ЯРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2010 г. по делу № 2-59/2010
(извлечение)
Ярский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шабалина В.С.,
представителя истца помощника прокурора Ярского района УР Лекомцевой И.Г.,
ответчика Главы МО <...> Д.Л.А.,
при секретаре В.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ярского района УР к Главе МО <...> УР о признании незаконным бездействия и о понуждении к опубликованию нормативно-правового акта
установил:
Прокурор Ярского района УР обратился в суд с указанным заявлением к ответчику Главе МО <...> УР, мотивируя тем, что Главой МО <...> не исполняется законодательство, регламентирующее порядок опубликования нормативных правовых актов - решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 "О бюджете МО <...> на 2010 год".
В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из трех уровней - федеральное бюджетное законодательство, бюджетное законодательство субъектов РФ, нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующих бюджетные отношения. Согласно ст. 5 БК РФ решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года и подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. На основании ст.ст. 44, 47 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 в редакции от 27.12.2009 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу акта. Согласно ст.ст. 40, 41 Устава МО <...> обязательному обнародованию подлежат нормативные правовые акты Совета депутатов - решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Обнародование решений Совета депутатов осуществляется главой муниципального образования путем официального опубликования в средствах массовой информации в течение трех дней с момента их подписания. В ст. 36 БК РФ предусмотрено обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Федеральным законодательством, а также Уставом МО <...> предусмотрено опубликование утвержденных бюджетов, изменений, внесенных в бюджет и отчетов об их исполнении в средствах массовой информации. В нарушение положений федерального законодательства и Устава Главой МО <...> не опубликовано решение Совета депутатов от 28.12.2009 года № 86 "О бюджете муниципального образования <...> на 2010 год".
Неопубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечет их неисполнение.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с защитой прав неопределенного круга лиц, а на основании п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
По указанным основаниям прокурор района просит признать незаконным бездействие Главы МО <...> по неопубликованию нормативно-правового акта и обязать главу опубликовать решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 в районной газете <...> в срок до 31.03.2010 года.
При рассмотрении дела по существу в судебном заседании представитель истца помощник прокурора района Лекомцева И.Г. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика глава МО <...> Д.Л.А. заявление прокурора района признала в полном объеме. Пояснила, что в настоящее время решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 опубликовано в районной газете.
В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ суд принял признание ответчиком заявленных требований прокурора Ярского района УР. Оснований, предусмотренных ст. 68 ч. 3 ГПК РФ, исключающих принятие судом признание заявления, не установлено. Согласно ст. 68 ч. 2 ГПК РФ признание ответчиком обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, освобождает последнего от дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ст. 173 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции от 27.12.2009 года) в соответствии с нормой ст. 2 под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно или органом местного самоуправления и документально оформленное обязательное для исполнения на территории муниципального образования. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 года № 2 в п. 12 раскрыто понятие нормативного правового акта, изданного в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, который устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократные применения и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Положения ч. 1 ст. 44 и ст. 47 ФЗ № 131 предусматривают, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. При этом муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Необходимо также учитывать, что согласно ч. 6 ст. 52 ФЗ № 131 проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. В силу п. 1 ст. 153 БК РФ законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета. Согласно ст. 5 БК РФ в отношении муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решений о бюджетах) в п. 2 статьи установлено, что такие акты должны быть официально опубликованы не позднее 10 дней после их подписания в установленном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 47 ФЗ № 131 порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечить возможность ознакомления с ними граждан. Поскольку в ст. 36 и ст. 28 БК РФ предусмотрено обязательное опубликование утвержденных бюджетов, то он должен быть опубликован в средствах массовой информации, а не обнародован. Согласно ст. 36 БК РФ принцип гласности бюджетной системы Российской Федерации означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и т.д.
Таким образом, в силу требования федерального законодательства Глава МО <...> Д.Л.А. обязана решение Совета депутатов от 28.12.2009 года № 86 опубликовать в средствах массовой информации.
Поскольку вина Главы МО <...> заключается в бездействии по неопубликованию нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, при этом учитывает, что под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям и обязанностям ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь Законом РФ от 06.10.2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ред. от 27.12.2009 года, БК РФ, ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ярского района УР к Главе МО <...> УР удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Главы МО <...> по неопубликованию нормативно-правового акта и обязать Главу МО <...> опубликовать решение Совета депутатов МО <...> от 28.12.2009 года № 86 "О бюджете муниципального образования <...> на 2010 год" в районной газете <...> или в другом печатном издании, определенном решением Совета депутатов, в срок до 31 марта 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.
Решение изготовлено судьей в совещательной комнате на компьютере "CLR".
Судья
В.С.ШАБАЛИН