Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 сентября 2010 г. по делу № А60-21757/2010-С6

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.И. Ремезовой, судей Н.Н. Присухиной, Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В. Гнездиловой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела № А60-21757/2010-С6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводопровод"
к Думе Серовского городского округа
о признании нормативного правового акта недействующим
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда,
от заинтересованного лица: О.В. Новичков, представитель по доверенности № 14 от 10 марта 2010 г.
Объявлен состав суда. Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Горводопровод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения Думы Серовского городского округа № 291 от 27 апреля 2010 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Серовском городском округе". При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу: п.п. 12, 13, 16 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 г. № 306, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованное лицо требования отклонило, оспариваемое решение считает законным и обоснованным как принятое во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 19 марта 2010 г. № 221-УГ и в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 22 марта 2010 г. № 29-ПК "О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 г."
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица суд

установил:

Решением Думы Серовского городского округа № 291 от 27 апреля 2010 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Серовском городском округе" было отменено решение Думы Серовского городского округа № 148 от 31 марта 2009 г. "Об утверждении нормативов на коммунальные услуги в Серовском городском округе" и утверждены в сторону уменьшения новые нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе нормативы потребления за услуги холодного и горячего водоснабжения.
Полагая, что решение Думы Серовского городского округа № 291 от 27 апреля 2010 г. не соответствует п.п. 12, 13, 16 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 г. № 306, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество с ограниченной ответственностью "Горводопровод" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Проверив в соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение Думы Серовского городского округа № 291 от 27 апреля 2010 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Серовском городском округе" в обжалуемой части на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ).
Таким образом, Дума Серовского городского округа при принятии решения № 291 действовала в пределах предоставленных ей полномочий. Решение № 291 принято уполномоченным органом, в установленной законом форме и опубликовано в официальном печатном издании: "Муниципальном вестнике Серовского городского округа" № 17(18) от 06.05.2010 г., в приложении к газете "Серовский рабочий".
Исходя из отмеченного, оспариваемый акт органа местного самоуправления является нормативным актом, сфера действия которого - государственное регулирование тарифов - относится к сфере экономической деятельности.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок согласно ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; установление условий обязательного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что оспариваемое решение Думы принято с нарушением п.п. 12, 13, 16 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 г. № 306.
В соответствии с п.п. 12, 13, 16 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 г. № 306, изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов. Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Судом установлено, что оспариваемое решение принято во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 19 марта 2010 г. № 221-УГ, в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 22 марта 2010 г. № 29-ПК "О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 г." Указанное Постановление в судебном порядке не оспорено, недействующим не признано.
Пунктами 3, 4 Указа Губернатора Свердловской области от 19 марта 2010 г. № 221-УГ "Об ограничении роста платежей за жилищно-коммунальные услуги" органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области совместно с организациями коммунального комплекса и исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования, рекомендовано принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с содержанием, ремонтом жилья, а также эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие возмещение их за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами.
Главам муниципальных образований в Свердловской области указано на необходимость приведения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Свердловской области от 25 апреля 2007 г. № 361-ПП "Об утверждении Порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. № 1294-ПП.
Вышеуказанные нормативные акты не признаны недействующими в установленном законом порядке.
Таким образом, Указом Губернатора Свердловской области органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предписано принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с содержанием, ремонтом жилья, а также эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие возмещение их за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами, региональной энергетической комиссии Свердловской области предписано привести предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области, установленные на 2010 год, в соответствие с пунктом 1 настоящего Указа; обеспечить контроль за приведением размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными на 2010 год для соответствующего муниципального образования в Свердловской области.
Во исполнение Указа от 19 марта 2010 г. № 221-УГ региональной энергетической комиссией Свердловской области принято Постановление № 28-ПК от 19 марта 2010 г. "О внесении изменений в постановление РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 г.", которым внесены изменения в Постановление РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год", Постановление дополнено пунктами 4-1, 4-2 следующего содержания:
"4-1) Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области совместно с организациями коммунального комплекса и исполнителями коммунальных услуг, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, принять меры, направленные на оптимизацию расходов, связанных с содержанием, ремонтом жилья, а также эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие возмещение их за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами, в том числе:
1) укрупнение организаций коммунального комплекса за счет их объединения и (или) передачи объектов коммунальной инфраструктуры в аренду (субаренду) наиболее эффективным организациям коммунального комплекса;
2) исключение из практики фактов предъявления потребителям коммунальных услуг нескольких тарифов на передачу коммунальных ресурсов;
3) организация в границах муниципального образования тепло-, водоснабжения, водоотведения путем заключения договоров поставки коммунальных ресурсов между потребителями и организациями коммунального комплекса только через присоединенную сеть;
4) приостановление действия надбавок к тарифам на коммунальные ресурсы за счет переноса и (или) продления сроков реализации инвестиционных программ;
5) отказ от использования платы за аренду объектов коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, на цели, не связанные с эксплуатацией арендуемого имущества;
6) отмена решений об установлении нормативов потребления коммунальных услуг, не основанных на замерах, предусмотренных законодательством.
4-2) Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области и исполнителям коммунальных услуг в рамках предельных индексов, утвержденных настоящим Постановлением, обеспечить изменение совокупных размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, не превышающее 125% к уровню, сложившемуся в декабре 2009 года".
Постановлением от 19 марта 2010 г. № 28-ПК внесены изменения в Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год, утвержденные Постановлением РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год".
Кроме того, Региональной энергетической комиссией Свердловской области 22 марта 2010 г. приято Постановление № 29-ПК, которым внесены изменения в Постановление РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год" с изменениями, внесенными Постановлением РЭК Свердловской области от 19 марта 2010 г. № 28-ПК в Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год, утвержденные Постановлением РЭК Свердловской области от 30 сентября 2009 г. № 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год" с изменениями, внесенными Постановлением РЭК Свердловской области от 19 марта 2010 г. № 28-ПК. В связи с чем Думой Серовского городского округа и принято оспариваемое решение, утверждены нормативы потребления.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Горводопровод" ни в одно судебное заседание не явился, доказательств, обосновывающих свою позицию, не представил.
ООО "Горводпровод", как видно из текста заявления, ссылается на невозможность придания обратной силы принятому Думой Серовского городского округа решения, ссылаясь при этом на ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
По смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации содержит и прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57.
В соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение не ухудшает положение граждан, придание данному нормативному акту обратной силы возможно.
Необходимым условием признания оспариваемого акта недействующим является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанность доказывания которых в силу ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе по делу.
В обоснование нарушения прав заявитель ссылается на то, что общество, осуществляя производственную деятельность по оказанию услуг водоснабжения на территории Серовского городского округа, понесет убытки вследствие необоснованного снижения норматива. Однако данный довод не подтвержден заявителем документально, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения материалов дела.
С учетом вышеизложенного оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим не имеется, решение № 291 от 27 апреля 2010 г. принято Думой Серовского городского округа в пределах своих полномочий и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Горводопровод" отказать.
2. Признать решение Думы Серовского городского округа № 291 от 27 апреля 2010 г. "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Серовском городском округе" соответствующим п.п. 12, 13, 16 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ 23 мая 2006 г. № 306.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Н.И.РЕМЕЗОВА

Судьи
Н.Н.ПРИСУХИНА
Н.В.ГНЕЗДИЛОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2010 по делу № А60-21757/2010-С6
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Решения Думы Серовского городского округа от 27.04.2010 № 291 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Серовском городском округе".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru