Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


ЯРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2010 г. по делу № 2-59/2010

(извлечение)

Ярский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шабалина В.С.,
представителя истца помощника прокурора Ярского района УР Лекомцевой И.Г.,
ответчика Главы МО <...> Д.Л.А.,
при секретаре В.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярского района УР к Главе МО <...> УР о признании незаконным бездействия и о понуждении к опубликованию нормативно-правового акта

установил:

Прокурор Ярского района УР обратился в суд с указанным заявлением к ответчику Главе МО <...> УР, мотивируя тем, что Главой МО <...> не исполняется законодательство, регламентирующее порядок опубликования нормативных правовых актов - решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 "О бюджете МО <...> на 2010 год".
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из трех уровней - федеральное бюджетное законодательство, бюджетное законодательство субъектов РФ, нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующих бюджетные отношения. Согласно ст. 5 БК РФ решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года и подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. На основании ст.ст. 44, 47 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 в редакции от 27.12.2009 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу акта. Согласно ст.ст. 40, 41 Устава МО <...> обязательному обнародованию подлежат нормативные правовые акты Совета депутатов - решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Обнародование решений Совета депутатов осуществляется главой муниципального образования путем официального опубликования в средствах массовой информации в течение трех дней с момента их подписания. В ст. 36 БК РФ предусмотрено обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Федеральным законодательством, а также Уставом МО <...> предусмотрено опубликование утвержденных бюджетов, изменений, внесенных в бюджет и отчетов об их исполнении в средствах массовой информации. В нарушение положений федерального законодательства и Устава Главой МО <...> не опубликовано решение Совета депутатов от 28.12.2009 года № 86 "О бюджете муниципального образования <...> на 2010 год".
Неопубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с защитой прав неопределенного круга лиц, а на основании п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
По указанным основаниям прокурор района просит признать незаконным бездействие Главы МО <...> по неопубликованию нормативно-правового акта и обязать главу опубликовать решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 в районной газете <...> в срок до 31.03.2010 года.
При рассмотрении дела по существу в судебном заседании представитель истца помощник прокурора района Лекомцева И.Г. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика глава МО <...> Д.Л.А. заявление прокурора района признала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 опубликовано в районной газете.
В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд принял признание ответчиком заявленных требований прокурора Ярского района УР. Оснований, предусмотренных ст. 68 ч. 3 ГПК РФ, исключающих принятие судом признание заявления, не установлено. Согласно ст. 68 ч. 2 ГПК РФ признание ответчиком обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, освобождает последнего от дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ст. 173 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции от 27.12.2009 года) в соответствии с нормой ст. 2 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 года № 2 в п. 12 раскрыто понятие нормативного правового акта, изданного в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, который устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократные применения и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Положения ч. 1 ст. 44 и ст. 47 ФЗ № 131 предусматривают, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Необходимо также учитывать, что согласно ч. 6 ст. 52 ФЗ № 131 проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. В силу п. 1 ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета. Согласно ст. 5 БК РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах) в п. 2 статьи установлено, что такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 47 ФЗ № 131 порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан. Поскольку в ст. 36 и ст. 28 БК РФ предусмотрено обязательное опубликование утвержденных бюджетов, то он должен быть опубликован в средствах массовой информации, а не обнародован. Согласно ст. 36 БК РФ принцип гласности бюджетной системы Российской Федерации означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и т.д.
Таким образом, в силу требования федерального законодательства Глава МО <...> Д.Л.А. обязана решение Совета депутатов от 28.12.2009 года № 86 опубликовать в средствах массовой информации.
Поскольку вина Главы МО <...> заключается в бездействии по неопубликованию нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, при этом учитывает, что под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям и обязанностям ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ от 06.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ред. от 27.12.2009 года, БК РФ, ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Ярского района УР к Главе МО <...> УР удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главы МО <...> по неопубликованию нормативно-правового акта и обязать Главу МО <...> опубликовать решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 "О бюджете муниципального образования <...> на 2010 год" в районной газете <...> или в другом печатном издании, определенном решением Совета депутатов, в срок до 31 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.
Решение изготовлено судьей в совещательной комнате на компьютере "CLR".

Судья
В.С.ШАБАЛИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Название документа
Решение Ярского районного суда от 02.03.2010 по делу № 2-59/2010
Поскольку в соответствии с законодательством решение о бюджете муниципального образования подлежит официальному опубликованию, то бездействие Главы муниципального образования по неопубликованию данного акта признано незаконным.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru