Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. № 33-1151

(извлечение)

23 июня 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства социальной защиты населения Рязанской области на решение Шиловского районного суда Рязанской области от 27 апреля 2010 года, которым постановлено:
Обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области назначить и выплачивать Е. за счет средств федерального бюджета с 1 апреля 2010 года ежемесячно денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 743 (семьсот сорок три) руб. 03 коп., с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Рязанской области в пользу Е. за счет средств федерального бюджета задолженность по компенсационным выплатам на приобретение продовольственных товаров за период с 01.08.2009 по 31.03.2010 в сумме 5606 (пять тысяч шестьсот Шесть) руб. 49 коп.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., доводы представителя Министерства социальной защиты населения Рязанской области С.С.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Е. обратилась в суд с иском, к Министерству социальной защиты населения Рязанской области и Министерству финансов Российской Федерации о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров вдове инвалида-чернобыльца в связи с потерей кормильца и взыскании задолженности по этим выплатам, в обоснование которого указала, что являлась женой Е.Н., признанного инвалидом первой группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и умершего 07.07.2009 от заболеваний, связанных с воздействием радиации в период выполнения им работ по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
При жизни Е.Н. возмещался вред, причиненный здоровью и: предоставлялись в полном объеме все иные меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О социальной, защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 1244-1 от 15.05.1991.
После смерти Е.Н. истица была признана иждивенкой умершего и ей в соответствии с п. 15 ст. 14 вышеназванного Закона возмещается вред в связи с потерей кормильца. Истица полагает, что данная норма Закона помимо указанной выплаты, обязывает ответчика кроме сумм возмещения вреда, представлять также меру социальной защиты, предусмотренную п. 13. ст. 14 названного Закона, то есть выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, размер которой, по состоянию на 15.02.2001 составлял 300 рублей. С учетом индексации с 01.03.2010 указанная выплата составляет 743 руб. 03 коп. (300 руб. x 1,38 x 1,11 x 1,09 x 1,08 x 1,105 x 1,13 x 1,1 = 743,03). Кроме того, истица полагает, что ответчик должен выплатить ей задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за все прошедшее время с момента возникновения такого права (но не более чем за три года), то есть с 1 августа 2009 года по 28 февраля 2010 года (всего за 7 месяцев) в сумме 4863 руб. 46 коп., а именно: с 01.08.2009 по 31.12.2009 в сумме 3377 руб. 40 коп.
(300 x 1,38 x 1,11 x 1,09 x 105 x 1,13 x 5 месяцев) и с 01.01.2010 по 28.02.2010 в сумме 1486 руб. 06 коп. (300 x 1,38 x 1,11 x 1,09 x 1,08 x 1,105 x 1,13 x 1,1 x 2 месяца). В связи с чем Е. просила:
1) обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области назначить и выплачивать ей с 01.03.2010 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров сумме 743 руб. 03 кон с последующей индексацией этой суммы в установленном законом порядке;
2) обязать Министерство социальной защиты населения Рязанской области начислить задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.08.2009 по 28.02,2010 г. в сумме 4863 руб. 46 коп., включив данную сумму задолженности в списки получателей компенсаций на приобретение продовольственных товаров, представляемые в территориальные органы Федерального казначейства;
3) взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации, как органа уполномоченного обеспечивать данные финансовые выплаты, задолженность по компенсационным: выплатам: на приобретение продовольственных товаров за указанный период в сумме 4863 руб. 46 коп.
В ходе судебного разбирательства, истица, изменив свои исковые требования, просила исключить из числа ответчиков Министерство финансов Российской Федерации и признать надлежащим ответчиком Министерство социальной защиты населения Рязанской области, которого просит обязать назначить и выплачивать ей ежемесячно с 01.04.2010 денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 743 руб. 03 коп., с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также взыскать с надлежащего ответчика - Министерства социальной защиты населения Рязанской области за счет средств федерального бюджета задолженность по компенсационным выплатам на приобретение продовольственных товаров за период с 01.08.09 по 31.03.2010 в сумме 5606 руб. 49 коп., то есть изменив временной период на один месяц.
Суд исковые требования Е. удовлетворил, постановив указанное решение.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов жалобы указано, что п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей. Ни о каких других иждивенцах, имеющих право на компенсационные выплаты, на приобретение продовольственных товаров, в данном пункте не говорится. Кроме того, судом неверно установлен размер компенсации на приобретение продовольственных товаров Ф. исходя из 743 руб. 03 коп., тогда как с 1 января 2009 года - 538 руб. 43 коп., с 1 января 2010 года - 592 руб. 27 коп.
Проверив решение суда, судебная коллегия находит, что оно подлежит отмене.
В силу ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в кассационном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Согласно ст. 363 ГПК РФ нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд неправильно истолковал закон.
Судом установлено, что муж истицы - Е.Н. был признан инвалидом 1 группы бессрочно (с 17.04.2008) по заболеванию, связанному с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ему возмещался вред, причиненный здоровью и предоставлялись в полном объеме все меры социальной поддержки, предусмотренные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 1244-1 от 15.05.1991 07.07.2009 Е.Н. умер и поскольку истица находилась на его иждивении, ей на основании п. 15 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда по случаю потери кормильца, что подтверждается справкой № 7, выданной Шиловским территориальным отделом социальной защиты населения 03.03.2010.
Рассматривая требование истицы о взыскании в ее пользу задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в сумме 5606 руб. 49 коп. за период с 1 августа 2009 года по 31 марта 2010 года, а также о возложении обязанности на ответчика по назначению указанной выплаты Е. с 1 апреля 2010 года, суд правильно исходил из положения п. 13 ч. 1 ст. 14 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 1244-1 от 15.05.1991, согласно которому гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.
Однако, удовлетворяя указанные требования Е. суд не учел, что в вышеприведенной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
Право на получение компенсации, предусмотренной пунктом 13 части первой статьи 14 названного Закона, не распространяется на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни.
Поскольку жены инвалидов не указаны в перечне лиц, которым гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, то меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, как членам семей умерших инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, на них распространяться не может.
Кроме того, согласно статье 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях реализации названного Закона принято Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Е. не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Так как, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, то судебная коллегия находит возможным не передавать дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Е. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шиловского районного суда Рязанской области от 27 апреля 2010 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Е. в иске к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о назначении с 1 апреля 2010 года ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и выплате задолженности в виде денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 августа 2009 года по 31 марта 2010 года - отказать.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 23.06.2010 № 33-1151
<Удовлетворяя требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров вдове инвалида-чернобыльца в связи с потерей кормильца и взыскании задолженности по этим выплатам, суд не учел, что право на получение компенсации не распространяется на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни, поэтому решение суда первой инстанции подлежит отмене>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru