Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 апреля 2009 г. по делу № А33-1564/2009

Резолютивная часть решения объявлена 6 апреля 2009 года.
В окончательной форме решение изготовлено 6 апреля 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Данекиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю
об отмене решения № 4911 от 16.09.2008 года о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
представителей заявителя: Толкачевой О.В. по доверенности от 27.11.2008; Корсун Е.Н. по доверенности № СК-3055 от 20.02.2009;
представителя ответчика: Даниелян Н.С. по доверенности № 04-15 от 12.01.2009;
при ведении протокола судебного заседания судьей Данекиной Л.А.,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - заявитель, Управление, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю (далее - ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения № 4911 от 16.09.2008 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Заявление принято к производству суда. Определением от 10.02.2009 возбуждено производство по делу.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учетом уточнения, по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениям к заявлению.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 6 апреля 2009 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей заявителя. Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
16 января 2008 года Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год.
В ходе проведения камеральной проверки представленной декларации налоговым органом установлено, что заявитель владеет на праве собственности нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152.
По распоряжению администрации г. Красноярска от 06.03.2001 № 192-недв, ФГУ "Центр государственного эпидемиологического надзора на транспорте (водном и воздушном) в Средне-Сибирском регионе" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок с кадастровым номером 24:50:06022:0010 (оценочная зона № 7), площадью 805 кв.м., расположенного по адресу: ул. Базарная, 152 в Кировском районе г. Красноярска.
15.12.2006 № 2652-недв Распоряжением администрации г. Красноярска внесены изменения в Распоряжение администрации города от 06.03.2001 № 192-недв, а именно, заменено название организации в заголовке и тексте Распоряжения на "Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю".
Управление обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Красноярского края с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в постоянное бессрочное пользование, так как административное здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152, является федеральным имуществом. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Красноярского края распоряжением от 20.12.2007 № 10-2371р, на основании обращения заявителя от 05.02.2007 № СК-1999 и Распоряжения администрации г. Красноярска от 15.12.2006 № 2652-недв, предоставило организации указанный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600021:0030 (предыдущий кадастровый номер 24:50:06022:0010).
По мнению налогового органа налогоплательщик неверно определил количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода, учел 6 месяцев владения земельным участком, то есть с момента получения кадастрового плана и не учел период фактического пользования земельным участком.
В результате камеральной проверки, сумма доначисленного земельного налога за 2007 год составила 31 722 руб.
Решением № 4911 от 16.09.2008 инспекция привлекла Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога за 2007 год, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб.
Указанным решением заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2007 год в размере 3 722 руб., а также пени по состоянию на 16.09.2008 в сумме 1 882,20 руб.
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю, не согласившись с решением налогового органа № 4911 от 16.09.2008, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю с апелляционной жалобой, по результатам рассмотрения которой принято решение № 25-0818 от 10.12.2008 об оставлении апелляционной жалобы заявителя без удовлетворения.
Управление Роспотребнадзора, не согласившись с решением налогового органа № 4911 от 16.09.2008, так как считает, что денежные обязательства по уплате земельного налога у Управления возникли после получения сведений от Роснедвижимости, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения № 4911 от 16.09.2008 недействительным.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты нарушают их права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Из смысла статей 388 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками земельного налога признаются юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, в том случае, когда им передан земельный участок на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации является земельный участок, под которым согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Следовательно, земля, границы которой не описаны и не удостоверены в установленном порядке, объектом налогообложения не является.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации. При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Как следует из материалов дела, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю 05.02.2007 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Красноярского края с заявлением № СК-1999 в о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152, в постоянное бессрочное пользование. Проведено согласование границ, межевание земельного участка, в результате которого присвоен кадастровый номер земельного участка, определена кадастровая стоимость и получен кадастровый план (09.07.2007).
Указанный земельный участок в соответствии с распоряжением № 10-2371р Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Красноярского края 20.12.2007 был предоставлен Управлению Роспотребнадзора в постоянное (бессрочное) пользование.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2008, согласно которому за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу: г. Красноярска, ул. Базарная, 152, кадастровый номер 24:50:0600021:0030, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.04.2008 сделана запись регистрации № 24-24-01/043/2008-755.
Согласно пункту 71 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 № 219 свидетельство о государственной регистрации прав, выдаваемое правообладателю, является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности полиграфической продукции уровня "Б", а также учетную серию и номер.
Таким образом, волеизъявление лица, уполномоченного распоряжаться земельными участками, реализовано. Свидетельство на право пользования землей фактически выдано 23.04.2008.
Доказательств, подтверждающих наличие у Управления права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152, в спорный налоговый период в материалы дела не представлено.
Распоряжение администрации города Красноярска № 192-недв от 06.03.2001 с изменениями, внесенными Распоряжением администрации города Красноярска от 15.12.2006 № 2652-недв, не является правоустанавливающим документом, либо документом, подтверждающим регистрацию права. Воля городской администрации направлена не на предоставление земельного участка (выделение, формирование и т.д.), площадью 805,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152, в Кировском районе, а на выдачу свидетельства землепользователям на фактически занимаемую территорию (на право пользования землей).
Довод налогового органа о том, что у заявителя возникла обязанность по уплате земельного налога с 26.09.2006 в связи с тем, что 26.09.2006 зарегистрировано право на нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.09.2006) и организация с этого момента стала фактическим землепользователем земельного участка, расположенного под указанным объектом недвижимости, судом не принимается, так как указанным свидетельством зарегистрировано право на нежилое здание, право земельный участок, расположенный под указанным объектом недвижимости зарегистрировано 23.04.2008 (свидетельство о государственной регистрации права серии 24 ЕЗ № 869693).
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю обязанности по уплате земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Базарная, 152 в спорный период.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При подаче настоящего заявления Управлением по квитанции от 03.02.2009 уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая то, что заявленные требования удовлетворены, судебные расходы в размере 2000 руб. подлежат взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

Требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Признать недействительным решение № 4911 от 16.09.2008 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю.
В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю 2000 рублей государственной пошлины.
Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья
Л.А.ДАНЕКИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определение ВАС РФ от 24.02.2010 № ВАС-1006/10 отказано в передаче дела № А33-1564/2009 в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора данного решения.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2009 по делу № А33-1564/09 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 № А33-1564/2009-03АП-2036/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.04.2009 № А33-1564/2009
<В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок доначисление налога не землю не обосновано>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru