Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2010 г. по делу № А76-6841/2010-38-191

Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 9 июня 2010 г.
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.В. Белый,
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салищевой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск Челябинской области
к Магнитогорскому филиалу № 4 Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения № 3131 с/с от 18.08.2009 г. об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: К. - главного специалиста отдела правового обеспечения по доверенности № 66 от 24.12.08 г., паспорт.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ООО "ММК", а не ООО "Развитие".

Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск Челябинской области (далее ООО "Развитие", заявитель, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения № 35/33 с/с от 07.05.2009 г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования, вынесенное Магнитогорским филиалом № 4 ГУ Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Заявителем также представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения с заявлением в суд. В обосновании уважительности причин пропуска заявитель указывает, что изначально полагая, что убытки возникли по вине МУЗ "Городская больница № 2" обратились с заявлением о взыскании убытков с МУЗ "Городская больница № 2". Решением Арбитражного суда требования заявителя были удовлетворены. Постановлением ФАС Уральского округа от 11.02.2010 г. судебные акты были отменены, в удовлетворении требований заявителя отказано. В Постановлении ФАС Уральского округа указало, что субъективное право страхователя нарушено не медицинским учреждением, а страховщиком (ФСС), созданным для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Челябинским филиалом № 3 ГУ ЧРО ФСС РФ представлены отзыв на заявление (л.д. 70), в котором просит отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, считает, что действия фонда социального страхования правомерны и совершены в соответствии с законом. Также указывает, что заявителем пропущен срок обращения в суд с заявлением.
Судом ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения удовлетворено, срок восстановлен.
Дополнений и ходатайств у сторон в судебном заседании не имеется.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд

установил:

открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица Постановлением № 211-П г. Магнитогорска Челябинской области от 17.10.1992 г., основной государственный регистрационный номер 1027402166835.
Как следует из материалов дела, Магнитогорский филиал № 4 ГУ ЧРО ФСС РФ провел выездную проверку расходов страхователя по государственному социальному страхованию, по результатам проверки составлен акт № 03.09-33 с/с от 09.04.2009 г. (л.д. 34).
На основании материалов проверки вынес решение № 35/33 от 07.05.2009 г. (л.д. 66), о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования в сумме 800776,27 руб. Обоснованием для вынесения соответствующего решения явилось то, что в нарушении п. 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности в период 04.03.08 г. по 30.03.08 г. рядом учреждений здравоохранения выдавались листки нетрудоспособности при отсутствии лицензий на работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
ОАО "ММК" с решением Магнитогорского филиала № 3 ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось, доводы изложены в заявлении (л.д. 2 - 4), что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения № 35/33 от 07.05.2009 г. (л.д. 66), о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком ЕСН на цели обязательного социального страхования.
Магнитогорский филиал № 3 ГУ ЧРО ФСС РФ с позицией Заявителя не согласен, по обстоятельствам изложенным в отзыве (л.д. 70), просит суд отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование правомерности вынесенного решения Фондом социального страхования указано следующее:
Причиной, по которой расходы были не приняты к зачету, явилось выплата работникам ОАО "ММК" пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, выданных лечащими врачами МУЗ "Городская больница № 2" в период отсутствия у данного учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе деятельности по проведению экспертизы временной нетрудоспособности граждан.
МУЗ "Городская больница № 2" создано 04.03.2008 г. путем реорганизации в форме слияния юридических лиц: МУЗ "Городская больница № 4", МУЗ "Родильный дом № 1 города Магнитогорска", МУЗ "Родильный дом № 2", МУЗ "Детский Санаторий № 1", МУЗ "Детская городская поликлиника № 2 г. Магнитогорска", МУЗ "Молочная кухня".
Лицензия № ЛО-74-01-000048 на осуществление медицинской деятельности по проведению экспертизы временной нетрудоспособности выдана медицинскому учреждению, МУЗ "Городская больница № 2", со сроком действия с 31 марта 2008 года по 31 марта 2013 года. Выдача и продление гражданам листков временной нетрудоспособности указанным учреждением в период с 4 марта 2008 г. (дата государственной регистрации создания юридического лица) по 30 марта 2008 года (день предшествующий началу срока действия лицензии) осуществлялась при отсутствии лицензии.
Лицензии, имеющиеся на дату реорганизации (на 04.03.2008 г.) у МУЗ "Городская больница № 4", МУЗ "Родильный дом № 1 города Магнитогорска", МУЗ "Родильный дом № 2", МУЗ "Детская городская поликлиника № 2 г. Магнитогорска" также не могли являться основанием для выдачи листков нетрудоспособности МУЗ "Городская больница № 2", поскольку данные лицензии прекратили свое действие 04.03.2008 г. в связи с прекращением деятельности указанных юридических лиц.
Заявитель с выводами Магнитогорского филиала № 3 ГУ ЧРО ФСС РФ не согласен, в обоснование своей точки зрения приводит следующие доводы:
Спорные листки нетрудоспособности оформлены на бланках установленного образца, имеют все предусмотренные законодательством реквизиты. Заявитель в силу законодательства, регулирующего лицензируемую деятельность не имело право ограничивать обращение своих работников за медицинской помощью и осуществлять лицензионный контроль за деятельностью медицинского учреждения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Государственной гарантией оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Пособие по временной нетрудоспособности представляет собой страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
В силу ст. 1 того же Федерального закона обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно п. 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Таким образом, основанием для выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 20 названных Основ законодательства установлено право граждан при заболевании, утрате трудоспособности на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Из имеющегося в материалах дела устава учреждения следует, что учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в целях оказания на территории города Магнитогорска первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В период отсутствия у учреждения лицензии на осуществление медицинской деятельности им оказывалась медицинская помощь населению города Магнитогорска, в том числе работникам общества. Данная деятельность предусмотрена уставом учреждения. Отказ в предоставлении медицинских услуг влечет реальную угрозу жизни и здоровья граждан Российской Федерации, охрана которых гарантируется государством.
Отсутствие у учреждения лицензии в период с 04.03.2008 по 30.03.2008 является формальным и связано только с реорганизацией существовавших до этого на территории города Магнитогорска муниципальных учреждений здравоохранения, поскольку каждое из них осуществляло медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке сроком действия до 2011 - 2012 года.
Кроме того, пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, установлены лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности. К ним относятся: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям; наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, высшего профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет; наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности.
В период с 04.03.2008 по 30.03.2008 учреждение соответствовало указанным лицензионным требованиям, что подтверждено последующим получением им лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Учитывая социальную значимость уставной деятельности учреждения, ее направленность на охрану здоровья людей, выполнение гарантированных государством обязательств перед гражданами, принимая во внимание формальность отсутствия у учреждения лицензии в течение короткого промежутка времени, осуществление им после государственной регистрации создания юридического лица действий по получению лицензии, деятельность учреждения по оказанию населению города бесплатной медицинской помощи, включая экспертизу временной нетрудоспособности, в период с 04.03.2008 по 30.03.2008 не является противоправной.
Кроме того, ответчик не отрицает, что работники общества являются застрахованными лицами, больничные листы оформлены на бланках установленного образца.
Медицинские учреждения, что до и после лицензирования занимались медицинской деятельность, в связи с чем суд считает, что не следует подходить формально к порядку выдачи больничных листков в период отсутствия лицензии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение вынесено ответчиком незаконно и требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 4000 руб. по платежному поручению от 18.03.10 г. № 6503 (л.д. 8).
Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, заявителю возмещаются судебные расходы в виде госпошлины в размере 2000 руб. за счет Магнитогорского филиала № 4 Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Госпошлина в размере 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
Именем Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, п. 2 ст. 176, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение от 07.05.2009 г. № 35/33, вынесенное Магнитогорским филиалом № 4 Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, как несоответствующее Федеральному закону от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ.
Взыскать с Магнитогорского филиала № 4 Государственного учреждения Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск (ОГРН 1027402166835) судебные расходы в размере 2000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск (ОГРН 1027402166835) госпошлину в размере 2000 руб., как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru".

Судья:
А.В.БЕЛЫЙ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 13.08.2010 № 18АП-6902/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.06.2010 по делу № А76-6841/2010-38-191
Требование о признании недействительным решения о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования удовлетворено, поскольку не следует подходить формально к порядку выдачи больничных листков в период отсутствия лицензии.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru