ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2010 г. № 1472
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА
В соответствии с пунктом 3
распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р и в целях создания условий для повышения эффективности деятельности государственных органов Санкт-Петербурга по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Утвердить Программу
повышения эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга на период до 2012 года согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 01.11.2010 № 1472
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА
Программа повышения эффективности расходов бюджета Санкт-Петербурга на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 3
распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.
1. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности государственных органов Санкт-Петербурга по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Санкт-Петербурга.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
четкое определение сфер ответственности органов государственной власти Санкт-Петербурга;
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и ими созданных государственных учреждений по обеспечению государственных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, и полномочиями органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Для решения указанных задач в 2010-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ИОГВ);
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
реформирование государственного финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных закупок;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества.
Создание нового типа государственных учреждений - казенных учреждений, статус которых, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в бюджет Санкт-Петербурга.
На 2011 год будет установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).
Кроме того, будут предприняты следующие меры, направленные на создание для ИОГВ условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений:
упрощение процедуры реорганизации (в форме слияния и присоединения) и ликвидации учреждений;
установление правила сохранения объемов бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание государственных услуг потребует совершенствования практики формирования государственных заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения.
Государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган, осуществляющий координацию и регулирование деятельности учреждения.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений в 2010 году необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе
Российской Федерации принцип использования проектов государственных заданий на оказание государственных услуг при планировании бюджетных проектировок на 2011-2013 годы.
В этих целях ИОГВ, разрабатывающим проекты государственных заданий на оказание государственных услуг государственными учреждениями, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета Санкт-Петербурга разрабатывать и представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга сводные показатели государственных заданий.
7. Развитие системы государственного финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг требуют комплексного реформирования системы государственного финансового контроля.
В этих целях необходимо:
организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
уточнить полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга по осуществлению финансового контроля;
ввести понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Государственный финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов государственной власти Санкт-Петербурга, направленную на контроль:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
результативности и эффективности использования средств бюджета Санкт-Петербурга.
При этом под внешним государственным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и созданным им органом государственного финансового контроля. Под внутренним государственным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый ИОГВ.
Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам государственного финансового контроля, так и ИОГВ. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
8. Развитие информационной системы управления государственными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными финансами Санкт-Петербурга на базе Автоматизированной информационной системы бюджетного процесса - Электронного казначейства Санкт-Петербурга (далее - АИС БП-ЭК).
Однако современное развитие отношений в сфере государственных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными финансами необходимо на основе достигнутого уровня интеграции процессов составления, исполнения бюджета Санкт-Петербурга, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности развивать АИС БП-ЭК, которая:
обеспечит прозрачность деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств;
усовершенствует инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов государственной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, размещения заказов на их поставку и исполнения государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов.
В рамках развития информационной системы, в частности, потребуется создание информационных ресурсов и реестров, содержащих информацию об организациях государственного сектора, государственных служащих, государственных заданиях, оказываемых услугах и деятельности государственных учреждений, имуществе и обязательствах Санкт-Петербурга.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз семи основных подсистем и восьмидесяти программных комплексов АИС БП-ЭК (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть вопрос о реализации следующих мероприятий:
разработка нормативных правовых актов и методических материалов для обеспечения формирования и централизованного ведения реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
обеспечение развития функциональности АИС БП-ЭК, в том числе для ведения плановых показателей в разрезе бюджетных услуг, мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов, планирования бюджетных ассигнований исходя из государственного задания, взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром государственных контрактов и адресной инвестиционной программы, совершенствования методологии кассового планирования, обеспечения планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ, изменения механизмов финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений.
Вышеуказанные мероприятия позволят перейти на качественно иной уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Внесен в Реестр нормативных правовых актов
Санкт-Петербурга 9 ноября 2010 года.
Регистрационный № 9755.