Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2010 г. № 109/644

ОБ ОБРАЩЕНИИ К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
И РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВАМИ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ ПО ВЫБОРАМ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ
ГОЛОСОВАНИЯ 10 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА

В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в целях оказания содействия средствам массовой информации в информационном обеспечении организации и проведения выборов органов местного самоуправления Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Одобрить текст обращения к средствам массовой информации и рекомендации по информационному обеспечению средствами массовой информации избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в единый день голосования 10 октября 2010 года (далее - рекомендации) (приложения 1, 2).
2. Направить обращение к средствам массовой информации и рекомендации в департамент информационной политики и связей с общественностью Ямало-Ненецкого автономного округа, региональные и муниципальные средства массовой информации, избирательные комиссии муниципальных образований, разместить на официальном Интернет-сайте Избирательной комиссии автономного округа в разделе "Единый день голосования".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Избирательной комиссии автономного округа с правом решающего голоса Т.В.Винокурову.

Заместитель
Председателя комиссии
И.М.ГОРЕЛИК

Секретарь комиссии
О.А.ТАРАСОВА





Приложение 1

Одобрено
постановлением Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 сентября 2010 года № 109/644

ОБРАЩЕНИЕ
К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Уважаемые представители средств массовой информации!

Осенью 2010 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пройдет ряд избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления. Дни голосования состоятся 12 сентября, 3 октября и в единый день голосования 10 октября 2010 года.
На 12 сентября назначены досрочные выборы главы Пуровского района, на 3 октября - главы п. Катравож Приуральского района.
В единый день голосования 10 октября назначены выборы глав муниципальных образований в городе Губкинский, Тазовском и Красноселькупском районах и в трех сельских поселениях: Толькинское, Красноселькуп и п. Правохеттинский.
Депутатов представительных органов будут избирать в семи муниципальных образованиях округа. По итогам выборов должны быть сформированы городские думы г. Губкинского и г. Муравленко, а также районные думы Красноселькупского, Надымского, Пуровского, Тазовского и Шурышкарского районов.
В трех городских округах, в Салехарде и Тарко-Сале должны быть доизбраны три депутата в составы представительных органов.
По итогам проведения назначенных дней голосования должны быть избраны 118 депутатов в представительные органы и 7 глав муниципальных образований.
Как показывает практика, ведущая роль в информационном освещении избирательных действий, донесения до избирателей информации о кандидатах, о деятельности избирательных комиссий, безусловно, принадлежит средствам массовой информации.
Закон устанавливает, что в период подготовки и проведения выборов средства массовой информации вправе осуществлять информирование избирателей в соответствии с нормами законодательства. Информация должна отвечать требованиям объективности, достоверности, соблюдения равенства прав участников избирательного процесса.


Нет. Согласно пункту 2 статьи 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированные кандидаты, работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

Не будет ли это противоречить Закону "Об основных гарантиях..." и Закону "О средствах массовой информации", если за несколько месяцев до начала избирательной кампании газета начинает активно "пиарить" или заниматься "черным пиаром" в отношении действующего чиновника, который, по имеющимся у газеты данным, будет принимать участие в избирательной кампании как кандидат? (г. Москва)

Нарушением законодательства о выборах - не будет, если подобные материалы опубликованы до начала избирательной кампании.
Все требования Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", законодательства о рекламе, равно как и нормы уголовного и гражданского кодекса, защищающие права граждан, их честь, достоинство, деловую репутацию, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться в описанной Вами ситуации.

Имеет ли право участвовать в агитационной деятельности средство массовой информации, опубликовавшее расценки в срок, но не уведомившее об этом избирательную комиссию? (г. Томск)

Из положений пункта 8 статьи 51 и пункта 4 статьи 52 Федерального закона следует, что негосударственная организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, должна выполнить оба условия пункта 6 статьи 50 Федерального закона, согласно которым сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.
Таким образом, негосударственная организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не уведомившая комиссию о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, не вправе участвовать в агитационной деятельности.

Какие требования избирательного законодательства обязаны соблюдать телекомпании и радиостанции, проводящие экспресс-опросы избирателей в период избирательной кампании? В частности, прохожим на улицах городов и других населенных пунктов задаются вопросы, такие как:
- Участвуете ли в Вы в выборах и почему?
- Доверяете ли Вы выдвинутым кандидатам?
- Знакомы ли Вы с программами партий?
- Следите ли Вы за ходом избирательной кампании?
- Какие политические платформы Вам ближе: демократическая, "левая"?
- Какие решения политиков Вы скорее одобрите: консервативные, либеральные, радикальные? (ГТРК "Брянск")

Если подобные экспресс-опросы проводятся в целях информирования избирателей, то согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) их публикация должна отвечать требованиям объективности, достоверности и не нарушать соблюдение равенства кандидатов, избирательных объединений. В таких информационных материалах не должны содержаться признаки предвыборной агитации.
В том случае, если результаты таких экспресс-опросов публикуются (обнародуются), то должны соблюдаться требования статьи 46 указанного Федерального закона. Содержание этих требований разъяснено в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 декабря 2007 года № 77/618-5, в частности, при любом размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами (то есть любых количественных показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие сведения об опросе: наименование организации, проводившей опрос; время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней, следует указывать, с какой и по какую дату он проводился; число опрошенных (выборку); метод сбора информации. Следует указывать, с использованием какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.) проводился опрос; регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого числа субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться указанием их числа (например: "Опрос проводился в 50 субъектах Российской Федерации"); точную формулировку вопроса, который задавался респондентам; статистическую оценку возможной погрешности; лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства массовой информации по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.
В случае цитирования результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех вышеперечисленных данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.
При обнародовании результатов опросов общественного мнения организацией, осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе также должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например посредством "бегущей строки". В радиоэфире обнародование осуществляется непосредственно диктором, ведущим, журналистом.
Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет).

Законодательством предусмотрено обязательное опубликование предвыборных программ избирательными объединениями в случае выдвижения ими кандидатов на выборные должности. Между тем практическое соблюдение указанных норм затруднено по следующим причинам:
региональное (местное) отделение партии, выдвигающее кандидатов на должности главы муниципального образования, депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления по одномандатному (многомандатному) округу не имеет права создавать избирательный фонд избирательного объединения, а значит, и оплачивать опубликование своей предвыборной программы на законном основании, то есть из избирательного фонда;
- ряд кандидатов в депутаты, которые выдвинуты партией в один законодательный (представительный) орган, не имеют права совместно оплатить печатную площадь для опубликования предвыборной программы, направив средства из своих избирательных фондов на долевой основе, поскольку это не предусмотрено законодательством. Тем более что обязанность опубликования предвыборной программы лежит на избирательном объединении, но не на выдвигаемых партией кандидатах;
- использование бесплатной площади, распределяемой по жеребьевке между кандидатами, на цели размещения предвыборной программы регионального или местного отделения также не предусмотрено Законом;
- еще одной проблемой является отсутствие требований к объему предвыборной программы или возможности опубликования ее тезисов, выдержек из текста и т.д. (Новгородская область).

В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) политическая партия, выдвинувшая кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с Федеральным законом, иным законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
Таким образом, во-первых, Федеральным законом прямо предусмотрена возможность использования для опубликования предвыборной программы политической партии в рамках предоставляемой для проведения предвыборной агитации (в том числе кандидатам) бесплатной печатной площади.
Во-вторых, не следует путать программу политической партии как таковую с ее предвыборной программой, что является распространенной ошибкой. Федеральный закон требует опубликовать именно предвыборную программу, то есть набор политических тезисов, программных положений, с которыми партия (в лице выдвинутых ею кандидатов) идет на выборы. Соответственно, объем такой программы зависит от уровня конкретных выборов и должен быть вполне приемлемым для периодического печатного издания соответствующего уровня.
В-третьих, Федеральный закон не запрещает долевую оплату опубликования предвыборной программы партии за счет средств избирательных фондов двух или более выдвинутых ею (ее структурными подразделениями) кандидатов. В соответствии с пунктом 5 статьи 48 Федерального закона расходы на проведение предвыборной агитации (а предвыборная программа относится к таковой) осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке, при этом агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
При этом согласно пункту 4 указанной статьи Федерального закона кандидат, избирательное объединение самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Поэтому в случае, если речь идет об агитационном материале двух или более кандидатов, выдвинутых одной и той же политической партией, каковым и выступает в данном случае предвыборная программа этой партии, то есть, если этот материал, по сути, является агитационным материалом обоих кандидатов, полагаем допустимой и не противоречащей указанным положениям Федерального закона долевую оплату указанного материала из избирательных фондов соответствующих кандидатов.

Можно ли при обнародовании опросов общественного мнения, связанных с выборами, в радиоэфире не указывать: организацию, проводившую опрос; время его проведения, количество опрошенных (выборку); метод сбора информации; регион, где проводился опрос; точную формулировку вопроса; статистическую оценку возможной погрешности; лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование)? Эта процедура занимает очень много времени, что нарушает формат программ, сбивает темп. Возможно ли часть данных не обнародовать в эфире одновременно с данными опроса, а, например, указать в эфирной справке, представляемой в избирательную комиссию, уполномоченную проводить соответствующие выборы? (Жирнова Елена Васильевна, журналист радио "Смоленская весна")

В вопросе оказались перечислены все реквизиты, которые должны сопровождать опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, предложенный журналистом подход прямо нарушает установленный Законом порядок. Здесь следует отметить, что установленные в Законе требования к реквизитам публикуемых результатов опросов общественного мнения направлены на обеспечение принципов объективности и достоверности информационных материалов, отражают требования социологической науки к технологии проведения социологических опросов. Сведения об этих параметрах позволят заинтересованному избирателю оценить, был ли проведен опрос серьезной организацией, насколько можно доверять результатам опроса, был ли проведен опрос достаточного количества избирателей или опрашивались только журналисты, присутствующие в студии, т.е. оценить соответствие предлагаемой информации действительному положению дел.
В прошлом году ЦИК России утвердила Разъяснения установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами.
Полагаем, что в радиоэфире обнародование необходимых реквизитов опроса должно осуществляться непосредственно диктором, ведущим, журналистом. Полагаем, что в новостной программе это сделать реально, что показывает практика информирования избирателей на прошедших федеральных избирательных кампаниях.
Следует также отметить, что неуказание при обнародовании в радиоэфире результатов опроса какого-либо из вышеперечисленных реквизитов влечет административную ответственность по статье 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За нарушение этой статьи предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Избирательной комиссии ЯНАО от 01.09.2010 № 109/644
"Об обращении к средствам массовой информации и рекомендациях по информационному обеспечению средствами массовой информации избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в единый день голосования 10 октября 2010 года"

Постановление
Приложение 1. Обращение к представителям средств массовой информации
Приложение 2. Рекомендации по информационному обеспечению средствами массовой информации избирательных кампаний по выборам органов местного самоуправления на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в единый день голосования 10 октября 2010 года
1. Нормативные акты, регламентирующие проведение выборов
2. Некоторые вопросы в части участия средств массовой выборах
2.1. Обязанности, предусмотренные для работников СМИ, участвующих в избирательных кампаниях в качестве кандидатов
2.2. Особенности участия журналистов в оказании кандидатам помощи в подготовке их предвыборных материалов
3. Ответы на часто задаваемые вопросы в части соблюдения условий информирования избирателей и проведения предвыборной агитации с использованием СМИ

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru