Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. по делу № 2-336-2010

Заместитель председателя Новосибирского гарнизонного военного суда подполковник юстиции Тарабакин А.В., с участием заявителя, представителя должностного лица, действия которого оспариваются и коллегиального органа - подполковника юстиции С., при секретаре С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего Сибирского регионального командования ВВ МВД России (далее СибРК ВВ) генерал-майора К. об оспаривании действий заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла, связанных с изданием распоряжения № 4\22-4404 от 19 апреля 2010 года, действий жилищно-бытовой комиссии СибРК ВВ, связанных с принятием в отношении заявителя решения о выселении из занимаемого помещения (протокол № 6 от 26 апреля 2010 года), а также действий Командующего СибРК, связанных с утверждением такого решения,

установил:

К. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал действия заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла, связанные с изданием распоряжения № 4\22-4404 от 19 апреля 2010 года, действия жилищно-бытовой комиссии СибРК ВВ (далее ЖБК), выразившиеся в принятии в отношении заявителя решения о выселении из занимаемого помещения (протокол № 6 от 26 апреля 2010 года), а также действия Командующего СибРК ВВ, сопряженные с утверждением такого решения.
В своем заявлении и выступая в суде К. пояснил, что в 2009 году ему на состав семьи 3 человека была выделена 3-х комнатная квартира <...>. Командованием с ним был заключен договор служебного найма данного жилого помещения. В настоящее время заявитель со своей супругой и дочерью проживают в указанной квартире, оплачивая в установленном порядке коммунальные платежи и будучи в ней зарегистрированными.
19 апреля 2010 года заместитель Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла издал в отношении заявителя распоряжение № 4\22-4404, на основании которого 26 апреля 2010 года ЖБК приняла решение об освобождении К. упомянутой квартиры и о предоставлении ему после освобождения названного жилого помещения другого жилья с меньшей жилой площадью.
Данное решение заявитель посчитал незаконным, поскольку жилищно-бытовой комиссией при расчете причитающегося ему и членам его семьи размера жилого помещения, неправильно была учтена площадь полагающегося ему помещения. По мнению заявителя, с учетом нормы предоставления жилого помещения 18 квадратных метров на каждого члена семьи, предусмотренной законом льготной площади как военнослужащему в воинском звании генерал-майор от 15 до 25 квадратных метров, а также возможного превышения нормы площади предоставляемого жилого помещения на 9 квадратных метров, он и члены его семьи имеют право на жилое помещение площадью от 69 до 88 квадратных метра, что соответствует площади занимаемого им жилого помещения (82,1 кв. м).
Заместитель Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальник тыла, в суд не прибыл, сведений об уважительности причин неявки в суд представлено не было.
Представитель должностного лица и коллегиального органа С. в судебном заседании требования заявителя не признал, посчитав, что оспариваемым решением права заявителя не нарушены. Кроме того, представитель пояснил, что в 2009 году заявителю действительно была предоставлена для проживания упомянутая квартира и с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения.
26 апреля 2010 года состоялось заседание ЖБК, на котором было принято решение об освобождении заявителем занимаемой им упомянутой служебной квартиры и ему на основании приказа Главнокомандующего ВВ МВД России № 404 от 9 августа 2007 года предложено для проживания иное жилое помещение, меньшей площадью.
Довод заявителя о возможности применения при определении площади причитающегося ему жилого помещения дополнительных метров на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является, по мнению представителя должностного лица и коллегиального органа, не состоятельным, поскольку в соответствии со статьей 15.1 этого же Закона указанное превышение не является обязательным к применению и возможно лишь при решении вопроса о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, заявителю же предоставлено жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные доказательства суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с выпиской из протокола заседании жилищно-бытовой комиссии ГКВВ МВД России № 3 от 25 сентября 2008 года заявитель включен в список военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из договора № 85 найма служебного жилого помещения от 22 февраля 2009 года следует, что К. и членам его семьи для временного проживания предоставлена квартира <...>. Указанный договор, по утверждению сторон, в настоящее время не расторгнут.
Свидетельством о государственной регистрации права от 23 октября 2009 года подтверждается, что общая площадь указанной квартиры составляет 82,1 квадратных метра.
Согласно распоряжению заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла № 4\22-4404 от 19 апреля 2010 года (телеграмма НР 9441/7703) Командующему СибРК указано принять меры по снятию К. и членов его семьи с регистрационного учета по месту жительства, а также их выселению из занимаемого жилья, в связи с превышением норм предоставления площади жилого помещения.
В соответствии с решением заседания жилищно-бытовой комиссии управления Сибирского РК ВВ МВД России (протокол № 6) от 26 апреля 2010 года К. предписано освободить занимаемую служебную квартиру <...> по изложенным выше основаниям.
Копиями паспортов К.Г.В. и К.Н.В. подтверждается, что последние зарегистрированы по адресу <...> с 14 января 2010 года.
По смыслу положений статьи 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также главы 2 Устава внутренней службы ВС РФ вышеупомянутое распоряжение заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла обязательно для исполнения нижестоящими воинскими должностными лицами.
В соответствии с положениями раздела 3 Инструкции о порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России, утвержденной приказом Главнокомандующим ВВ МВД России № 404 от 09 августа 2007 года, предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда ВВ МВД России заместителям Командующих войсками оперативно-территориальных объединений осуществляется после рассмотрения Центральной жилищно-бытовой комиссией ГК ВВ МВД России и утверждения ее протокола Главнокомандующим ВВ МВД России.
По утверждению заявителя и представителя должностного лица С. подобное решение о распределении спорного жилого помещения в отношении К. состоялось и отменено не было.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемое распоряжение воинского должностного лица, с одной стороны, безусловно нарушает права заявителя, поскольку содержит императивное указание об организации мероприятий, связанных с выселением его из занимаемого жилого помещения, а с другой стороны - противоречит приведенным положениям ведомственного нормативного акта, не относящего рассмотрение конкретных вопросов предоставления жилья к компетенции единолично заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла.
По тем же причинам суд находит оспариваемое решение жилищной комиссии нарушающим положения статьи 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", гарантирующей военнослужащему всю полноту правовой и социальной защиты.
Согласно Инструкции о порядке оформления и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда внутренних войск МВД России, утвержденной приказом Главнокомандующего ВВ МВД России № 404 от 09 августа 2007 года, а также пункту 3.4 Положения о жилищно-бытовой комиссии управления Сибирского округа ВВ МВД РФ, утвержденного Командующим войсками Сибирского округа ВВ МВД России (далее - положение), в компетенцию указанного коллегиального органа входит распределение поступающей жилой площади. Данные положения не противоречат части 1 статьи 52, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По смыслу приведенных норм не предусмотрена возможность принятия жилищной комиссией решения об освобождении занимаемого кем-либо жилого помещения.
Таким образом, жилищно-бытовая комиссия СибРК ВВ МВД России, приняв решение об освобождении К. и членами его семьи упомянутой выше квартиры, вышла за рамки предоставленных ей ЖК РФ и вышеназванным положением полномочий.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии со статьей 19 упомянутого приказа ГК МВД России № 404, рассмотрение вопросов о предоставлении жилых помещений заместителям Командующих войсками оперативно-территориальных объединений осуществляется исключительно вышестоящими ЖБК и не отнесено к компетенции ЖБК СибРК ВВ МВД России.
Оценивая довод представителя С. относительно меньшего размера площади жилого помещения подлежащего распределению заявителю, суд отвергает его, исходя при этом из следующего.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов размер общей площади жилых помещений, указанных в пункте 1 этой статьи, может превышать размер общей площади жилых помещений, но не более чем на 9 квадратных метров.
Согласно пункту 8 статьи 15 того же Закона военнослужащие в воинских званиях полковник, ему равном и выше, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 квадратных метров.
Анализируя изложенное суд приходит к выводу, что нормой предоставления площади жилого помещения К. является норма от 69 (18 x 3 + 15) до 88 (18 x 3 + 25 + 9) квадратных метров. Таким образом, занимаемое заявителем жилое помещение площадью 82,1 кв. м, соответствует приведенным нормам жилищного законодательства.
Также судом отвергается и довод представителя должностного лица, касающийся незаконности суммирования дополнительной площади заявителю как имеющего воинское звание "генерал-майор", и дополнительной площади, предусмотренной техническими параметрами многоквартирного дома, поскольку право на получение дополнительной общей площади жилого помещения, предусмотренного п. 8 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом их особого правового статуса. Предусмотренные же тем же Законом 9 квадратных метров, на которые жилое помещение может превышать размер общей площади, льготой не являются и предусмотрены законодателем для возможности соотнесения жилищных прав военнослужащих с конструктивными особенностями конкретных жилых помещений.
Соответственно при распределении жилых помещений в первую очередь жилищной комиссией должно учитываться право военнослужащего на предоставление указанной льготы, а во вторую очередь возможность предоставления жилого помещения с превышением общего размера площади, обусловленным конструктивными и техническими особенностями.
Установление же минимального и максимального размера дополнительной общей площади жилого помещения от 15 до 25 квадратных метров направлено на увеличение потенциального круга жилых помещений, которыми могут быть обеспечены военнослужащие при сохранении гарантий минимального размера предоставляемого жилого помещения и соразмерности максимального размера тем обстоятельствам, с которыми закон связывает предоставление дополнительной площади жилого помещения.
Что же касается довода представителя должностного лица относительно того, что упомянутые положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" применимы лишь при распределении социального жилья, а не квартир специализированного жилого фонда, то суд отвергает его, найдя не основанным на действующем жилищном законодательстве.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым признать неправомерными действия заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла, связанные с изданием в отношении заявителя распоряжения № 4\22-4404 от 19 апреля 2010 года, решение жилищно-бытовой комиссии СибРК ВВ, связанное с принятием в отношении заявителя решения о выселении из занимаемого помещения (протокол № 6 от 26 апреля 2010 года), а также действия Командующего СибРК, сопряженные с утверждением такого решения. Для восстановления нарушенного права заявителя считает необходимым обязать коллегиальный орган и должностных лиц отменить упомянутые решения в отношении заявителя.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, уплаченной заявителем в размере 200 рублей, суд полагает необходимым возложить на Сибирское региональное командования внутренних войск МВД России, взыскав с названного органа военного управления в пользу К. 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

Заявление К. признать обоснованным.
Признать неправомерными действия заместителя Главнокомандующего ВВ МВД России по тылу - начальника тыла, связанные с изданием в отношении заявителя распоряжения № 4\22-4404 от 19 апреля 2010 года, действий жилищно-бытовой комиссии СибРК ВВ, связанных с принятием в отношении заявителя решения о выселении из занимаемого помещения (протокол № 6 от 26 апреля 2010 года), а также действий Командующего СибРК, связанных с утверждением такого решения, обязав должностных лиц и коллегиальный орган отменить упомянутое решение в отношении заявителя.
Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины, возложить на Сибирское региональное командования внутренних войск МВД России, взыскав с названного органа военного управления в пользу К. 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Заместитель председателя военного суда
подполковник юстиции
А.В.ТАРАБАКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 26.05.2010 № 2-336-2010
Жилищно-бытовая комиссия, приняв решение об освобождении военнослужащим и членами его семьи занимаемого ими жилого помещения, вышла за рамки предоставленных ей ЖК РФ полномочий.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru