НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу № 33-5178-2010
Судья Флеенко Т.Н.
Докладчик Петрунина И.Н.
Суд кассационной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Шишко Г.Н.
судей Петруниной И.Н., Дмитриевой Л.А.
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 31 августа 2010 года кассационную жалобу отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 29 июля 2010 года, которым:
- за С. признано право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области;
- отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области обязан с 1 января 2010 года включить С. в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Петруниной И.Н., заключение прокурора Скотниковой М.В., суд кассационной инстанции,
установил:
Прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах С., в обоснование которого указал, что С. являлась педагогическим работником и с 24 сентября 1983 года находится на пенсии. С 1949 года пользовалась льготами по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, но в январе 2010 года в предоставлении таких льгот ей было отказано по причине отсутствия должности "воспитатель интерната при школе" в Перечне
должностей, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 года № 35. Считая такой отказ незаконным, просит суд признать за С. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области"; включить С. в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что С. не имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в Постановлении
администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 года № 35 отсутствует должность, с которой истица вышла на пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеющие стаж работы в сельских общеобразовательных учреждениях всех типов, в полной мере пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
Как следует из представленных материалов С. с 15 августа 1949 года по 10 августа 1953 года преподавала в начальной школе. Со 2 сентября 1958 года по 1 сентября 1962 года преподавала в средней школе. С 1 сентября 1962 года по 1 сентября 1965 года работала воспитателем интерната при средней школе, с 1 сентября 1965 года по 12 августа 1982 года преподавала в средней школе. С 12 августа 1983 года по 24 сентября 1984 года работала воспитателем интерната при средней школе.
В период осуществления педагогической деятельности (с 1949 года), а также после выхода в сентябре 1983 года на пенсию С. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. В январе 2010 года в предоставлении данной льготы ей было отказано со ссылкой на то, что в Перечне
должностей, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 года № 35 должность истицы, с которой она вышла на пенсию - "воспитатель интерната при школе", отсутствует.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Вышеназванная правовая позиция полностью разделяется и Конституционным Судом Российской Федерации, разъяснившим это в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что установленные Законом
Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" меры социальной поддержки на С. не распространяются, поскольку в Перечне
должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июля 2005 года № 35, должность воспитателя интерната, с которой С. вышла на пенсию, отсутствует, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" статьи 72 и пунктов 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Законом
Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Пунктом 4 части 1 статьи 1
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ (в редакции, действовавшей до 10 мая 2010 года), было установлено, что данный Закон
распространяется на педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1
- 5 части 1 настоящей статьи
, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там (часть 3 статьи 1)
.
Частью 2 этой же статьи
регламентировано, что перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1
- 5 части 1 настоящей статьи
, устанавливается администрацией Новосибирской области.
Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июля 2005 года № 35 утвержден Перечень
должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в пункте 4
которого, отсутствует такая должность, как "воспитатель интерната при школе".
Таким образом, не отрицая прав субъектов Российской Федерации на установление размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" суд кассационной инстанции считает недопустимым установление условий или порядка, препятствующих или делающих невозможным реализацию пенсионерами указанной категории льгот, установленных нормами федерального законодательства.
В частности, таким условием является указание в Перечне
только должности "воспитателя школы-интерната", то есть ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Следовательно, интернаты при средних общеобразовательных школах относятся к образовательным учреждениям, и работа в должности "воспитателя интерната" является педагогической деятельностью.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика.
Пунктом 4
Постановления администрации Новосибирской области от 16 июня 2006 года № 35 существенно ограничен по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определившим исчерпывающий перечень должностей работников образования.
Закон Российской Федерации "Об образовании" таких ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки.
В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из того, что пункт 4
Постановления администрации Новосибирской области от 16 июня 2006 года № 35 противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", то при рассмотрении данного дела он не подлежит применению.
Таким образом, С., являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, приобрела право на получение выше указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, суд обосновано обязал ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Вместе с тем, решение суда в части признания за С. права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотренных статьей 2
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ подлежит уточнению.
На момент обращения прокурора с иском в суд, пункт 4 части 1 статьи 1
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" утратил силу с 10 мая 2010 года, и не регулирует в настоящее время отношения по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
Вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Законом
Новосибирской области от 27 апреля 2010 года № 493 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Руководствуясь статьей 360 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
определил:
Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 29 июля 2010 года оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения изложив ее в следующем виде:
"Признать за С. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Обязать отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области включить С. с 1 января 2010 года в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2
Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Председательствующий
ШИШКО Г.Н.
Судьи
ПЕТРУНИНА И.Н.
ДМИТРИЕВА Л.А.