Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2010 г. по делу № 03-03/118-09

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 22 октября 2010 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дела № 03-03/118-09 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии - начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Плетнев Д.А., с участием: гр. Б.В.А. - заявитель, от государственного автономного учреждения Ярославской области "Яроблтранском" (далее также - ГАУ ЯО "Яроблтранском", ответчик) - представитель не явился, от ОАО "Русская страховая транспортная компания" (далее - ОАО "РСТК") - представитель не явился, рассмотрев на заседании 08.10.2010 дело № 03-03/118-09 о нарушении ГАУ ЯО "Яроблтранском" и ОАО "Русская страховая транспортная компания" пункта 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

в Ярославское УФАС России поступило заявление гражданина Б.В.А. (далее - заявитель) на действия государственного автономного учреждения Ярославской области "Яроблтранском" (далее - ГАУ ЯО "Яроблтранском"), выразившиеся в продаже одновременно с проездными билетами страховых полисов добровольного медицинского страхования.
Представитель ГАУ ЯО "Яроблтранском" с вменяемыми нарушениями не согласился, пояснил, что добровольное страхование пассажиров осуществляется на основании договора между ГАУ ЯО "Яроблтранском" и ОАО "РСТК" об организации добровольного личного страхования пассажиров от несчастного случая на автомобильных маршрутах, кроме того, между ОАО "РСТК" и кассирами ГАУ ЯО "Яроблтранском" заключены агентские договоры, согласно которым кассиры от имени и за счет ОАО "РСТК" за вознаграждение совершают работы по предоставлению услуг по добровольному страхованию пассажиров, взиманию страховых взносов, ведению отчетности, таким образом, при осуществлении процедур по страхованию пассажиров; также пояснил, что страхование носит исключительно добровольный характер, пассажиру при покупке билета предлагается осуществить заключить добровольное страхование посредством выписывания и вручения полисов-чеков. В случае отказа пассажира от добровольного страхования договор страхования с ним не заключается, кроме этого, до начала поездки страхователь-пассажир может в любой момент отказаться от договора добровольного страхования: вернуть полис в любую кассу автовокзала, автостанции и получить сумму страховой премии в полном объеме. Вопрос о необходимости заключения договора добровольного страхования предварительно выясняется кассиром посредством опроса пассажиров.
Заявитель пояснил, что при неоднократной покупке проездного билета кассир не уведомил гр. Б.В.А., что он имеет право приобрести услугу по добровольному страхованию, и не спросил, желает ли заявитель приобрести данную услугу. Полис-чек выбивался одновременно с проездным билетом на неразрывной ленте. Сумма, объявленная кассиром к оплате, включала в себя плату за проездной билет и, одновременно, плату по договору добровольного страхования.
Представитель ОАО "РСТК" пояснил, что продажа кассирами ГАУ ЯО "Яроблтранском" страховых полисов осуществляется на основании агентских соглашений, на оборудовании ГАУ ЯО "Яроблтранском", с помощью программного обеспечения ОАО "Русская страховая компания". Денежные средства, собранные от продажи страховых полисов, поступают в ГАУ ЯО "Яроблтранском", вместе с денежными средствами от продажи билетов, впоследствии чего ГАУ ЯО "Яроблтранском" перечисляет денежные средства, собранные от продажи страховых полисов ОАО "Русская страховая компания".
Принимая решение по делу о нарушении ГАУ ЯО "Яроблтранском" и ОАО "Русская страховая компания" антимонопольного законодательства, Комиссия исходит из следующего.
Между ГАУ ЯО "Яроблтранском" и ОАО "Русская страховая транспортная компания" заключен договор поручения по организации и проведению добровольного личного страхования пассажиров от несчастного случая на автомобильных маршрутах без номера от 02.10.2009 (далее - договор), предметом данного договора является поручение ОАО "Русская страховая транспортная компания" ГАУ ЯО "Яроблтранском" осуществлять добровольное личное страхование пассажиров от несчастных случаев на пригородных и междугородных маршрутах посредством заключения соответствующего публичного договора со страхователем в соответствии со ст. 426, 927, п. 1.2 ст. 940 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), путем продажи страховых полисов (полис-чек). Поверенный (ГАУ ЯО "Яроблтранском") на условиях вышеуказанного договора и в соответствии с выданной ему директором Ярославского филиала ОАО "РСТК" доверенностью организует и проводит добровольное личное страхование пассажиров от несчастного случая на автомобильном транспорте от имени ОАО "РСТК" посредством продажи страховых полисов (полис-чек) (п. 1.1, 1.2 договора).
Пункт 1.3 договора предусматривает, что поверенный организует продажу страховых полисов (полис-чек) со взиманием страховой премии в размере 1 рубля на пригородных маршрутах, 2 рублей на междугородных областных маршрутах и 5 рублей на междугородных межобластных маршрутах.
Пункт 3.2 договора устанавливает такие обязанности ГАУ ЯО "Яроблтранском", как:
- перечисление собранных страховых премий на расчетный счет ОАО "РСТК" в установленные договором сроки;
- оказывать содействие Ярославскому филиалу ОАО "РСТК" в организации и развитии работы по личному страхованию пассажиров автотранспорта от несчастного случая.
Одновременно с договором между ОАО "РСТК" и кассирами ГАУ ЯО "Яроблтранском" заключены агентские договоры, согласно которым ОАО "РСТК" поручает страховому агенту, а страховой агент берет на себя обязательство совершать от имени и за счет ОАО "РСТК" юридические действия по заключению договоров страхования, а ОАО "РСТК" обязуется уплатить страховому агенту вознаграждение за оказываемые услуги.
Согласно п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
В соответствии с ч. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен, в том числе, путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса, подписанного страховщиком.
При этом п. 2.1.4 должностной инструкции билетного кассира автовокзала, утвержденной исполняющим обязанности директора ГАУ ЯО "Яроблтранском" Л.В. Матвеевой, предусмотрена обязанность билетного кассира информировать пассажиров по условиям страхования от несчастного случая на автомобильных маршрутах.
Согласно п. 1.5 договора страхование осуществляется на основании правил ОАО "РСТК" добровольного страхования пассажиров автомобильного транспорта от несчастных случаев от 06.04.2001 № 07-01/1.
Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что договор добровольного страхования оформляется одновременно с оформлением проездного документа билетными кассирами с использованием оборудования ГАУ ЯО "Яроблтранском" (закрепленным за ГАУ ЯО "Яроблтранском" собственником на праве оперативного управления, в целях осуществления деятельности по организации пассажирских перевозок) и программного обеспечения ОАО "РСТК".
Сумма страхового взноса по добровольному страхованию, уплачиваемая пассажиром, в стоимость билета на проезд не включается и пробивается отдельной строкой.
Договор перевозки (продажа проездного билета) и договор добровольного страхования оформляются одним и тем же лицом - билетным кассиром ГАУ ЯО "Яроблтранском". Согласно пояснениям заявителя, стоимость по каждой отдельной услуге покупателю (пассажиру) не оглашается. Билетный кассир сообщает покупателю итоговую сумму, состоящую из стоимости автобусного билета и полиса добровольного страхования, информация о том, что в стоимость автобусного билета включена стоимость добровольного страхования, также кассирами не озвучивается.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховые агенты представляют интересы страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
ОАО "РСТК" имело информацию об установленном ГАУ ЯО "Яроблтранском" порядке заключения и оформления договоров страхования путем продажи билетными кассирами пассажирам полисов добровольного страхования одновременно с билетами (в рамках договора поручения по организации и проведению добровольного личного страхования пассажиров от несчастного случая на автомобильных маршрутах без номера от 02.10.2009) и не имело каких либо претензий к такой организации продажи полисов добровольного страхования (кассирами при продажи билетов). Таким образом, ГАУ ЯО "Яроблтранском" и ОАО "РСТК", учитывая вышеизложенные положения договора и должностной инструкции, осуществляли согласованные действия по организации добровольного личного страхования пассажиров от несчастных случаев на автомобильных маршрутах вышеуказанным способом, в нарушение установленного такими документами порядка организации добровольного страхования. Как пояснил представитель ОАО "РСТК" на заседании комиссии, такой способ добровольного страхования обеспечивает максимальный охват потенциальных страхователей.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Вышеуказанные согласованные действия ГАУ ЯО "Яроблтранском" и ОАО "РСТК" на рынке страховых услуг (осуществленные в рамках договора) по организации ГАУ ЯО "Яроблтранском" продажи билетными кассирами - работниками ГАУ ЯО "Яроблтранском" страховых полисов добровольного личного страхования пассажиров от несчастного случая на автомобильных маршрутах, с использованием имущества ГАУ ЯО "Яроблтранском" (посредством оформления соответствующих полисов-чеков с использованием контрольно-кассовых машин, закрепленное за ГАУ ЯО "Яроблтранском" на праве оперативного управления) и одновременным оформлением (на единой кассовой ленте) договора перевозки (продажа проездного билета) и договора добровольного страхования (оформление и продажа полиса-чека) при оглашении билетными кассирами итоговой суммы, состоящей из цены билета и страховой премии по договору добровольного страхования, приводят к навязыванию пассажирам, отправляющимся с автовокзала (автостанции), ГАУ ЯО "Яроблтранском" условий, не относящихся к предмету договора (договора перевозки) по добровольному страхованию пассажиров от несчастного случая на автомобильных маршрутах, в частности, привели к навязыванию таких условий гр. Б.В.А. (билет <...> от <...> и полис-чек <...> от <...>).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать государственное автономное учреждение Ярославской области "Яроблтранском" и ОАО "Русская страховая транспортная компания" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать государственному автономному учреждению Ярославской области "Яроблтранском" и ОАО "Русская страховая транспортная компания" предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ

Члены Комиссии
М.В.ГАЕВ
Д.А.ПЛЕТНЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 22.10.2010 по делу № 03-03/118-09
<О нарушении антимонопольного законодательства в части навязывания покупателям проездных билетов услуги добровольного страхования пассажиров от несчастного случая на автомобильных маршрутах, что не относится к предмету договора перевозки>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru