ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2010 г. № 1485-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ И ИННОВАЦИЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
В соответствии с Постановлением
Правительства Свердловской области от 17.09.2010 № 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, № 342-343), Постановлением
Правительства Свердловской области от 29.07.2010 № 1133-ПП "О перечне областных государственных целевых программ, планируемых к финансированию за счет средств областного бюджета в 2011 году" ("Областная газета", 2010, 6 августа, № 281-282) с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Свердловской области от 07.09.2010 № 1292-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, № 334-335) и от 07.09.2010 № 1296-ПП ("Областная газета", 2010, 17 сентября, № 334-335), Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу
"Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы (прилагается).
2. Постановление
Правительства Свердловской области от 12.11.2009 № 1629-ПП "О приоритетных направлениях развития информационных технологий в Свердловской области на 2010 - 2012 годы" ("Собрание законодательства Свердловской области", 2010, 2 февраля, № 11-2, ст. 1733) признать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области - министра промышленности и науки Свердловской области Петрова А.Ю.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.ГРЕДИН
Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 11 октября 2010 г. № 1485-ПП
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ
КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАНОИНДУСТРИИ И ИННОВАЦИЙ
В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
Областная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) разработана с целью обеспечения благоприятных организационных и материально-технических условий для формирования устойчивых элементов инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области. Основные параметры Программы отражены в приложении № 1
.
В настоящее время нанотехнологии и инновации активно применяются во многих отраслях производства: в электронике, биотехнологии, электромеханике, энергетике, при создании новых поколений функциональных и конструкционных наноматериалов для медицины, машиностроения и робототехники, компьютерных технологий, экологии, аэронавтики, систем безопасности и борьбы с терроризмом.
Однако, несмотря на значительный потенциал Свердловской области в сфере наноиндустрии и инноваций, активное развитие этой отрасли сдерживается тем, что промышленные предприятия и потенциальные инвесторы мало осведомлены о преимуществах создания производства на основе нанотехнологий и наноматериалов, что не позволяет активно использовать частные финансовые ресурсы для ускоренного развития наноиндустрии. Кроме того, большое количество разрабатываемых нанотехнологий находятся на стадии экспериментальных образцов, прототипов или опытного производства.
Инфраструктура наноиндустрии и инноваций в Свердловской области сегодня находится на этапе становления, что обуславливает более высокие риски, чем в других наукоемких отраслях. Многие элементы инфраструктуры (нанотехнологические центры, система опережающей переподготовки кадров для промышленного сектора, устойчивые субъекты инвестиционной деятельности в сфере разработки и производства нанотехнологической и инновационной продукции) необходимо создавать и развивать. Также следует учесть и тот факт, что спрос на инновации и нанотехнологии со стороны промышленных предприятий и бизнес-структур остается достаточно низким.
Комплексное внедрение нанотехнологий и инноваций различного назначения в реальный сектор экономики Свердловской области, создание нанотехнологического центра в сфере коммерциализации инновационных технологий будут способствовать формированию инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в регионе, что приведет к созданию новых конкурентоспособных производств, в том числе обеспечивающих импортозамещение на территории Свердловской области.
Интеграция промышленного и научного потенциала предприятий и организаций Свердловской области при системообразующем действии Правительства Свердловской области в рамках Программы на 2011 - 2015 годы позволит не только преодолеть информационные барьеры между научными организациями, промышленными предприятиями и финансово-кредитными учреждениями, но и стимулировать развитие производства с использованием инновационных технологий в Свердловской области.
Также для развития и эффективного использования научно-технического потенциала Свердловской области чрезвычайно актуально поддерживать научные школы и развивать кадровый потенциал фундаментальной науки.
Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
Существует недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития региональной инновационной системы. Отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетов научно-технологического развития не позволило сконцентрировать ресурсы на поддержке ведущих институтов, университетов, научно-педагогических школ и обеспечении опережающего развития их материально-технической базы и кадрового потенциала.
За последнее десятилетие произошел разрыв междисциплинарных связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования - промышленное производство". Потенциал академического и вузовского секторов науки не достаточно эффективно используется в процессе формирования экономики знаний.
Необходимость решения задач развития наноиндустрии и инноваций Свердловской области программно-целевым методом обусловлена:
потребностью в обеспечении сбалансированности интересов промышленных предприятий и научных организаций при проведении научных исследований и работ на стадии внедрения научно-технической продукции;
необходимостью акцентировать развитие наноиндустрии и нанотехнологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Свердловской области.
Программно-целевой подход обеспечит концентрацию и координацию финансовых и организационных ресурсов для формирования в Свердловской области интегрированного саморазвивающегося комплекса производственных, научных, образовательных и финансовых организаций, осуществляющих деятельность по созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции с высоким уровнем добавочной стоимости.
В ходе реализации Программы возможны следующие риски:
1) отставание от запланированного графика создания научно-производственной инфраструктуры;
Эффективность расходования средств, выделяемых на реализацию Программы, оценивается увеличением объема производства с использованием нанотехнологий.
Эффективность Программы оценивается на основании фактических количественных значений показателей целевых индикаторов, приведенных в приложении № 2
к Программе.
Расчет социально-экономической эффективности осуществляется через определение чистого дисконтированного дохода по следующей формуле:
i i i t
P № - C / (1 + j) i iт
T t t P N
ЧДД = SUM ------------------------ + ----------, где
i t = 1 t т
(1 + k) (1 + k)
ЧДД i - чистый дисконтированный доход от i-го мероприятия Программы;
T i - срок реализации Программы (в годах);
№ i - количественное значение i-го результата Программы в году t;
P i - удельный вклад в валовой внутренний продукт одного пункта количественного результата i-го мероприятия Программы (цена результата);
C t - расходы на реализацию i-го мероприятия Программы в году t с учетом прогноза цен на соответствующие годы;
№ iт - количественное значение результата реализации i-го мероприятия Программы за рамками срока его реализации;
j - прогнозные темпы инфляции на срок реализации Программы, выраженные в долях единицы;
k - коэффициент дисконтирования, принятый для соответствующего направления, выраженный в долях единицы.
В указанной формуле первое слагаемое представляет собой текущий вклад в формирование чистого дисконтированного дохода, второе - остаточный вклад после срока реализации i-го мероприятия Программы, сформированный в результате реализации этого мероприятия (эффект будущих периодов).
Значительная часть представленных в Программе мероприятий представляет собой расходы на научные исследования. Экономический эффект от реализации данных мероприятий носит в основном вероятностный характер. Уровень безубыточности Программы в целом достигается за счет эффекта, полученного от субсидирования расходов на организацию опытного промышленного производства продукции с использованием нанотехнологий. На эти цели Программой предусмотрено финансирование в размере 366 млн. рублей. При этом, принимая во внимание тот факт, что остальные мероприятия Программы (субсидирование научно-исследовательских работ в сфере нанотехнологий, субсидирование расходов на проведение фундаментальных научных исследований) не позволяют рассчитывать на получение незамедлительного экономического эффекта в денежном выражении, расчет социально-экономической эффективности целесообразно производить исходя из сведений об общих расходах на реализацию данной Программы и экономического эффекта, полученного в результате субсидирования расходов на организацию опытного промышленного производства, позволяющего рассчитывать в итоге на создание нового производства в объеме 10 млрд. рублей. Предполагается, что расчетное значение показателя будет достигнуто за счет широкого трансфера в серийное промышленное производство новых технологий, полученных в результате научно-исследовательских работ, осуществленных при поддержке Правительства Свердловской области посредством реализации мероприятий данной Программы.
Расчет социально-экономической эффективности Программы
до 2020 года
┌──────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Год │ Показатель │
│реализации├───────┬────┬───────┬─────┬─────┬──────┬───────┤
│ │ № i │Р i │ C t │№ iт │ j │ k │ ЧДД i │
│ │ (млн. │ │ (млн. │ │ │ │ (млн. │
│ │рублей)│ │рублей)│ │ │ │рублей)│
├──────────┼───────┼────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┤
│2011 │ 100 │ 1 │136,57 │ │0,06 │ 0,06 │ -27,2 │
├──────────┼───────┼────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┤
│2012 │ 200 │ 1 │158,17 │ │0,12 │ 0,12 │ 52,5 │
├──────────┼───────┼────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┤
│2013 │ 200 │ 1 │167,5 │ │0,18 │ 0,18 │ 49,2 │
├──────────┼───────┼────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┤
│2014 │ 3700 │ 1 │184,34 │ │0,24 │ 0,24 │2864 │
├──────────┼───────┼────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┤
│2015 │ 5800 │ 1 │182,72 │ │0,31 │ 0,31 │4321 │
├──────────┼───────┼────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┤
│Итого │ 10000 │ │829,296│ │ │ │7259,5 │
└──────────┴───────┴────┴───────┴─────┴─────┴──────┴───────┘
Таким образом, коэффициент бюджетной эффективности Программы в анализируемом периоде (отношение объема созданного производства к расходам на ее реализацию к 2015 году), составит 875,4 процента.