Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. по делу № 33-5178-2010

Судья Флеенко Т.Н.
Докладчик Петрунина И.Н.

Суд кассационной инстанции по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Шишко Г.Н.
судей Петруниной И.Н., Дмитриевой Л.А.
при секретаре Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 31 августа 2010 года кассационную жалобу отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 29 июля 2010 года, которым:
- за С. признано право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области;
- отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области Департамента социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области обязан с 1 января 2010 года включить С. в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Петруниной И.Н., заключение прокурора Скотниковой М.В., суд кассационной инстанции,

установил:

Прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах С., в обоснование которого указал, что С. являлась педагогическим работником и с 24 сентября 1983 года находится на пенсии. С 1949 года пользовалась льготами по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, но в январе 2010 года в предоставлении таких льгот ей было отказано по причине отсутствия должности "воспитатель интерната при школе" в Перечне должностей, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 года № 35. Считая такой отказ незаконным, просит суд признать за С. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области"; включить С. в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе отдела пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что С. не имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в Постановлении администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 года № 35 отсутствует должность, с которой истица вышла на пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеющие стаж работы в сельских общеобразовательных учреждениях всех типов, в полной мере пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Иное означало бы нарушение установленного законом принципа равенства прав и верховенства закона.
Как следует из представленных материалов С. с 15 августа 1949 года по 10 августа 1953 года преподавала в начальной школе. Со 2 сентября 1958 года по 1 сентября 1962 года преподавала в средней школе. С 1 сентября 1962 года по 1 сентября 1965 года работала воспитателем интерната при средней школе, с 1 сентября 1965 года по 12 августа 1982 года преподавала в средней школе. С 12 августа 1983 года по 24 сентября 1984 года работала воспитателем интерната при средней школе.
В период осуществления педагогической деятельности (с 1949 года), а также после выхода в сентябре 1983 года на пенсию С. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. В январе 2010 года в предоставлении данной льготы ей было отказано со ссылкой на то, что в Перечне должностей, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июня 2005 года № 35 должность истицы, с которой она вышла на пенсию - "воспитатель интерната при школе", отсутствует.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).
Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Вышеназванная правовая позиция полностью разделяется и Конституционным Судом Российской Федерации, разъяснившим это в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П "По запросу правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что установленные Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" меры социальной поддержки на С. не распространяются, поскольку в Перечне должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июля 2005 года № 35, должность воспитателя интерната, с которой С. вышла на пенсию, отсутствует, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" статьи 72 и пунктов 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Законом Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" установлены меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, а также условия и порядок их предоставления.
Пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ (в редакции, действовавшей до 10 мая 2010 года), было установлено, что данный Закон распространяется на педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Право на меры социальной поддержки сохраняется за ушедшими на пенсию гражданами, относящимися к категориям, указанным в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, которые проработали в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и проживают там (часть 3 статьи 1).
Частью 2 этой же статьи регламентировано, что перечень должностей категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 настоящей статьи, устанавливается администрацией Новосибирской области.
Постановлением администрации Новосибирской области от 16 июля 2005 года № 35 утвержден Перечень должностей отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в пункте 4 которого, отсутствует такая должность, как "воспитатель интерната при школе".
Таким образом, не отрицая прав субъектов Российской Федерации на установление размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" суд кассационной инстанции считает недопустимым установление условий или порядка, препятствующих или делающих невозможным реализацию пенсионерами указанной категории льгот, установленных нормами федерального законодательства.
В частности, таким условием является указание в Перечне только должности "воспитателя школы-интерната", то есть ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Следовательно, интернаты при средних общеобразовательных школах относятся к образовательным учреждениям, и работа в должности "воспитателя интерната" является педагогической деятельностью.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика.
Пунктом 4 Постановления администрации Новосибирской области от 16 июня 2006 года № 35 существенно ограничен по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определившим исчерпывающий перечень должностей работников образования.
Закон Российской Федерации "Об образовании" таких ограничений в отношении педагогических работников образовательных учреждений не содержит и не наделяет органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки.
В силу части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из того, что пункт 4 Постановления администрации Новосибирской области от 16 июня 2006 года № 35 противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", то при рассмотрении данного дела он не подлежит применению.
Таким образом, С., являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, приобрела право на получение выше указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, суд обосновано обязал ответчика включить ее в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Вместе с тем, решение суда в части признания за С. права на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотренных статьей 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ подлежит уточнению.
На момент обращения прокурора с иском в суд, пункт 4 части 1 статьи 1 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области" утратил силу с 10 мая 2010 года, и не регулирует в настоящее время отношения по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.
Вопросы предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам регулируются Законом Новосибирской области от 27 апреля 2010 года № 493 "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области".
Руководствуясь статьей 360 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

определил:

Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 29 июля 2010 года оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения изложив ее в следующем виде:
"Признать за С. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Обязать отдел пособий и социальных выплат Краснозерского района Новосибирской области включить С. с 1 января 2010 года в территориальный регистр отдельных категорий граждан, проживающих на территории Новосибирской области, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 2 Закона Новосибирской области от 13 апреля 2005 года № 285-ОЗ "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области".

Председательствующий
ШИШКО Г.Н.

Судьи
ПЕТРУНИНА И.Н.
ДМИТРИЕВА Л.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Новосибирского областного суда от 31.08.2010 № 33-5178-2010
Вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности, имеющие стаж работы в сельских общеобразовательных учреждениях всех типов, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru