Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

четвертого созыва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 г. № 3800

Об информации "О ходе выполнения постановления
Законодательного Собрания Оренбургской области
от 26 июня 2007 года № 1334 "Об утверждении рекомендаций
депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления
экологической обстановки в Оренбургской области"
и постановления Законодательного Собрания Оренбургской
области от 21 мая 2008 года № 2202 "Об утверждении
рекомендаций депутатских слушаний на тему
"Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области
и перспективы совершенствования системы мониторинга
и контроля его качества"

Заслушав и обсудив информацию "О ходе выполнения Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 июня 2007 года № 1334 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области" и Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 мая 2008 года № 2202 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества", Законодательное Собрание области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять к сведению информацию "О ходе выполнения Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 июня 2007 года № 1334 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области" и Постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 мая 2008 года № 2202 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества" (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Оренбургской области, Законодательному Собранию Оренбургской области продолжить работу по реализации мероприятий в соответствии с рекомендациями депутатских слушаний.

3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на комитет Законодательного Собрания области по вопросам собственности, природопользования и строительства.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного Собрания
Оренбургской области
Д.В.КУЛАГИН





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Оренбургской области
от 15 сентября 2010 г. № 3800

Информация
о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания
Оренбургской области от 26 июня 2007 года № 1334
"Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему
"Состояние и пути оздоровления экологической обстановки
в Оренбургской области" и постановления Законодательного
Собрания Оренбургской области от 21 мая 2008 года № 2202
"Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему
"Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области
и перспективы совершенствования системы мониторинга
и контроля его качества"

Проблема обеспечения экологической безопасности региона постоянно находится в поле зрения депутатов.
На депутатских слушаниях на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области", которые проводились в апреле 2007 года с участием представителей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, Правительства области, научных и общественных организаций, были рассмотрены вопросы экологической обстановки области.
С целью обсуждения самых острых проблем в части обеспечения качества атмосферного воздуха в марте 2008 года проведены депутатские слушания на тему "Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества".
По итогам депутатских слушаний были приняты соответствующие рекомендации Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательному Собранию и Правительству Оренбургской области, органам местного самоуправления, промышленным предприятиям, большая часть которых выполнена, часть утратила свою актуальность, по некоторым ведется работа.
Выполнение рекомендаций осуществлялось в следующих направлениях.
1. Подписано соглашение о сотрудничестве между Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии и Законодательным Собранием Оренбургской области по созданию и развитию законодательной базы в области природных ресурсов, природопользования и экологии, которое утверждено Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 апреля 2008 года № 2113.
2. 27 сентября 2007 года принято Постановление Законодательного Собрания области "Об обращении к Председателю Правительства Российской Федерации Зубкову В.А. о принятии комплекса мер, направленных на усиление контроля за оборотом нефти, газа и продуктов их переработки" в связи с тем, что одним из основных источников загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт, а также с учетом того, что в области сложилась обстановка, не позволяющая в полной мере осуществлять контроль за оборотом нефти, газа и продуктов их переработки.
В развитие данного вопроса 14 ноября 2007 года Законодательным Собранием области принято Постановление "О законодательной инициативе по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Законопроектом предлагалось дополнить пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следующими видами деятельности:
перевозка опасных грузов автомобильным транспортом;
реализация нефти, газа и продуктов их переработки.
Законодательная инициатива внесена с целью осуществления эффективного контроля за качеством реализуемого топлива и в связи с необходимостью лицензирования деятельности по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом. Установление лицензирования перевозки автомобильным транспортом опасных грузов должно способствовать уменьшению фактов хищения углеводородного сырья из продуктопроводов, так как перевозка нефти и газа именно автомобильным транспортом является составляющей частью процесса легализации похищенного сырья.
Несмотря на то что в 2009 году проект федерального закона "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" был отклонен, актуальность проблем обеспечения экологической безопасности при осуществлении таких видов деятельности, как добыча, транспортировка, переработка нефти и газа, неоднократно подчеркивалась на мероприятиях, проводимых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Так, 22 апреля 2010 года Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии проведен "круглый стол" на тему "Актуальные проблемы обеспечения экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефти и продуктов ее переработки".
К заседанию "круглого стола" Законодательным Собранием области для решения некоторых проблем, связанных с обеспечением экологической безопасности при добыче, транспортировке и хранении нефти и продуктов ее переработки, было предложено:
создать саморегулируемые организации членов по перевозке и реализации нефтепродуктов;
осуществлять регистрацию в органах Ростехнадзора специализированного транспорта (цистерн) и стационарных сосудов АЗС, подобно цистернам, используемым под перевозку сжиженного газа;
ужесточить административную ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
3. 29 августа 2008 года Законодательным Собранием области было принято Постановление "Об обращении Законодательного Собрания Оренбургской области к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлову Б.В. о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В обращении предлагалось восстановить требование об обязательной государственной экспертизе материалов предпроектной документации объектов федерального и регионального уровня и рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в части обязательного проведения государственной экологической экспертизы как на федеральном, так и на региональном уровне предпроектной документации объектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации особо опасных и технически сложных объектов, деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В ответе на обращение Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации поддержало предложения Законодательного Собрания области и указало, что ведутся работы по подготовке концепции и проекта технического задания на разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", которым предполагается расширить и систематизировать перечень объектов государственной экологической экспертизы, включив в него проекты документов территориального планирования, а также проектную документацию особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства.
4. Основная работа по выполнению рекомендаций была проведена Правительством области, а также Законодательным Собранием совместно с Правительством области, в том числе в части обеспечения исполнения, разработки и принятия областных целевых программ, нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В Оренбургской области приняты, реализуются, а также в настоящее время готовятся к принятию программы, которые непосредственно направлены на решение экологических вопросов.
4.1. В рамках областной программы "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005 - 2010 годах" был выполнен ряд мероприятий, способствующих улучшению экологической обстановки области.
За период 2005 - 2009 годов для исполнения мероприятий программы было выделено и освоено 14139,8 млн. рублей. В результате выбросы вредных веществ от стационарных источников в атмосферный воздух сократились на 257,7 тыс. тонн, объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты - на 13,0 млн. куб. метров.
В связи с приближением окончания срока действия программы Правительством Оренбургской области утверждена областная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2011 - 2015 годах", реализация мероприятий которой будет способствовать оздоровлению экологической обстановки на территории области, развитию государственной системы экологического мониторинга состояния окружающей среды, организации особо охраняемых природных территорий, экологическому образованию и воспитанию населения.
4.2. В целях повышения ресурсного потенциала лесов, улучшения состояния естественной природной среды обитания человека и животных, создания рабочих мест в Оренбургской области принята областная целевая программа "О содержании и воспроизводстве лесов на территории Оренбургской области на 2008 - 2010 годы". Ее цель - увеличить площадь лесов, обеспечить их надежную охрану от пожаров, защиту от вредителей и болезней. Мероприятиями программы предусмотрено защитное лесоразведение на землях сельскохозяйственного назначения, что имеет большое значение для развития сельского хозяйства области, а также обновление противопожарной техники, имеющей на сегодняшний день стопроцентный износ.
В связи с необходимостью продолжения работы по реализации направлений, предусмотренных областной целевой программой "О содержании и воспроизводстве лесов на территории Оренбургской области на 2008 - 2010 годы" Правительством Оренбургской области утверждена областная целевая программа "Охрана, защита и воспроизводство лесов Оренбургской области" на 2011 - 2013 годы.
4.3. В связи с тем что все более актуальной становится проблема обращения с отходами производства и потребления, принята областная целевая программа "Отходы" на 2011 - 2016 годы.
Целью программы "Отходы" на 2011 - 2016 годы в первую очередь является сохранение благоприятной окружающей среды и решение комплекса вопросов по сбору, размещению, утилизации, переработке и вовлечению в хозяйственный оборот отходов производства и потребления, а также снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Оренбургской области.
Учитывая важность решения задач в области обращения отходов, администрация города Оренбурга в 2009 году приняла решение о строительстве мусороперерабатывающего комплекса на территории существующей свалки. Главой города и ОАО "Управляющая компания "Оренбургский областной центр вторичных ресурсов" подписаны договоры о взаимном сотрудничестве и создании инвестиционного проекта с израильской компанией "Эроу Эколоджи", подготовлено техническое задание, в котором основным требованием для будущего завода является экологическая чистота ведения процессов. Данная компания является разработчиком уникальной экологически чистой технологии переработки отходов - без сжигания, защищенной международным патентом, способной перерабатывать до 80 % несортированных твердых бытовых отходов с выработкой тепла и электроэнергии. На сегодняшний день компанией разработан инвестиционный проект, прорабатываются вопросы финансирования строительства, ведутся переговоры между банком-инвестором и российским банком. Проектные работы предполагалось закончить в течение 2010 года.
4.4. В 2010 году истекает срок реализации областной программы "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003 - 2010 годы".
В соответствии с положениями Водной стратегии России до 2020 года Правительством области принята областная целевая программа "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2011 - 2016 годы". Ее цель - улучшение качества питьевой воды и состояния водоснабжения, приведение их в соответствие с нормативами водопотребления, улучшение социально-экологической обстановки, влияющей на состояние здоровья населения.
4.5. Планируется разработка областной программы "Восстановление и охрана водных объектов Оренбургской области". Управлением жилищно-коммунального хозяйства и водных ресурсов министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области совместно с отделом Нижне-Волжского бассейнового водного управления по Оренбургской области в 2008 - 2009 годах были разработаны мероприятия по охране и восстановлению водных объектов с определением сроков реализации, ориентировочной стоимости работ и источников финансирования. В состав мероприятий вошли работы по расчистке и дноуглублению русел рек, строительство берегозащитных укреплений и дамб, ремонту гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ. На реализацию мероприятий предусматривалось использовать средства областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета (до 70 %). В связи со значительным сокращением с 2010 года Федеральным агентством водных ресурсов финансирования водохозяйственных работ и приостановлением финансирования вновь начинаемых объектов капитального строительства до особого распоряжения Правительства Российской Федерации разработка областной программы "Восстановление и охрана водных объектов Оренбургской области" была временно приостановлена.
В настоящее время производится корректировка перечня мероприятий с учетом изменившейся водохозяйственной обстановки и предложений межведомственной рабочей группы по определению первоочередных мероприятий по расчистке русла реки Урала с целью сохранения его экосистем.
4.6. Разработаны и приняты нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Приняты Указ Губернатора Оренбургской области от 30 июля 2008 года № 97-ук "О порядке использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области", Постановления Главного государственного санитарного врача Оренбургской области от 2 сентября 2008 года № 15 "О порядке применения процедуры оценки риска для здоровья населения Оренбургской области" и от 19 мая 2008 года № 8 "О неотложных мерах по организации санитарно-защитных зон на промышленных предприятиях области", Постановление главы города Оренбурга от 8 октября 2009 года № 72-51-П "О создании рабочей группы по вопросам организации санитарно-защитных зон проблемных предприятий" и ряд других нормативных актов.
Приняты областные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лесопользования: Законы Оренбургской области от 11 марта 2008 года № 1951/411-IV-ОЗ "Об установлении исключительных случаев заготовки древесины и недревесных лесных ресурсов на основании договора купли-продажи лесных насаждений", от 10 сентября 2007 года № 1505/313-IV-ОЗ "Об установлении порядка использования гражданами лесов для собственных нужд на территории Оренбургской области", от 10 октября 2007 года № 1619/342-IV-ОЗ "О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства".


Разработана нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Оренбургской области. В целях координации действий служб, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, при Главном управлении МЧС России по Оренбургской области создано государственное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Оренбургской области". Для поддержания областной системы оповещения в рабочем состоянии ежегодно в бюджете области предусматриваются денежные средства. Кроме того, Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2010 года № 303-пп утверждена областная целевая программа "Модернизация региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Оренбургской области на 2011 - 2014 годы".
4.7. Для координации деятельности организаций, осуществляющих надзор в сфере природопользования и охраны окружающей среды, 10 февраля 2009 года создан экологический совет при Правительстве Оренбургской области.
За 2009 год и прошедший период 2010 года было проведено 4 заседания совета, на которых рассматривались актуальные вопросы: сохранение экосистемы бассейна реки Урала, совершенствование системы и повышение эффективности экологического, геологического, водного контроля и экологического мониторинга, развитие системы экономического стимулирования природоохранной деятельности, издание Красной книги Оренбургской области, сохранение природного наследия области, расширение сети заповедных территорий.
На VI Форуме межрегионального сотрудничества России и Республики Казахстан с участием президентов двух стран Губернатором области была обозначена проблема сохранения экосистемы трансграничной реки Урала.
4.8. Одним из мероприятий по улучшению качества природной среды является создание особо охраняемых природных территорий. В настоящее время ведется разработка необходимой документации для создания государственного природного заповедника "Шайтан-тау". В Министерство природных ресурсов Российской Федерации направлена бюджетная заявка на финансирование комплексного обследования территории и разработки эколого-экономического обоснования создания государственного природного заповедника. Также ведется подготовка необходимой документации о создании парка-биостанции "Оренбургская Тарпания" для дальнейшего направления в Правительство Российской Федерации.
5. Как было отмечено на депутатских слушаниях, источником принятия управленческих решений являются достоверные и актуальные данные, полученные при проведении экологического мониторинга. Часть рекомендаций была посвящена развитию эффективной областной системы экологического мониторинга и оперативного выявления источника загрязнения атмосферного воздуха.
В связи с этим в 2007 году начата работа по приобретению и установке в г. Оренбурге автоматизированных постов, на эти цели из областного бюджета было выделено 37 млн. рублей.
Работа в данном направлении в основном осуществлялась ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" (далее - ГУ "Госинспекция"). На выделенные из областного бюджета денежные средства согласно проведенным торгам и заключенным государственным контрактам ГУ "Госинспекция" было приобретено:
1) два передвижных экологических поста, которые проводят исследования состояния атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятий, жилых районов г. Оренбурга и центральной зоны Оренбургской области. ПЭП-1-1 оснащены газоаналитическим оборудованием для измерения приоритетных загрязняющих веществ (оксид углерода, оксид и диоксид азота, углеводороды, сероводород и диоксид серы) в автоматическом режиме, аппаратурой для измерения метеопараметров и системой автоматизированного пробоотбора;
2) пять автоматических стационарных постов контроля атмосферного воздуха, которые в режиме реального времени передают данные о состоянии атмосферного воздуха г. Оренбурга. Автоматические станции по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды расположены с учетом розы ветров, а также неоднократных жалоб и обращений граждан из районов, наиболее подверженных влиянию выбросов загрязняющих веществ от предприятий нефтегазового комплекса в следующих районах:
южная часть г. Оренбурга, ул. Центральная, 1а, на территории механического участка ЭМЦ ООО "Оренбург Водоканал";
с. Ивановка, на территории Дома милосердия, ул. Комсомольская, 51;
Промышленный район г. Оренбурга, ул. Караваева Роща, 28, на территории клинической больницы восстановительного лечения;
северная часть г. Оренбурга, ул. Волгоградская, 13, на территории Новосакмарского участка ЦВС ООО "Оренбург Водоканал";
с. Черноречье Оренбургского района, около здания администрации.
Станции оснащены современными газоанализаторами и обеспечивают постоянное автоматическое измерение, сбор, обработку, регистрацию и передачу по телефонному каналу результатов измерения массовых и объемных концентраций следующих компонентов: оксида и диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода, сероводорода, углеводородов.
Кроме этого, станции позволяют определять температуру и относительную влажность атмосферного воздуха, атмосферное давление, скорость и направление ветра. Данные о состоянии атмосферного воздуха передаются в режиме реального времени на единый диспетчерский пульт в ГУ "Госинспекция". Здесь осуществляется хранение, анализ и обработка данных мониторинга.
В 2008 году на базе ГУ "Госинспекция" в г. Оренбурге организована группа круглосуточного дежурства оперативного реагирования на аварийные и чрезвычайные ситуации, связанные с загрязнением атмосферного воздуха.
Для оповещения населения полученные со стационарных и передвижных экологических постов данные о состоянии атмосферного воздуха городов Оренбурга, Орска и Бузулука еженедельно передаются в печатные, телевизионные и электронные СМИ, а также на сайт министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области;
3) оборудование для специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа экологических параметров качества моторного топлива для определения экологических параметров качества автомобильного бензина, дизельного топлива и выявления негативного воздействия на окружающую среду, а также для проведения испытаний состава нефти, необходимых в работе по выявлению краж и несанкционированных врезок.
В соответствии с рекомендациями депутатских слушаний разработана схема размещения постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с перечнем приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих контролю, и запланировано создание сети стационарных автоматизированных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха по всей территории Оренбургской области: г. Орск - 4, г. Новотроицк - 3, г. Медногорск - 2, г. Гай - 1, г. Кувандык - 2, г. Бузулук - 3, Курманаевский район - 1.
Кроме того, ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" в соответствии с соглашением между ООО "Газпром добыча Оренбург" и Правительством Оренбургской области в октябре 2008 года был проведен открытый аукцион по закупке двух передвижных экологических постов ПЭП-1 и трех автоматических стационарных постов контроля атмосферного воздуха. Финансирование соглашения осуществлялось из средств ООО "Газпром добыча Оренбург" в размере 22740 тыс. рублей. В июне 2009 года по акту приема-передачи один передвижной экологический пост ПЭП-1-1 и три автоматических стационарных поста контроля атмосферного воздуха переданы ФГУ "Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
6. Одной из рекомендаций депутатских слушаний являлась необходимость рассмотрения вопроса о создании областной специализированной лаборатории, обеспечивающей независимый государственный контроль за качеством моторного топлива.
В 2007 году из областного бюджета выделены денежные средства на приобретение лабораторного оборудования для специализированной инспекции государственного экологического контроля и анализа экологических параметров качества моторного топлива (далее - СИГЭКиА ЭПКМТ). В декабре 2007 года произведена закупка специализированного лабораторного оборудования. В третьем квартале 2009 года выделено здание для размещения инспекции и осуществлен запуск данного оборудования. В первом квартале 2010 года проведена аккредитация СИГЭКиА ЭПКМТ.
4 мая 2010 года получен аттестат аккредитации СИГЭКиА ЭПКМТ, на основании которого проводятся отбор проб и испытание нефтепродуктов с выдачей заключения на соответствие требованиям, предъявляемым к качеству моторного топлива, производимого и реализуемого на территории Оренбургской области, а также испытания на показатели состава и свойств нефти. Принято Постановление Правительства Оренбургской области от 30 ноября 2009 года № 597-п "Об утверждении экологических требований к качеству моторного топлива при его обороте в Оренбургской области".
7. Разработаны и приняты нормативные акты, регулирующие вопросы водопользования и формирования структуры водной службы Оренбургской области.
В рамках реализации полномочий Оренбургской области в сфере водных отношений, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, Указом Губернатора Оренбургской области от 4 апреля 2008 года № 42-ук ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" была наделена полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.
Указом Губернатора Оренбургской области от 1 июня 2010 года № 92-ук создан новый орган исполнительной власти Оренбургской области - государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области, который уполномочен осуществлять в пределах своей компетенции государственный контроль в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Приняты Постановления Правительства Оренбургской области от 30 июля 2008 года № 300-п "Об утверждении перечней водных объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" и от 1 июня 2010 года № 383-п "О перечне должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов".
8. Структура органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования включает в себя в том числе территориальные подразделения федеральных органов в сфере окружающей среды и природопользования, деятельность которых также направлена на проведение комплекса мероприятий, способствующих выявлению и недопущению нарушений в области природоохранного законодательства.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области во взаимодействии с правоохранительными органами проводятся мероприятия по прекращению деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих незаконный прием и переработку углеводородного сырья. С этой целью проводятся проверки по соблюдению Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах". По результатам контрольно-надзорных мероприятий возбуждаются уголовные дела, виновные привлекаются к административной ответственности.
1 июня 2010 года между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области и Управлением внутренних дел по Оренбургской области заключено соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым стороны взяли на себя обязательства по взаимодействию и координации деятельности, включая проведение совместных мероприятий по контролю за соблюдением технических нормативов выбросов вредных веществ автомобильным транспортом в атмосферный воздух, профилактике нарушений технических нормативов выбросов, а также совместных проверок технического состояния транспортных средств перед выездом на линию на соответствие природоохранным требованиям.
В целях профилактики и принятия мер по устранению и предотвращению наступления экологически опасных ситуаций, охраны здоровья людей и окружающей среды Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Оренбургской области проводятся мероприятия по соблюдению законодательства Российской Федерации в части правил хранения пестицидов и агрохимикатов. Частично решена проблема, связанная с хранением на территории области непригодных и запрещенных химических препаратов. Должностными лицами за период 2005 - 2010 годов выявлено 520,461 тонны накопленных за предыдущие годы непригодных для применения пестицидов. В 2007 - 2008 годах с территории городов Оренбурга, Орска, Новотроицка и двадцати шести районов Оренбургской области вывезено для утилизации 505,536 тонны непригодных и запрещенных химических средств защиты растений. Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 36,5 млн. рублей.
9. В рамках реализации рекомендаций депутатских слушаний органами местного самоуправления Оренбургской области проводятся следующие мероприятия:
из местных бюджетов выделяются денежные средства на природоохранные мероприятия, такие, как озеленение территорий, ликвидация несанкционированных свалок;
оказывается поддержка в выделении и оформлении земельных участков для размещения автоматизированных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха ГУ "Государственная инспекция по охране окружающей среды Оренбургской области" и ФГУ "Оренбургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Вопрос отвода земельных участков в черте городов под строительство автозаправочных станций и оформления в собственность или долгосрочную аренду земельных участков, находящихся в водоохранных зонах, под строительство или осуществление иной хозяйственной деятельности постоянно находится на контроле администраций муниципальных образований.
Так, отвод земельных участков в черте г. Орска под строительство автозаправочных станций осуществляется согласно решению Орского городского Совета депутатов от 10 мая 2007 года № 23-359/357 "Об утверждении схемы размещения автозаправочных станций на территории муниципального образования город Орск".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Орского городского Совета депутатов Оренбургской области № 41-666 принято 06.10.2008, а не 24.09.2008.

Выделение земельных участков, находящихся в водоохранных зонах, осуществляется согласно Водному кодексу Российской Федерации и решению Орского городского Совета депутатов от 24 сентября 2008 года № 41-666 "Об утверждении правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования город Орск, для личных и бытовых нужд".
В г. Новотроицке прекращен отвод земельных участков в черте города под строительство автозаправочных станций.
На территории г. Оренбурга выделение в собственность или долгосрочную аренду земельных участков, находящихся в водоохранных зонах, под строительство или осуществление иной хозяйственной деятельности, а также выделение земельных участков в черте города под строительство автозаправочных станций с 2006 года не производилось.
10. На депутатских слушаниях особо отмечалась необходимость усиления производственного экологического контроля, а также необходимость нормативного закрепления представления информации производственного экологического контроля в систему экологического мониторинга, поскольку именно производственный контроль является основой определения антропогенного воздействия на природную среду.
Во исполнение рекомендаций депутатских слушаний крупные промышленные предприятия области ведут работы по усилению производственного экологического контроля.
ООО "Газпром добыча Оренбург" разработан стандарт СТО 06-01-2009 "Порядок осуществления производственного экологического контроля", которым определены формы отчетов о результатах экологического контроля. Общество осуществляет предоставление любой информации о результатах экологического мониторинга в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, стандарта СТО Газпром 2-1.19-297-2009 "Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО "Газпром". Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Порядок организации и ведения". В настоящее время результаты мониторинга вывешиваются в общедоступных местах населенных пунктов.
Согласно рекомендациям депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области" одним из пунктов ежегодного соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Оренбургской области и предприятиями необходимо предусмотреть финансирование и выполнение сторонами мероприятий областной программы "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005 - 2010 годах" в объемах и в сроки, определенные указанной программой.
В рамках областной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005 - 2010 годах" промышленными предприятиями области планировалось выделить на выполнение природоохранных мероприятий 563,59 млн. рублей. За отчетный период выделено и освоено 1461,57 млн. рублей.
ОАО "Оренбургнефть"
На выполнение программных мероприятий совместно с ООО "Бугурусланнефть" предприятие освоило 1425,0 млн. рублей, из них:
на мероприятия по повышению надежности трубопроводов - 552,8 млн. рублей;
рекультивацию земель - 0,77 млн. рублей;
переработку нефтешламов - 43,8 млн. рублей;
экологический мониторинг - 11,5 млн. рублей;
переработку попутного нефтяного газа - 816,43 млн. рублей.
В результате проведенных мероприятий было переработано и очищено от нефтешламов 24,5 тыс. куб. метров земли, рекультивировано 3,28 гектара. За счет переработки и утилизации попутного нефтяного газа объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников сократился на 62,8 тыс. тонн (с 303,4 тыс. тонн в 2008 году до 240,6 тыс. тонн в 2009 году).
Планом 2010 года ОАО "Оренбургнефть" предусмотрено выделить на выполнение природоохранных мероприятий 2913,65 млн. рублей, из них на утилизацию и переработку попутного нефтяного газа - 2241,66 млн. рублей. За первый квартал 2010 года предприятием освоено 138,3 млн. рублей.
Планом 2010 года ООО "Бугурусланнефть" предусмотрено выделить на выполнение природоохранных мероприятий 147,52 млн. рублей, из них на мероприятия по повышению надежности трубопроводов - 123,85 млн. рублей, на утилизацию и переработку попутного нефтяного газа - 15,35 млн. рублей. За первый квартал 2010 года предприятием освоено 9,99 млн. рублей.
Кроме того, ОАО "Оренбургнефть" за период 2008 - 2009 годов и первое полугодие 2010 года проведены следующие мероприятия по утилизации попутного нефтяного газа:
в 2008 году произведен запуск в эксплуатацию шести газокомпрессорных станций (ГСК) на Расташинском, Пасмуровском, Герасимовском, Тананыкском, Савельевском и Долговском месторождениях, потушено 6 факелов;
в 2009 году произведен запуск в эксплуатацию Вахитовской ГСК, построено 107 километров газопроводов, потушено 3 факела;
в первом полугодии 2010 года начаты строительно-монтажные работы по Ольховской, Сорочинско-Никольской и Гаршинской ГСК, Покровской УКПГ, второй очереди Зайкинского ГПП и железнодорожному терминалу "Тюльпан", потушено 2 факела. Построено два блока нагрева на Графской УПСВ. Произведена замена дефектного участка (66 метров) газопровода "Тананыкская ГСК - точка врезки в газопровод Бобровка - Кулешовка".
В третьем квартале 2009 года завершено строительство газокомпрессорной станции на ДНС Вахитовского месторождения и газопровода ГСК Вахитовская - УКПНГ Загорская, что позволило снизить объем сжигания нефтяного газа в четвертом квартале более чем на 31,0 млн. куб. метров.
С самого начала эксплуатации Вахитовского месторождения был организован комплекс работ по производственному экологическому мониторингу окружающей среды, обозначены стационарные и маршрутные посты наблюдения воздуха в селах.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2009 году составили 646,8 тыс. тонн, что меньше показателей 2008 года на 91,1 тыс. тонн. По предприятиям ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" выбросы загрязняющих веществ в целом сократились на 62,8 тыс. тонн, что составляет 69 % от общего числа сокращенных объемов выбросов по области.
Работа по улучшению экологической обстановки в области предприятиями ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" продолжится в рамках выполнения мероприятий областной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2011 - 2015 годах". На выполнение природоохранных мероприятий программы запланировано выделить 10415,43 млн. рублей, в том числе ОАО "Оренбургнефть" - 9665,32 млн. рублей и ООО "Бугурусланнефть" - 750,12 млн. рублей.
ООО "Медногорский медносерный комбинат"
Предприятием в 2009 году на выполнение программных мероприятий освоено 32,6 млн. рублей. За счет средств предприятия проводилась очистка подотвальных и карьерных вод методом флокуляции, осуществлялись работы по ликвидации карьера Яман-Касы. Всего предприятием за текущий период на природоохранные мероприятия выделено и освоено 185,3 млн. рублей.
На 2010 год запланировано выделить на природоохранные мероприятия и освоить 662,58 млн. рублей. За первый квартал 2010 года освоено 29,1 млн. рублей.
ОАО "ОГК-1", филиал "Ириклинская ГРЭС"
Предприятие в 2009 году в рамках выполнения мероприятий областной программы по разработке, внедрению, мониторингу рыбозащитного сооружения ПИРС освоило 3,94 млн. рублей. Всего предприятием на выполнение природоохранных мероприятий затрачено 14,7 млн. рублей.
В 2010 году запланировано на выполнение природоохранных мероприятий выделить 177,3 млн. рублей, за первый квартал 2010 года освоено 0,41 млн. рублей.
11. Решение экологических проблем в определенной степени зависит от развития экологической культуры населения и привлечения граждан к активной деятельности в области экологической безопасности, а также проведения социальной рекламы в средствах массовой информации, направленной на формирование общественного мнения о значимости охраны природы.
В апреле 2009 года комитетом Законодательного Собрания области по вопросам собственности, природопользования и строительства совместно с региональным отделением "Российский Зеленый Крест" было инициировано проведение фотовыставки "Экополитика - поиск пути".
Конкурс направлен на повышение экологической грамотности и формирование экологической культуры граждан. Цель конкурса - привлечь внимание общественности к экологическим проблемам региона. В конкурсе приняли участие граждане, организации, школы, предприятия, фотожурналисты.
Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию входят в областную программу "Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2005 - 2010 годах". Несмотря на то что в 2009 году финансирование программы было приостановлено, издан государственный доклад "О состоянии и охране окружающей среды Оренбургской области в 2008 году", проведена международная орнитологическая конференция Северной Евразии, предусмотрено финансирование других мероприятий по экологическому воспитанию и просвещению.
Кроме этого, министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области проводит брифинги и сотрудничает со средствами массовой информации по вопросам освещения вопросов в сфере охраны окружающей среды.
12. Несмотря на выполнение большей части рекомендаций, имеются некоторые проблемы.
Региональная система экологического мониторинга и ее центральное звено созданы, но в то же время необходима их кардинальная реорганизация. Отсутствие федерального закона об экологическом мониторинге и положения об экологическом мониторинге не позволяет в настоящее время организовать эффективно действующую территориальную систему, а также принять областной закон "Об экологическом мониторинге".
Как недостаток следует отметить, что работа по разработанному проекту концепции развития региональной системы экологического мониторинга Оренбургской области, согласованному с Оренбургским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и получившему положительную оценку государственно-правового управления аппарата Губернатора и Правительства области, по организационным причинам в настоящий момент приостановлена, что, как следствие, не дает возможности разработки регламентов взаимодействия в системе экологического мониторинга.
В 2008 году закончился срок действия Соглашения между Федеральной службой по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Правительством Оренбургской области от 13 марта 2007 года № 19 С "О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительства Оренбургской области по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды", содержащего в приложении список юридических лиц, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Оренбургской области. Соглашение было подписано между Правительством Оренбургской области и службой, которая на момент заключения соглашения была наделена полномочиями по осуществлению федерального государственного экологического контроля. Однако изменения в законодательстве, которые произошли в ноябре 2008 года, вывели федеральный государственный экологический контроль из полномочий Ростехнадзора и отнесли его к ведению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Таким образом, существует необходимость в разработке и принятии соглашения между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти Оренбургской области в части разделения контрольных полномочий в сфере государственного экологического контроля на предприятиях области с учетом законодательства Российской Федерации.
Одной из главных проблем реализации конкретных проектов, мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды является недофинансирование программ экологической направленности.
Так, например, в результате отсутствия финансирования не выполнены рекомендации по принятию областных программ по восстановлению и охране водных объектов Оренбургской области на 2008 - 2010 годы, по зарыблению водохранилищ и водоемов в 2008 - 2012 годах, по обеспечению радиационной безопасности территории и населения Оренбургской области. Это явилось одной из причин невозможности внедрения метода отпечатков предприятий, так как необходимо приобретение дорогостоящего оборудования. Не была проведена научно-практическая конференция "Природное и историко-культурное наследие Оренбургской области".
Вопросам экологии уделяется огромное внимание со стороны федеральных органов власти и Президента Российской Федерации.
27 мая 2010 года состоялось заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, по итогам которого Президент России Медведев Д.А. утвердил перечень поручений, а также поставил ряд задач, решение которых имеет приоритетное значение в природоохранной сфере:
усовершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, переход на принципы наилучших существующих технологий;
обеспечение экономической заинтересованности бизнеса в переходе на современные технологии, во внедрении современных очистных систем;
усиление ответственности за экологические правонарушения;
корректировка механизмов возмещения вреда окружающей среде.
Утвержденный перечень поручений определяется конкретными сроками их выполнения.
Таким образом, проблемы, поднятые на проведенных Законодательным Собранием области депутатских слушаниях, являются актуальными, а принятые рекомендации соответствуют проводимой государственной политике в области охраны окружающей среды.
Улучшение экологической обстановки в Оренбургской области возможно только с осуществлением целенаправленных и продуманных действий. Реализация рекомендаций позволит улучшить экологическую обстановку в области. В настоящее время работа в данном направлении продолжается.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Вступил в силу с 15 сентября 2010 года (пункт 4 данного документа).

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 15.09.2010 № 3800
"Об информации "О ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 июня 2007 года № 1334 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области" и постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 мая 2008 года № 2202 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества"
(вместе с "Информацией о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 июня 2007 года № 1334 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области" и постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 мая 2008 года № 2202 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества")

Постановление
Приложение. Информация о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 июня 2007 года № 1334 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние и пути оздоровления экологической обстановки в Оренбургской области" и постановления Законодательного Собрания Оренбургской области от 21 мая 2008 года № 2202 "Об утверждении рекомендаций депутатских слушаний на тему "Состояние атмосферного воздуха в Оренбургской области и перспективы совершенствования системы мониторинга и контроля его качества"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru