой, в плановой калькуляции на 2009 год по - статье "Прочие расходы", заявителем предусмотрены также расходы по уплате лизинговых платежей по договорам, заключенным в 2007 и 2008 годах в сумме 2832,3 тыс. рублей и иные расходы (проценты по кредитам, банковские услуги, налоги, и т.п.)
Всего в плановой калькуляции на 2009 год по строке "Прочие расходы" затраты по лизинговым платежам отражены в сумме 37108,7 (34276,4 + 2832,3) тыс. рублей.
Формирование потребности в финансовых ресурсах на 2009 год, необходимых для осуществления деятельности по вывозу и захоронению ТБО на последующий финансовый год, Общество производит в октябре-ноябре месяце текущего года.
На момент планирования потребности в финансовых ресурсах на 2009 год и заключения договоров с потребителями услуг по вывозу и захоронению ТБО, договора с лизинговыми компаниями Обществом не были заключены.
Договора с потребителями услуг в связи с изменением объемов вывоза и захоронения ТБО и стоимости услуги заключаются на начало отчетного периода в конце 2008 года.
В частности договор с ООО "Копейка" заявителем заключен 30 декабря 2008 года. Первые 7 договоров с лизинговыми компаниями, Обществом заключены 2 февраля 2009 года. В последующем на поставку 4 единиц транспортной техники, заявителем договор лизинга заключен 31 марта 2009 года.


Пункт 8 данных Правил предусматривает, что условия договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Кроме того, согласно ст. 854 Гражданского кодекса РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, действующее в настоящее время законодательство не содержит императивных норм, предусматривающих применение такой формы расчетов как безакцептное списание денежных средств со счета клиента.
Следовательно, такая форма расчетов может применяться исключительно по соглашению сторон.
Из изложенного следует вывод, что условие п. 2.1.16 договора и письмо от 21.11.2008 года № 1071/11 о необходимости представить соглашение с обслуживающим банком о безакцептном списании денежных средств, ущемляет права потребителя. Тем более, что возможность использования такой формы расчетов Обществом согласно спорному пункту договора не обусловлена неисполнением потребителем в срок, установленный договором, обязанностей по оплате услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.
Направление договоров и писем контрагентам в вышеуказанной редакции не оспаривается и представителем Общества.
Довод Общества о то, что у контрагентов имелась возможность представления протокола разногласий. Кроме того, Обществом даже без наличия Соглашения был подписан договор на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, судом не может быть принят во внимание.
Аналогичная позиция изложена и в постановлении ВАС Российской Федерации № 7210/09 от 06 октября 2009 года.
Таким образом, в действиях ОАО "Спецавтохозяйство" содержится нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что антимонопольный орган в соответствии со своими полномочиями возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и выдает хозяйствующим субъектам предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а также о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Суд установил, что дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Спецавтохозяйство" рассмотрено в соответствии с законом и в пределах предоставленных антимонопольному органу полномочий.
Таким образом, административным органом, сделан вывод о нарушении Обществом пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Закона на законных основаниях.
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и (или) об устранении их последствий.
Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
В обязанности Общества включены: прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" для чего произвести расчет плановой стоимости тарифа на вывоз и захоронение ТБО с отражением в расчете лизинговых платежей с учетом требований законодательства и нормативных документов. Прекратить нарушение в части навязывания контрагентам условий договора, невыгодных для них путем исключения из договора с заказчиками пункта 2.1.16 и отзыва письма № 1071/11 от 21.11.2008 года, направленного в адрес заказчиков услуг по договорам на оказание услуг по вывозу и захоронению ТБО.
О выполнении Обществом пунктов 1,2 предписания сообщить до 20 сентября 2009 года в Управление, предоставив надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.
Указанные мероприятия направлены на недопущение нарушения.
Оспариваемые решение и предписание Управления вынесены в пределах их полномочий. Несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц суд не установил.
С учетом всего вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительными решения от 04.08.2009 года и предписания от 04.08.2009 года, не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Специализированное автохозяйство" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными решения от 04 августа 2009 года и предписания № 8-АМЗ-2009 от 04 августа 2009 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2010 по делу № А79-11071/2009 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 оставлены без изменения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2010 по делу № А79-11071/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЧР от 11.12.2009 по делу № А79-11071/2009
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике о факте нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части установления монопольно высоких цен на услуги по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru