Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 20 сентября 2010 г. по делу № 02-34/2010

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2010 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /.../ в присутствии Главы городского поселения "Город Таруса" /.../ на основании решения городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 31.03.2010 № 1), Главы администрации городского поселения "Город Таруса" /.../ (удостоверение № 15/ГП от 07.05.2010), представителя администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" /.../ (на основании доверенности от 08.09.2010 № 04-08/871), директора МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" /../,
рассмотрев дело № 02-34/2010 по признакам нарушения администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса", городской Думой городского поселения "Город Таруса" части 1 статьи 15, частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

установила:

1. В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" (далее - Администрация) установлено, что между Администрацией и МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" (далее - Предприятие) в период 2008-2010 гг. заключались договоры на предоставление субсидий в связи с выполнением определенных договорами видов работ (текущий, капитальный ремонт имущества и инженерных сооружений, озеленение, уличная уборка (механическую и ручную), организация и содержание мест захоронения, обслуживание светофоров, отлов и утилизация бродячих животных, утилизация павших животных, закупка бордюрного камня и др.). В соответствии с условиями указанных договоров, Администрация выделяет субсидию, а Предприятие использует субсидию по назначению, указанному в договоре.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены требования к нормативно-правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Так, указанные акты должны определять, помимо прочего, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Вместе с тем, на территории городского поселения "Город Таруса" не принимался нормативно-правовой акт (иной документ), устанавливающий категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Указанное прямо противоречит требованиям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление субсидий хозяйствующему субъекту без проведения соответствующего отбора из числа хозяйствующих субъектом имеющих право на ее получение, предоставляет данному хозяйствующему субъекту преимущественные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.
Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ при осуществлении деятельности является муниципальной преференцией (помощью), которая должна предоставляться в установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядке (соответствующей редакции указанного Федерального закона), либо такое предоставление преимуществ хозяйствующему субъекту должно отвечать установленным законодательством требованиям, в том числе статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункту 4 части 2 статьи 19, пункту 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008), пункту 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 17.07.2009).
Администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" предоставление субсидий МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" осуществлялось без учета указанных требований, что явилось основанием для возбуждения в отношении Администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела установлено, что предоставление субсидий осуществлялось Администрацией на основании Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг., утвержденного решением городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 26.09.2008 № 179, а также решений городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200 и от 25.12.2009 № 250 о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В принятых городской Думой городского поселения "Город Таруса" правовых актах категории и (или) критерии отбора юридических, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий установлены не были, что явилось основанием для привлечения городской Думы городского поселения "Город Таруса" к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.
Рассмотрев материалы дела № 02-34/2010, заслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
2. В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указанные субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Решением городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 26.09.2008 № 179 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг. (далее - Положение).
Из пункта 1 Положения следует, что Положение разработано в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает случаи и порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг.
Средства бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса", исходя из содержания пункта 2 Положения, предоставляются юридическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, работ, оказанием услуг, на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.
При этом, субсидии из бюджета предоставляются на: текущий, капитальный ремонт имущества и инженерных сооружений; озеленение; содержание автомобильных дорог; уличную уборку (механизированную и ручную); уличное освещение и техническое обслуживание уличного освещения; организацию и содержание мест захоронения; прочие мероприятия по благоустройству городских поселений.
Пунктом 3 Положения определен порядок предоставления субсидий. Так, решение о предоставлении субсидий принимается Администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского поселения "Город Таруса" в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением городской Думы муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на очередной финансовый год на указанные цели. Субсидии перечисляются на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между администрацией и получателями субсидий, а также первичных документов, подтверждающих перечисление и использование средств на цели, предусмотренные соглашением.
Указанное Положение не устанавливает категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, что является нарушением требований, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200 "О бюджете городского поселения "Город Таруса" 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" утверждены основные характеристики бюджета городского поселения на 2009 г., а также на 2010 и на 2011 гг., ведомственная структура расходов. Из пункта 9 "Особенности использования бюджетных ассигнований в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" указанного решения городской Думы городского поселения "Город Таруса" следует, что субсидии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству предоставляются МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик".
Аналогичное положение о том, что субсидии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству предоставляются МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" установлено и пунктом 9 решения городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2009 № 250 "О бюджете городского поселения "Город Таруса" 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов".
При этом, и в решении городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200, и в решении городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2009 № 250 в приложениях 3 и 4 к указанным решениям "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов..." указана общая сумма денежных средств, запланированных на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства.
Так, приложением 3 к решению городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200 определено, что по коду бюджетной классификации администратора 001 (Администрация) по подразделу 0500 (жилищно-коммунальное хозяйство) предусмотрена сумма 18049859 рублей. Приложением 3 к решению городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2009 № 250 сумма по указанной статье расходов предусмотрена в размере 22675585 рублей.
Из содержания указанных решений городской Думы городского поселения "Город Таруса" (от 25.12.2008 № 200 и от 25.12.2009 № 250) не представляется возможным установить конкретную сумму субсидии на деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также размер субсидии, предоставление которой предполагается МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" в очередном финансовом году.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (утв. постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17), деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства включает такие подгруппы видов деятельности, как деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, деятельность парикмахерских, салонов и лечебных косметических учреждений, деятельность по организации похорон и связанные с этим ритуальные услуги и др., которые, в свою очередь, включают широкий спектр конкретных видов деятельности, относящихся к жилищно-коммунальному хозяйству.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008) предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является муниципальной преференцией.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008) не являлось муниципальной помощью предусмотренное нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.
Решение городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200, установив в качестве единственного получателя субсидии по жилищно-коммунальному хозяйству МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", не содержит требования к виду деятельности получателя и месту ее осуществления, а также конкретный размер субсидии, предоставляемой МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик".
Иных нормативных актов, соответствующих требованиям пункта 4 части 2 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008) городской Думой городского поселения "Город Таруса" не принималось.
Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ в пункт 20 статьи 4, статьи 19-20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" внесены соответствующие изменения, понятие "государственная (муниципальная) помощь" заменено на понятие "государственная (муниципальная) преференция", под которой в настоящее время понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется, в частности, на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Решение городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2009 № 250, установив в качестве единственного получателя субсидии из бюджета муниципального образования МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", не содержит порядок определения размера предоставляемой субсидии (размер субсидии).
Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг., утвержденное решением городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 26.09.2008 № 179, также не соответствует указанным требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в соответствующей редакции указанного Федерального закона).
Кроме того, решения городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200 и от 25.12.2009 № 250 также не соответствуют требованиям, предъявляемым к муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, установленным статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решения городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200 и от 25.12.2009 № 250 содержат только общую сумму средств, направляемых на определенные цели, в частности жилищно-коммунальное хозяйство, вместе с тем, в течение финансового года распорядителем средств является Администрация, которая и принимает решение о конкретной сумме субсидии, предоставляемой МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик".
Закрепление в нормативно-правовом акте органа местного самоуправления о бюджете в качестве единственно возможного получателя субсидии МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" также противоречит Положению о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг., не исключающему, исходя из его содержания, получение субсидий иными хозяйствующими субъектами.
Иных актов, действующих на территории городского поселения "Город Таруса" и регулирующих порядок предоставления субсидий из местного бюджета, в том числе определяющих категории и (или) критерии отбора хозяйствующих на получение субсидий, согласно представленным в ходе рассмотрения дела пояснениям и документам, не имеется.
Отсутствие категорий и (или) критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, исключает возможность субъектов, осуществляющих поименованную в Положении о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг. деятельность, претендовать на получение субсидии, а также определение в качестве единственного получателя субсидии МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", в нарушение указанных требований законодательства, создает преимущественные условия деятельности МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" на территории городского поселения, тем самым приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях городской Думы городского поселения "Город Таруса" нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При рассмотрении дела представителем городской Думы городского поселения "Город Таруса" представлены пояснения, согласно которым на очередном заседании городской Думы городского поселения "Город Таруса" будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в Положение. Вместе с тем, на момент принятия решения, документов (информации) в адрес Комиссии Калужского УФАС России, свидетельствующих о приведении нормативных актов городской Думы городского поселения "Город Таруса", регулирующих предоставление субсидий, в соответствие с требованиями законодательства, и тем самым устранении нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не представлено.
3. Согласно материалам дела, в период с 2009 года по 2010 год между Администрацией и МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" были заключены следующие договоры на предоставление субсидий:
- договор от 20.01.2009 на предоставление субсидии в размере 13000 рублей на ручную уборку улиц на территории г. Тарусы;
- договор от 20.01.2009 на предоставление субсидии в размере 200000 рублей на механизированную уборку дорог на территории г. Тарусы;
- договор от 10.03.2009 на предоставление субсидии в размере 215000 рублей на закупку бордюрного камня БР 100.30.15 в объеме 100 п. м;
- договор от 20.03.2009 на предоставление субсидии в размере 300000 рублей на механизированную уборку дорог на территории г. Тарусы;


- договор от 20.03.2009 на предоставление субсидии в размере 30000 рублей на ручную уборку улиц на территории г. Тарусы;
- договор от 01.04.2009 на предоставление субсидии в размере 646408 рублей на закупку бордюрного камня и тротуарной плитки;
- договор от 15.04.2009 на предоставление субсидии в размере 1680337 рублей 50 коп. на капитальный ремонт теплотрассы от ЦТП "Приокское" к детскому саду "Солнышко" и жилым домам № 49, 49а, 47, 47а по ул. Ленина;
- договор от 22.06.2009 на предоставление субсидии в размере 300000 рублей на механизированную уборку дорог на территории г. Тарусы;
- договор от 22.06.2009 на предоставление субсидии в размере 210000 рублей на ручную уборку улиц на территории г. Тарусы;
- договор от 28.09.2009 на предоставление субсидии в размере 210000 рублей на ручную уборку улиц на территории г. Тарусы;
- договор от 28.09.2009 на предоставление субсидии в размере 300000 на механизированную уборку дорог на территории г. Тарусы;
- договор от 23.11.2009 на предоставление субсидии в размере 1298 рублей 68 копеек за одну павшую голову на экстренную утилизацию павших животных.
В 2010 году Администрацией с МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" заключены следующие договоры на предоставление субсидий:
- договор от 20.01.2010 на предоставление субсидии в размере 99488 рублей на отлов и утилизацию бродячих животных;
- договор от 25.01.2010 на предоставление субсидии в размере 41330 рублей на обслуживание двух светофоров в городе Тарусе;
- договор от 01.02.2010 на предоставление субсидии в размере 219912 рублей на ремонт кровли здания ЦТП "Тарусский художник";
- договор от 25.03.2010 на предоставление субсидии в размере 360000 рублей на механизированную уборку дорог на территории г. Тарусы;
- договор от 25.03.2010 на предоставление субсидии в размере 225000 рублей на ручную уборку улиц на территории г. Тарусы.
В соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг. решение о предоставлении субсидий принимается Администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского поселения "Город Таруса" в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением городской Думы муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на очередной финансовый год на указанные цели.
При рассмотрении дела установлено, что субсидии Предприятию предоставлялись на основании заявлений МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" о финансировании работ, предусмотренных заключенными с Администрацией договорами. Так, в материалы дела № 02-34/2010 представлены заявления Предприятия за период 2009-2010 гг.: от 25.12.2009 № 1041 на сумму 260578 рублей; от 29.01.2010 № 57 на сумму 120000 рублей, 05.04.2009 № 223 на сумму 1600000 рублей, от 29.01.2010 № 58 на сумму 70000 рублей и др.
Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, решение Администрации о предоставлении субсидии оформлялось в виде протокола по итогам заседания комиссии. В материалы дела № 02-34/2010 представлены протоколы от 20.01.2009 № 1 и 2; от 10.03.2009 № 3; от 20.03.2009 № 4, 5; от 01.04.2009 № 6; от 15.04.2009 № 7; от 22.06.2009 № 8, 9; от 28.09.2009 № 10, 11; от 21.12.2009 № 12, 13; от 25.01.2010 № 1; от 01.02.2010 № 2; от 25.03.2010 № 3, 4 заседаний комиссии о выделении денежных средств.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Правовые акты, на основании которых МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" предоставлялись субсидии, согласно пояснениям материалам дела, Администрацией не принимались.
Из представленных Администрацией пояснений (исх. от 29.06.2010 № 04-08/624) следует, что субсидии перечислялись МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" на осуществление деятельности по благоустройству городского поселения "Город Таруса", в частности механизированную и ручную уборку автодорог, улиц, площадей и др. в целях решения вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Как следует из указанных пояснений, субсидии по жилищно-коммунальному хозяйству предоставляются МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Администрация является учредителем МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", одной из уставных задач которого является механизированная и ручная уличная уборка.
Вместе с тем, доводы Администрации о применении при предоставлении субсидий статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку указанная статья распространяется на случаи предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями, на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" является муниципальным унитарным предприятием, правовое положение которого определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", а также уставом Предприятия.
В соответствии с пунктом 2 Положения средства бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" предоставляются юридическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, работ, оказанием услуг, на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.
В адрес Калужского УФАС России Администрацией (исх. от 30.07.2010 № 737) представлены:
- задание по выполнению работ по ручной уличной уборке улиц г. Тарусы на 2009 год (утв. Главой администрации от 25.12.2008);
- задание по выполнению работ по механизированной уборке улиц г. Тарусы на 2009 год (утв. Главой Администрации от 25.12.2008);
- задание по выполнению работ по ручной уличной уборке улиц г. Тарусы на 2010 год (утв. Главой Администрации от 25.12.2009);
- задание по выполнению работ по механизированной уборке улиц г. Тарусы на 2010 год (утв. Главой Администрации от 25.12.2009).
При рассмотрении дела представители Администрации поясняли, что задания выдавались в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Из правового смысла данной статьи следует, что оказывать услуги на основании муниципального задания могут только государственные (муниципальные) учреждения и иные некоммерческие организации.
МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" в соответствии с уставом является коммерческой организацией и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
На основании указанного, задания, выдаваемые МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", не являются муниципальными заданиями, выдаваемыми в порядке, установленном статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, предоставление МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" субсидий на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не представляется возможным по указанным выше обстоятельствам.
Организация благоустройства в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения являются муниципальными нуждами.
В целях обеспечения муниципальных нужд, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", заключаются муниципальные контракты (в установленных случаях - договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. При этом, муниципальный контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Размещение заказа на выполнение работ, осуществление деятельности, являющихся предметом договоров на предоставление субсидий, заключенных в период 2009-2010 гг. между Администрацией и МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", Администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" не осуществлялось, что подтверждается ответом Администрации (исх. от 26.08.2010 № 04-08/826).
Администрацией без проведения каких-либо процедур отбора хозяйствующих субъектов, в том числе путем размещения муниципального заказа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", принималось решение о финансировании деятельности МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" путем предоставления субсидии. То есть действиями Администрации МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" были созданы преимущественные условия деятельности на территории городского поселения "Город Таруса", что, согласно изложенным выше обстоятельствам, является муниципальной помощью (преференцией).
Порядок предоставления муниципальной помощи (преференции) в период заключения Администрацией с МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" указанных договоров на предоставление субсидий определялся статьей 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008, от 17.07.2009), в соответствии с которой орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить муниципальную помощь (преференцию) должны были обратиться в антимонопольный орган с ходатайством (заявлением) о даче согласия на предоставление такой помощи (преференции).
При этом, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008) не являлось муниципальной помощью предусмотренное нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.
Из содержания пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 17.07.2009) следует, что предварительного согласия антимонопольного органа не требуется в случае предоставления муниципального преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Учитывая то обстоятельство, что нормативные акты городской Думы городского поселения "Город Таруса" не соответствовали требованиям, предъявляемым статьей 78 Бюджетного кодекса, а также требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (в ред. от 08.11.2008, от 17.07.2009), предъявляемым к предоставлению муниципальной помощи (преференции), то предоставление МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" преимуществ при осуществлении деятельности на территории городского поселения "Город Таруса" путем предоставления субсидии должно было осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Администрация городского поселения "Город Таруса" не обращалась в адрес Калужского УФАС России с ходатайством (заявлением) о предоставлении МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" муниципальной помощи (преференции).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса", предоставляя МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" в отсутствие установленного уполномоченным органом местного самоуправления городского поселения порядка (категорий и (или) критериев) отбора юридических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, без проведения торгов, в порядке, определяемом уполномоченным органом местного самоуправления, либо по результатам иных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также в отсутствие согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту муниципальной помощи (преференции), ставила указанного хозяйствующего субъекта в преимущественные для осуществления деятельности условия по сравнению с другими участниками рынка, оказывающими (способными оказывать) аналогичные услуги, выполнять работы, что влекло (могло) повлечь недопущение, ограничение, устранение конкуренции на территории городского поселения "Город Таруса".
Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Администрацией требований части 1 статьи 15, в том числе пункта 7 части 1 указанной статьи Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" преимущества при осуществлении деятельности на территории городского поселения "Город Таруса", которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Обстоятельств, свидетельствующих об устранении Администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" и городской Думой городского поселения "Город Таруса" нарушения антимонопольного законодательства, а также последствий указанного нарушения, Комиссией Калужского УФАС России не установлено, в связи с чем, оснований для прекращения рассмотрения дела № 02-34/2010 не имеется.
С учетом обстоятельств дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать факт нарушения городской Думой городского поселения "Город Таруса" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отсутствии в Положении о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования городское поселение "Город Таруса" на 2008-2010 гг., утвержденном решением городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 26.09.2008 № 179, категорий и (или) критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также установлении статьей 9 решений городской Думы городского поселения "Город Таруса" от 25.12.2008 № 200 и от 25.12.2009 № 250 положения, согласно которому субсидии по жилищно-коммунальному хозяйству предоставляются МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.
2. Признать факт нарушения Администрацией (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" части 1 статьи 15, в том числе пункта 7 части 1 указанной статьи Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" преимущества при осуществлении деятельности на территории городского поселения "Город Таруса", которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать в отношении городской Думы городского поселения "Город Таруса" предписание об изменении актов, регулирующих предоставление субсидий на территории городского поселения "Город Таруса", нарушающих антимонопольное законодательство, путем приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Выдать в отношении Администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского поселения "Город Таруса" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем недопущения предоставления МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" преимущества при осуществлении деятельности на территории городского поселения "Город Таруса", которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности, в нарушение требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Председатель Комиссии /.../

Члены Комиссии /.../
/.../

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Калужского УФАС РФ от 20.09.2010 по делу № 02-34/2010
<О рассмотрении дела по признакам нарушения органом местного самоуправления закона о защите конкуренции, выразившегося в отсутствии категорий и (или) критериев отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, что привело к ограничению, устранению конкуренции, путем предоставления унитарному предприятию преимущества при осуществлении деятельности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru