Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


 
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 апреля 2010 г. № 3-27/10

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца четвертого пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ),

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с названным заявлением, указав, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) предусматривают меры социальной поддержки для ветеранов труда; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя. Однако указанные положения Закона Приморского края противоречат федеральному законодательству, поскольку в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а пункт 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, предусматривает, что размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления. По мнению прокурора, меры социальной поддержки, предусмотренные названными нормами, не соответствуют требованиям федерального закона и ограничивают право льготных категорий граждан на их получение.
Частью 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, в форме денежной выплаты. Согласно абзацу 13 части 5 ст. 14 названного Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142.
Прокурор полагает, что абзац 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края № 206-КЗ противоречит пункту 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", предусматривающему, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и принят без учета положений статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", сохраняющей закрепленные ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР льготы для педагогических работников на бесплатное освещение и отопление без ограничения нормативами потребления коммунальных услуг.
Прокурор просит признать абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия. Обязать Законодательное Собрание опубликовать сообщение о принятом решении в Приморской газете и Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемые отдельные нормы Закона Приморского края № 206-КЗ (в редакции от 30 декабря 2009 года) ухудшают положение льготных категорий граждан.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4 Закон Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", а не абзац 4 пункта 3.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласился, представил письменный отзыв, в котором просил прокурору в удовлетворении заявления отказать по следующим основаниям. В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерального бюджета). На основании статей 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761 "О реабилитации жертв политических репрессий" обеспечение мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Установленный названными законами порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан стал результатом вступления в силу с 1 января 2005 года изменений, внесенных в ряд законодательных актов Российской Федерации Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в результате которых система социальной защиты граждан приведена в соответствие с принципами разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Таким образом, с 1 января 2005 года субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры социальной поддержки, представляемые ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, с соблюдением условий, предусмотренных ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ. В целях реализации Приморским краем полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", которым лицам, имеющим звание "Ветеран труда" (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 4); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев (абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5); лицам, признанным в установленном порядке реабилитированными (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6); лицам, признанным в установленном порядке пострадавшими от политических репрессий (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7), в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрена оплата в размере 50% коммунальных услуг поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
До 1 января 2005 года меры социальной поддержки перечисленным выше категориям граждан были ограничены нормативами, предусмотренными действующим законодательством, и не находились в прямой зависимости от фактического потребления той или иной коммунальной услуги, а для тружеников тыла льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе газа, статьей 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" не предоставлялись. До принятия Закона Приморского края от 30 декабря 2009 г. № 550-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" меры социальной поддержки рассматриваемым категориям граждан устанавливались Законом Приморского края в размере 50% коммунальных услуг газоснабжения (в том числе поставка бытового газа в баллонах) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных постановлением Администрации Приморского края от 18 января 2008 г. № 10-па "Об утверждении нормативов потребления сжиженного газа населением Приморского края" на уровне 4,7 кг на одного человека в месяц. С принятием постановления Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" соответствующие меры социальной поддержки обличены в форму денежных выплат. В связи с тем что в настоящее время норматив потребления сжиженного газа населением не устанавливается, возникла необходимость изменения порядка определения размера мер социальной поддержки по оплате поставки бытового газа в баллонах. Новый порядок введен Законом Приморского края от 30 декабря 2009 г. № 550-КЗ, при этом размер денежной выплаты, рассчитываемой в соответствии с новым порядком, выше денежной выплаты, рассчитываемой исходя из размера норматива потребления. В связи с этим несостоятелен довод прокурора о том, что законодателем в нарушение федерального законодательства установлены меры социальной поддержки отдельным категориям граждан с применением норматива потребления.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006, которое имеет номер 307, а не 397.

Не согласился представитель Законодательного Собрания Приморского края со ссылкой прокурора на противоречие оспариваемых норм пункту 47 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 397, а также с доводом о том, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления, указав, что пункт 47 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам полностью согласуется с порядком определения размера мер социальной поддержки, установленным оспариваемыми положениями Закона Приморского края. Оспариваемые положения не содержат упоминания о нормативах потребления, не устанавливают порядок определения платы за газ, а устанавливают виды мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан, а также порядок расчета их размера. При этом фактическая оплата поставки газа бытового в баллонах производится в соответствии с положениями федерального законодательства, имеющими иную отраслевую принадлежность, нежели социальная защита населения. Кроме того, размер денежной выплаты, рассчитываемый в порядке, установленном Законом Приморского края № 206-КЗ, выше размера денежной выплаты, определенного исходя из размера норматива потребления газа населением Приморского края. Учитывая изложенное, представитель заинтересованного лица считает, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) не противоречат действующему законодательству и приняты с соблюдением условий ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ.
Не признал представитель Законодательного Собрания и требования прокурора в части оспаривания абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ, предусматривающего меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, в форме денежной выплаты. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, закреплялось ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР и сохранило силу на основании постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 г. № 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности". Реализация названной льготы районами Приморского края осуществлялась в соответствии с разъяснениями от 1974 г., данными финансовым отделом и отделом народного образования Исполнительного комитета Приморского краевого совета депутатов трудящихся, в силу которых бесплатное освещение квартир обеспечивается из расчета 6 ватт электроэнергии на каждый квадратный метр площади в пределах установленного количества световых часов, при этом стоимость электроэнергии на другие нужды не оплачивается. Во исполнение ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, условия предоставления льгот не ухудшились. Кроме того, сложившаяся на протяжении многих лет практика определения размера льготы позволяет вычленить из общего размера электропотребления расходы на освещение. С учетом изложенного, представитель Законодательного Собрания Приморского края просит прокурору отказать в удовлетворении заявленных требований полностью.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением прокурора не согласился по доводам, аналогичным тем, которые изложил представитель Законодательного Собрания Приморского края. В дополнение указал, что суммарный годовой размер денежной выплаты на оплату поставки бытового газа рассчитывается как 50% стоимости 60 кг сжиженного газа (3 x 20 = 60, где 3 количество баллонов, 20 - вес одного баллона сжиженного газа). До 1 января 2005 года норматив потребления сжиженного газа населением Приморского края от индивидуальных газобаллонных установок был установлен на уровне 4,7 кг. Вновь принятым порядком расчета достигается улучшение положения льготных категорий граждан. Мера социальной поддержки, установленная абзацем 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ, соответствует требованиям федерального законодательства. Понятие "освещение" не тождественно понятию "электроснабжение", поэтому предусмотренный абзацем 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ расчет денежной выплаты, в том числе за потребляемую энергию на освещение жилых помещений исходя из 0,006 кВт на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае 142, позволяет разграничить названные понятия и обеспечить реализацию прав льготных категорий педагогических работников именно на бесплатное освещение жилого помещения без оплаты расходов электроэнергии на другие цели.
Выслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания Приморского края, представителя Администрации Приморского края, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судом установлено, что Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" № 83 от 29 декабря 2004 г. и газете "Утро России" от 31 декабря 2004 г. Внесенные в него изменения Законом Приморского края от 30 декабря 2009 г. № 550-КЗ опубликованы 30 декабря 2009 г. в Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края № 136 и 15 января 2010 г. в Приморской газете № 2 (393).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" осуществление законодательного регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации находится в компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, жертв политических репрессий (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 122-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ). При этом федеральным законодательством не установлены в отношении субъектов нормы, касающиеся необходимости предоставления конкретных видов льгот, и размеры денежных компенсаций льготным категориям граждан.
В соответствии со статьями 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона № 5-ФЗ).
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Анализ перечисленных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок и условия социальной поддержки льготных категорий граждан исходя из своих финансовых возможностей при условии соблюдения требований статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме.
В целях реализации Приморским краем полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", которым лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности (абзац 4 части 1 пункта 4); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (абзац 4 пункта 5 части 1 ст. 5); лицам, признанным в установленном порядке реабилитированными (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6); лицам, признанным в установленном законом порядке пострадавшими от политических репрессий (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7), установлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ, сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Полагая названные положения Закона Приморского края № 206-КЗ противоречащими федеральному законодательству, прокурор ссылается на ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в исполнение которой приняты Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 30. Согласно пункту 47 названных Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем. По мнению прокурора, толкование названных норм во взаимосвязи указывает на то, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления, в то время как оспариваемый Закон Приморского края предусматривает меры социальной поддержки в размере 50% оплаты за газ в баллонах с применением норматива потребления сжиженного газа населением Приморского края, который на сегодняшний день не действует.


Суд, оценивая правовую позицию прокурора, находит ее несостоятельной ввиду того, что заявителем сопоставляются федеральные нормативные правовые акты и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, имеющие различный предмет регулирования.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации является нормой, в соответствии с которой собственники помещений в многоквартирном доме - наниматели жилья оплачивают коммунальные услуги согласно показаниям приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления коммунальных услуг. В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем. Таким образом, в случае отсутствия приборов учета тарифы на услуги умножаются не на объем потребленных ресурсов (по показаниям приборов учета), а на соответствующий норматив потребления.
Данные нормы определяют механизм регулирования установления платы за жилое помещение, в частности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, но не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, законодательное регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Кроме того, названный пункт Правил не вступает в противоречие с нормами оспариваемого Закона и может применяться для реализации положений Закона Приморского края, касающихся оплаты коммунальных услуг.
Нормы Закона Приморского края № 206-КЗ, оспоренные прокурором, устанавливают правовые гарантии социальной поддержки льготных категорий граждан в целях создания им условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Как указано выше, право субъекта Российской Федерации определять виды мер социальной поддержки, их размер не ограничивается федеральным законодательством, поэтому доводы прокурора о противоречии абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) федеральному законодательству ввиду необоснованного установления норматива потребления не могут быть признаны обоснованными.
В силу части 2 статьи 153 Федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
С целью замены натуральных льгот на денежную компенсацию был принят Закон Приморского края от 30 декабря 2009 г. № 550-КЗ края "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края". Издав Закон № 206-КЗ в новой редакции, Приморский край реализовал предоставленные ему полномочия по социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края, при этом условия части 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ были соблюдены.
До 1 января 2005 года в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" льгота в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг, в том числе газа, предоставлялась в пределах нормативов потребления соответствующих услуг, установленных органами местного самоуправления. Тружеников тыла статья 20 Федерального Закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг не наделяла.
Для лиц, подвергшихся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, пунктом "ж" части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" до 1 января 2005 г. предусматривалось снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Таким образом, оспариваемые прокурором отдельные положения Закона Приморского края расширили круг получателей льгот, а также увеличили размер денежной выплаты по сравнению с размером денежной выплаты, рассчитываемой исходя из размера норматива потребления коммунальных услуг.
До принятия Закона Приморского края от 30 декабря 2009 г. № 550-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" меры социальной поддержки данным категориям граждан устанавливались в размере 50% коммунальных услуг газоснабжения (в том числе поставка бытового газа в баллонах) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами исполнительной власти Приморского края.
Постановлением Администрации Приморского края от 18 января 2008 г. № 10-па "Об утверждении нормативов потребления сжиженного газа населением Приморского края" норматив потребления сжиженного газа населением Приморского края от индивидуальных газобаллонных установок был установлен на уровне 4,7 кг на одного человека в месяц. Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг "О форме, порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края" меры социальной поддержки стали предоставляться в форме денежной выплаты. С учетом норматива потребления суммарный годовой размер денежной выплаты на оплату поставки бытового газа рассчитывался как 50% стоимости 56,4 кг сжиженного газа (12 x 4,7 = 56,4 кг).
Меры социальной поддержки, установленные абзацем 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзацем 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзацем 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзацем 4 пункта 3 части 1 статьи 7, рассматриваемым категориям граждан в виде поставки трех баллонов газа весом 60 кг не уменьшают размера ранее предоставляемых льгот, а напротив, повышают ранее достигнутый уровень.
Кроме того, объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета на реализацию льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Законом "О реабилитации жертв политических репрессий", поступательно увеличивается.
В соответствии со ст. 23 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год" (в редакции от 4 февраля 2005 г.) на реализацию льгот, предусмотренных Законом "О ветеранах", предусматривалось 506223 тыс. руб., 376487 тыс. руб. передавались бюджетам муниципальных образований Приморского края в виде субвенций на реализацию Федерального закона "О ветеранах", включая расходы, связанные с предоставлением льгот на потребление газа населением. В дальнейшем, в связи с изменением порядка предоставления мер социальной поддержки, средства на предоставление мер социальной поддержки выделялись законами Приморского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии с Законом Приморского края № 200-КЗ от 29 декабря 2004 г. "О краевом бюджете на 2005 год" в 2005 году на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда предусматривалось 6500950 тыс. руб.; в 2006 году - 692450 тыс. руб. (Закон Приморского края № 319-КЗ от 23 декабря 2005 г. в редакции от 13.09.2006, от 21.11.2006 "О краевом бюджете на 2006 год"); в соответствии с Законом Приморского края № 28-КЗ от 27 декабря 2006 г. (ред. от 28.09.2007) "О краевом бюджете на 2007 год" в 2007 году предусматривалось 815876 тыс. руб.; в 2008 году - 1068319 руб. (Закон Приморского края от 25 декабря 2007 г. № 179-КЗ в редакции от 17.12.2008 "О краевом бюджете на 2008 год"); в 2009 году - 1397194 руб. (Закон Приморского края от 17 декабря 2008 г. № 354-КЗ в редакции от 30.11.2009 "О краевом бюджете на 2009 год"), в 2010 году на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам труда предусмотрено 1899377 тыс. руб. (Закон Приморского края № 544-КЗ от 25 декабря 2009 г. "О краевом бюджете на 2010 год").
В соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2003 г. № 91-КЗ "О краевом бюджете на 2004 год" (в редакции от 4 февраля 2005 г.) финансирование расходов на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" производилось за счет средств бюджетов муниципальных образований Приморского края с последующим возмещением из средств Фонда компенсаций, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. В 2004 году поступление из Фонда компенсаций на возмещение расходов, обусловленных реализацией названного Федерального закона, составило 21777 тыс. руб.
В соответствии с Законом Приморского края № 200-КЗ от 29 декабря 2004 г. "О краевом бюджете на 2005 год" в 2005 году общие затраты краевого бюджета на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, составили 43155 тыс. руб., из них субвенции, передаваемые органам местного самоуправления на предоставление мер социальной поддержки в части приобретения топлива и газа (без доставки), оплаты жилья и коммунальных услуг, составили 27835 тыс. руб.
В 2006 году на основании Закона Приморского края № 319-КЗ от 23 декабря 2005 г. (в редакции от 13.09.2006, от 21.11.2006) "О краевом бюджете на 2006 год" на предоставление мер поддержки в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг предусматривалось 23665 тыс. руб.; в 2007 году - 26741 тыс. руб. (Закон Приморского края № 28-КЗ от 27 декабря 2006 г. в редакции от 28.09.2007 "О краевом бюджете на 2007 год"); в 2008 году - 28571 тыс. руб. (Закон Приморского края от 25 декабря 2007 г. № 179-КЗ в ред. от 17.12.2008 "О краевом бюджете на 2008 год"); согласно Закону Приморского края от 17 декабря 2008 г. № 354-КЗ в редакции от 30.11.2009 "О краевом бюджете на 2009 год" в 2009 году на указанные цели предусмотрено 41296 руб.; в 2010 году на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг данной категории предусмотрено 62866 тыс. руб. (Закон Приморского края № 544-КЗ от 25 декабря 2009 года "О краевом бюджете на 2010 год").
Приведенный анализ расходов краевого бюджета на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая поставку бытового газа в баллонах, свидетельствует о том, что начиная с 2004 года и до 2010 года условия предоставления названных льгот не ухудшались.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) не противоречат ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 47 Правил Предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, а также положениям Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
Поскольку оспариваемый в части Закон Приморского края № 206-КЗ издан Законодательным Собранием Приморского края в пределах компетенции и действующему федеральному законодательству не противоречит, заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) удовлетворению не подлежит.
Что касается оспаривания прокурором абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ, то в этой части суд находит заявление обоснованным.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 г. (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (статья 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 6 мая 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований статьи 8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
Согласно абзацу 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края № 206-КЗ расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142. Следовательно, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении ограничивается нормой потребления 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр помещения и средним количеством световых часов, тем самым реализация права педагогического работника на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности ставится под условие и обеспечивается частично.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что оспариваемая норма Закона Приморского края № 206-КЗ в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
Суд критически оценивает довод представителя Администрации Приморского края в судебном заседании о недостаточном финансировании обеспечения льгот педагогическим работникам на федеральном уровне, поскольку межбюджетные отношения не могут влиять на объем льгот, установленный федеральным законом.
Указание представителя Администрации Приморского края на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия "освещение" и "электроснабжение" и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, основано на неверном токовании норм федерального законодательства, так как вопрос законодательного регулирования правоотношений по установлению педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Приморского края, мер социальной поддержки, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, в компетенцию субъекта Российской Федерации не входит.
Довод представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что установленный оспариваемым положением порядок предоставления льгот из расчета 6 ватт электроэнергии на каждый квадратный метр площади обусловлен разъяснениями финансового отдела и отделом народного образования Исполкома Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 1974 года и сохранялся до настоящего времени, не может расцениваться как подтверждение соответствия оспариваемого положения нормативного правового акта Федеральному закону, так как критерием оценки является нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
Фактическое ограничение законодателем прав педагогических работников на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением указывает на необоснованность ссылки представителя Законодательного Собрания Приморского края на соблюдение при издании оспариваемого закона требований ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 года порядка предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что нормативный правовой акт Приморского края, отдельные положения которого оспариваются прокурором, издан законодательным органом Приморского края в рамках соответствующих полномочий, был опубликован для всеобщего сведения, в течение определенного времени применялся, вследствие чего заинтересованные лица, права которых были нарушены применением оспариваемого положения, имели возможность на их защиту, суд считает необходимым признать недействующим абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить частично, признать абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ) недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о принятом решении суда после его вступления в законную силу в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" и в "Приморской газете".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Приморского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Приморский краевой суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 23.06.2010 № 56-Г10-5 данное решение оставлено без изменения.

Решение Приморского краевого суда от 09.04.2010 № 3-27/10
<О признании недействующим абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (в редакции от 30.12.2009 № 550-КЗ)>


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru