Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2010 г. по делу № А43-11001/2010-1-217

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича
при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И..,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Салахутдинова Г.Н. по доверенности от 01.07.2010;
от заинтересованного лица: Молчанова Н.В. по доверенности от 31.03.2010; Щукин Ю.Н. по доверенности от 07.07.2009;
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "Эковтор-К", г. Кстово Нижегородской области (далее - заявитель, общество) об отмене постановления № 6/10 от 04.05.2010, вынесенного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области Кстовский межрайонный отдел государственного экологического контроля (далее - административный орган, Министерство) по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000,00 рублей.
В обоснование заявленного требования общество указало, что последним были предприняты все необходимые меры для устранения горения с соблюдением необходимых технологий. По мнению заявителя, в оспариваемом постановлении не указано, каким образом обществом нарушен технологический цикл и регламент.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование.
Представители министерства не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным с отзыве, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела и заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению, ввиду следующих обстоятельств.
Сотрудниками Кстовского МРО государственного экологического контроля по факту возгорания твердых бытовых отходов на полигоне ТБО, принадлежащем ООО "Эковтор-К" на основании договора аренды земельного участка № А320 от 18.01.2005, расположенном по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 м юго-восточнее с. Большое Мокрое, по материалам аэрофотосъемки, 28.04.2010 проведена выездная неплановая проверка по окончании которой в присутствии представителя общества - заместителя начальника полигона Гончарова О.В. был составлен акт проверки от 28.04.2010, где было установлено, наличие многочисленных очагов горения ТБО по периметру свалки, сильное задымление и фронтальное горение по ширине около 300 м на юго-восточной стороне свалки.
По факту выявленных нарушений начальником Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля 28.04.2010, в присутствии законного представителя общества - генерального директора Антропова Ю.И., был составлен протокол об административном правонарушении № 03/10.
Права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю общества были разъяснены, что отражено в протоколе об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении директор замечаний на протокол не представил.
Усматривая в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, начальником Кстовского межрайонного отдела государственного экологического контроля 04.05.2010, в отсутствие законного представителя, было вынесено постановление № 6/10 о привлечении общества к административной ответственности и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 200.000 рублей.
Определение о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении от 28.04.2010 получено генеральным директором общества, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 6).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон об охране окружающей среды) запрещено хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обезвреживанием отходов является деятельность по их обработке, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Как усматривается из материалов дела, общество на основании договора аренды земельного участка № А320 от 18.01.2005, зарегистрированного в учреждении юстиции 24.02.2005, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, в 500 м юго-восточнее с. Большое Мокрое площадью 121 800,0 кв. м кадастровый номер 52:26:05 00 31:0037, заключенного с Администрацией Кстовского района Нижегородского района осуществляет деятельность по размещению полигона ТБО.
Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-40-000757 (52) выдана обществу 22.09.2005 сроком до 22.09.2010.
По факту возгорания полигона ТБО, произведенной по материалам аэрофотосъемки от 26.04.2010 (л.д. 59 - 60), при проведении 28.04.2010 проверки комиссией были установлены многочисленные очаги горения по периметру свалки, сильное задымление и фронтальное горение по периметру около 300 м на юго-восточной стороне полигона.
Представителем общества - заместителем начальника полигона ТБО г. Кстово Гончаровым при проведении проверки было указано на наличие данного возгорания ТБО начиная с 22.04.2010 в результате перехода огня с травы, подожженной неустановленными лицами. При этом, было указано, что органы исполнительной власти, а также подразделения государственной пожарной службы не были проинформированы о данном возгорании.
Согласно технологическому регламенту, 6-му разделу "Контроль соблюдения требований охраны окружающей среды", обществом на полигоне обеспечивается выполнение требований охраны окружающей среды, в том числе:
- увлажнение ТБО в пожароопасные периоды.
В период сухой и жаркой погоды полигон должен быть обеспечен средствами для увлажнения ТБО. На территории полигона категорически запрещается сжигание ТБО.
Согласно пунктам 5.1, 5.7, 6.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" складирование твердых бытовых отходов (далее - ТБО) допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно. На территории полигона не допускается сжигание ТБО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Нижегородской области "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Акт обследования свалки БТО г. Кстово по факту возгорания от 28.04.2010 и протокол об административном правонарушении от 28.04.2010 № 03/10 подписаны законным представителем общества - генеральным директором Антроповым Ю.И. без каких-либо замечаний в отношении выявленного правонарушения.
Таким образом, суд находит, что административный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении обществом в ходе производственной деятельности требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Санитарных правил 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" неисполнение которых служит основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса.
Доводы общества, изложенные в заявлении, подлежат отклонению в силу вышеизложенного, как необоснованные.
Вместе с тем, из обжалуемого постановления суд не усматривает мотивов, по которым министерством при назначении заявителю административного наказания применен максимальный размер, установленный статьей.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 определено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении юридическому лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из текста оспариваемого постановления заявителем не усматривается о наличии в действиях общества обстоятельств, отягчающих административную ответственность заявителя, на основании которых административным органом применено наказание в виде наложения штрафа в размере 200 000,00 рублей.
Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суду предоставлено право в результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении изменить оспариваемое постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Применительно к данному правонарушению, с учетом его характера и обстоятельств совершения (совершение правонарушения впервые), арбитражный суд считает возможным изменить размер административного штрафа, уменьшив его до низшего предела санкции статьи 8.2 КоАП РФ, т.е. до 100 000,00 рублей.
Согласно пункту 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Эковтор-К", г. Кстово Нижегородской области об отмене постановления Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 04.05.2010 по делу об административном правонарушении № 6/10, удовлетворить частично.
Постановление от 04.05.2010, вынесенное Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области Кстовским межрайонным отделом государственного экологического контроля по делу об административном правонарушении № 6/10 о привлечении ООО "Эковтор-К" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить в части назначения административного наказания, уменьшив размер назначенного штрафа до 100 000,00 (сто тысяч) рублей. В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в законную силу со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья
Г.И.МУСТАФАЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской области.


Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.07.2010 по делу № А43-11001/2010-1-217
Постановление о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами изменено в части уменьшения административного штрафа ввиду отсутствия в действиях заявителя обстоятельств, отягчающих его ответственность.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru