Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. № 85-нпа

О ПОЛОЖЕНИИ О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК
ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 9, 28 Устава города городской Совет народных депутатов решил:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети муниципальных общедоступных библиотек Тайгинского городского округа.
2. Постановление Тайгинского городского Совета народных депутатов от 26.06.2002 № 29 "О Положении о сети муниципальных библиотек г. Тайги" отменить.
3. Опубликовать настоящее решение в газете "Тайгинский рабочий".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию городского Совета по социальной и молодежной политике (Басманов В.М.).

Председатель городского Совета
С.П.РОГОЗИНА

Глава города
А.В.МАЕР





Утверждено
решением
Тайгинского городского
Совета народных депутатов
от 21 октября 2010 г. № 85-нпа

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК
ТАЙГИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет принципы построения и размещения сети муниципальных библиотек Тайгинского городского округа.
Положение имеет целью ориентировать органы местного самоуправления города в общих проблемах и нормативах организации сети муниципальных общедоступных библиотек. Согласно статье 11 Закона Кемеровской области "О библиотечном деле и обязательном документе" в соответствии с порядком учреждения и формами собственности сеть библиотек составляют государственные, муниципальные и другие библиотеки.
Государственные библиотеки - библиотеки, учрежденные и в основном финансируемые органами государственной власти Кемеровской области.
Муниципальные общедоступные библиотеки, муниципальные библиотечные системы в т.ч. централизованные библиотечные системы - ЦБС, далее - муниципальные библиотеки - это библиотеки, учреждаемые и финансируемые органами местного самоуправления, располагающие организованным фондом тиражированных документов по всем основным отраслям знания и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам; как минимум - одним профессиональным библиотекарем для библиотечного обслуживания населения по месту жительства.
Деятельность муниципальных библиотек регулируется:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
- Гражданским кодексом Российской Федерации от 18.12.2006 № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010).
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003).
- Основами законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 21.12.2009).
- Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О библиотечном деле" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994).
- Федеральным законом от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об обязательном экземпляре документов" (принят ГД ФС РФ 23.11.1994).
- Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О некоммерческих организациях" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995).


- Законом Кемеровской области № 28-ОЗ от 06.10.1997 (ред. 09.03.2005) "О библиотечном деле и обязательном документе".
- Модельным стандартом деятельности публичной библиотеки муниципальных образований Кемеровской области (принят Департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области от 29.06.2006).
- Уставом МУ "ЦБС г. Тайги" (принят 09.07.2006).
Муниципальные библиотеки создаются в целях обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации, образованию, культуре и взаимодействуют на договорной основе с другими библиотеками, учреждениями, организациями, частными лицами.
Самостоятельная муниципальная библиотека является юридическим лицом и может быть составной частью централизованной библиотечной системы (ЦБС) на правах центральной библиотеки или ее филиала.
В последнем случае правами юридического лица наделяется вся централизованная библиотечная система (ЦБС).
Централизованная библиотечная система - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование.
Правовой основой деятельности библиотеки - юридического лица являются учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации).
Структура муниципальных библиотек в т.ч. ЦБС формируется по согласованию с учредителем в соответствии с потребностями населения, а также с учетом иных местных условий.
В структуру муниципальных библиотек и их системы могут входить и специализированные библиотеки, филиалы, отделы, а также имеющие иные, в т.ч. не библиотечные функции (клубные и т.д.).
В зависимости от возрастного состава обслуживаемого населения выделяют следующие виды муниципальных библиотек:
- библиотеки, обслуживают все возрастные группы;
- библиотеки, обслуживают только взрослых;
- детские библиотеки;
- юношеские библиотеки.
Муниципальные библиотеки образуют сеть библиотек городского округа, которая является составной частью библиотечной сети Кемеровской области.
Согласно "Социальным нормативам и нормам обеспеченности населения учреждениями культуры по их видам" (одобрены распоряжением Правительства РФ от 03 июля 1996 г. № 1063-р) и "Методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры", утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р с учетом внесенных изменений от 23.11.2009 № 1767-р за сетевую единицу библиотек принимаются: самостоятельные библиотеки, как общедоступные, так и организующие специализированное обслуживание детей и юношества инвалидов по зрению; центральные библиотеки, имеющие филиалы: библиотеки - филиалы. Сеть муниципальных библиотек дополняют библиотечные пункты и передвижные библиотеки. Библиотечная сеть обеспечивает доступ пользователей ко всему совокупному ресурсу территории (документному фонду, источникам и средствам информации). Информация о библиотечных ресурсах и правилах пользования ими должна быть в любой библиотеке и доступна всем жителям.
Территория, закрепляемая за библиотекой, считается ее районом обслуживания. Радиус этого района, как правило, не должен быть более 5 - 8 км. Часть района обслуживания, ограниченная радиусом 1,5 - 2,0 км, считается микрорайоном библиотеки, население которого обслуживается в самой библиотеке.

II. Требования к размещению библиотек

Нормативы на организацию и функционирование муниципальных библиотек, в том числе ЦБС, утверждаются органами местного самоуправления.
Нормативные требования для принятия того или иного решения, включают радиус обслуживания библиотек (км), количество жителей (тыс. человек), а также расстояние до ближайшей библиотеки (км).
Сеть строится в соответствии с административно-территориальным принципам и в пределах административно-территориальной единицы. Организация и размещение сети библиотек осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с учетом потребностей населения в библиотечном обслуживании.
Количество общедоступных муниципальных библиотек зависит от общей численности населения, в том числе от численности детей и юношества. В городских поселениях с численностью до 50 тыс. человек предусмотрено минимально расположение библиотек двух типов:
- общедоступной универсальной;
- детской.
Необходимое количество библиотек в городском округе рассчитывается по следующей формуле:

БС = Н : Нн, где

БС - библиотечная сеть,
Н - численность населения,
Нн - норматив численности жителей на 1 библиотеку.
Наличие публичных библиотек в муниципальных образованиях является обязательным если:
- в сельском поселении проживает более 500 человек;
- в территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях, удаленных от поселения допускается открытие и содержание стационарной библиотеки менее чем на 500 жителей;
- в городских поселениях с числом жителей до 3-х тыс. жителей организуется не менее одной публичной библиотеки.
Для доступа населения удаленных малонаселенных пунктов к информации и культурным ценностям правомерно установить норму создания библиотеки, применив поправочные коэффициенты от 0,5 до 0,8.
В целях эффективной организации библиотечно-информационного обслуживания детей дошкольного и школьного возраста и жителей в возрасте от 15 до 24 лет могут создаваться объединенные библиотеки для детей и юношества.
Расстояние от центральной библиотеки, стационарной библиотеки-филиала, библиотечного пункта до места жительства обслуживаемого ими населения не должно превышать 3 км или 0,5 часа пути.
Население, проживающее в населенных пунктах или их частях удаленных от ближайшего библиотечного учреждения более чем на 3 км, обслуживается передвижными формами. Количество библиобусов, время, продолжительность и место их стоянки определяются администрацией библиотеки по согласованию с учредителем и с учетом потребности населения.
Доступность библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным местоположением - в центре населенного пункта, вблизи транспортных сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых местных центрах.
Муниципальная библиотека, в т.ч. ЦБС может принимать на себя дополнительные полномочия и функции других библиотек (школьных профсоюзных и т.д.) по обслуживанию населения при соответствующем материальном и ином обеспечении за счет этой библиотеки, ее или своего учредителя, при условии, что это не влечет за собой ухудшения обслуживания (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам).
При наличии на территории города другой библиотеки (школьной, профсоюзной) муниципальная библиотека, ЦБС может передать ей полномочия по обслуживанию населения с соответствующим материальным и иным необходимым обеспечением и при наличии у этой библиотеки необходимых условий (фонда, помещения, квалифицированных специалистов, удобных часов работы и т.д.), при условии, что это не повлечет за собой ухудшения обслуживания (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам). Все отношения по передаче функций и полномочий оформляются договором.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных библиотек и ЦБС, других муниципальных систем, их взаимоотношения с учредителями определяются действующим законодательством Российской Федерации.
Слияние и присоединение библиотек, в т.ч. разных видов может происходить как по инициативе учредителей библиотек, так и по инициативе библиотеки при согласии всех сторон, с учетом потребностей населения, при условии, что это не влечет ухудшения обслуживания населения (сокращение номенклатуры услуг, ограничение доступа к библиотечным фондам и т.д.).
На сеть муниципальных общедоступных библиотек должен быть составлен паспорт, фиксирующий в динамике по годам их местонахождение, ресурсы, район обслуживания каждой библиотеки численность населения в нем, число читателей и объем книговыдачи.
При временных ограничениях в ресурсном обеспечении допустима временная замена стационарных библиотек, обслуживающих небольшие населенные пункты, комплексными учреждениями, совмещающими функции клуба и библиотеки, при условии выделения на библиотечную работу не менее 0,5 ставки библиотекаря.

III. Требования к формированию библиотечных фондов

Комплектование библиотечных фондов осуществляется в соответствии с видами библиотек, их целями и задачами и обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, не отвечающие критериям качества отбора.
Основными характеристиками фонда муниципальной библиотеки являются:
- разумный объем;
- информативность;
- соответствие потребностям граждан;
- постоянная обновляемость.
Объем фонда муниципальной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя: в городском округе от 5 до 7 экз. на 1 жителя.
Величина фонда зависит от реальных потребностей местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.
Литература для жителей в возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки.
Объем фонда периодических изданий определяется из расчета 15 названий изданий (газет и журналов) на 1000 жителей: базовая обеспеченность муниципальной библиотеки периодикой - не менее 150 наименований.
Фонд справочно-библиографической литературы в библиотеке должен составлять не менее 10% к общему фонду.
В составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых документов, изданных за последние 5 лет на различных носителях (книги, периодические издания, аудио-, видеодокументы, электронные документы).
Ценность фонда библиотеки возрастает от наличия в нем краеведческих изданий, местных документов, других уникальных коллекций.




Официальная публикация в СМИ:
"Сборник правовых актов Тайгинского городского Совета народных депутатов", октябрь, 2010


Решение Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 21.10.2010 № 85-нпа
"О Положении о сети муниципальных общедоступных библиотек Тайгинского городского округа"

Решение
Положение о сети муниципальных общедоступных библиотек Тайгинского городского округа
I. Общие положения
II. Требования к размещению библиотек
III. Требования к формированию библиотечных фондов

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru