Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу № А23-421/10А-12-19

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Дорошиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чадовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Малоярославецмежрайгаз", г. Малоярославец Калужской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, г. Калуга
о признании незаконным и отмене решения, принятого УФАС по Калужской области от 11.11.2009 № 3513/04
при участии в судебном заседании:
от заявителя - юрисконсульта Зудиной О.В. по доверенности от 10.12.2009 № 315-юр;
от ответчика - ведущего специалиста-эксперта Каштановой Е.О. по доверенности
от 15.02.2010 № 5д; начальника отдела Гаранина В.А. по доверенности от 15.02.2010 № 4д

установил:

Открытое акционерное общество "Малоярославецмежрайгаз" (далее - ОАО "Малоярославецмежрайгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее УФАС по Калужской области, управление) о признании незаконным и отмене решения, принятого УФАС по Калужской области от 11.11.2009 № 3513/04 о нарушении обществом положений ст. 10 Федерального закона Российской Федерации № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования и пояснил, что применение транзитного тарифа в отношении ОАО "БЗРТО" возможно только с момента включения его в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, то есть с 01.01.2009, кроме того, ответчиком неправильно определен период применения тарифа на транспортировку газа, согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом ФТС № 186-э/3 от 15.08.2006. Также заявитель считает, что в действиях общества не усматривается нарушение порядка ценообразования, поскольку оно самостоятельно тариф не устанавливало, а пользовалось уже установленным тарифом.
Представители ответчика в судебном заседании и в письменном отзыве требования заявителя не признали, мотивировав это тем, что действия ОАО "Малоярославецмежрайгаз", выразившиеся в использовании при расчетах стоимости услуг в отношении ОАО "БЗРТО" тарифа на транспортировку вместо транспортного тарифа, расцениваются управлением как нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции", в связи с чем решение от 11.11.2009 № 3513/04 является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, и выслушав пояснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Открытое акционерное общество "Малоярославецмежрайгаз" зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024000692737, что подтверждается свидетельством серии 40 № 000552209 от 15.11.2002 (л.д. 70, т. 2).
Открытое акционерное общество "БЗРТО" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Калужской области с жалобой на действия ОАО "Малоярославецмежрайгаз" противоречащие, по мнению заявителя, п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции № 135-ФЗ от 26.07.2006, выразившиеся в использовании при расчетах стоимости услуг по транспортировке газа тарифа на транспортировку вместо транзитного тарифа.
Согласно п.п. 2.2.2 Устава ОАО "Малоярославецмежрайгаз", утвержденного общим собранием акционеров 18.06.2002, одним из основных направлений деятельности общества является оказание услуг по транспортировке газа от сетей поставщика до потребителей газа (л.д. 67-68, т. 1).
С учетом изложенного, между ОАО "Малоярославецмежрайгаз" и ОАО "БЗРТО" 20.05.1998 был заключен договор № 18-4-0624 на поставку газа с 01.01.1998 по 31.12.2007 (л.д. 33-34, т. 2).
Расчет оплаты поставок газа в адрес ОАО "БЗРТО" в 2006-2008 г. г., предусмотренный вышеназванным договором, производился ОАО "Малоярославецмежрайгаз" в соответствии с тарифом на транспортировку газа.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 06.10.2009 № 9-631 (л.д. 22, т. 1) с учетом того, что протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ОАО "Малоярославецмежрайгаз", газопроводы которого непосредственно примыкают к сети ОАО "БЗРТО", составляет менее 100 м, и при этом отношение протяженности транспортировки газа по газопроводу ОАО "Малоярославецмежрайгаз" к протяженности транспортировки газа по сетям ОАО "БЗРТО" до газоиспользующего оборудования составляет менее 5%, то в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказами Федеральной службы по тарифам от 15.08.2006 № 186-э/З, от 04.09.2007 № 223-э/2, от 17.09.2008 № 172-э/4, ОАО "Малоярославецмежрайгаз" должно было применять для ОАО "БЗРТО" установленный для него транзитный тариф.
Использование ОАО "Малоярославецмежрайгаз" при расчетах стоимости услуг в отношении ОАО "БЗРТО" тарифа на транспортировку вместо транзитного тарифа подтверждается материалами дела, а именно: платежными поручениями, согласно которым ОАО "БЗРТО" осуществляло оплату за транспортировку газа в период с октября 2006 года по декабрь 2008 года в соответствии со счетами, выставляемыми ОАО "Малоярославецмежрайгаз", а также указанными актами.
При этом необходимо отметить, что ОАО "БЗРТО" в 2006-2008 годах не обращалось в Федеральную службу по тарифам России с просьбой об установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и с просьбой об отнесении ОАО "БЗРТО" в транзитную группу потребителей при расчете тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО "Малоярославецмежрайгаз". Таким образом, при расчете тарифов на транспортировку газа для ОАО "Малоярославецмежрайгаз" на 2006-2008 годы ОАО "БЗРТО" был учтен как конечный потребитель.
Суд считает, что применение транзитного тарифа было возможно только с момента включения ОАО "БЗРТО" в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.10.2006 № 208 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции Федеральной службы по тарифам по формированию и ведению Реестра субъектов естественной монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" основанием для рассмотрения вопроса о включении в реестр является соответствующее заявление хозяйствующего субъекта и приложенные к нему документы. Одним из таких документов должны быть сведения об основных средствах, предназначенных для производства (реализации) товаров в регулируемой сфере, с указанием права владения (пользования) и с приложением схем трубопроводов. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калужской области не проверен факт владения (пользования) ОАО "БЗРТО" газопроводом, который участвует в транспортировке газа, что дает право на транзитный, а не транспортный тариф, начиная с 03.11.2006. Приказом Федеральной службы по тарифам № 480-э, ОАО "БЗРТО" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в разделе II "Транспортировка газа по трубопроводам" только с 25.12.2008 (л.д. 23, т. 1).
В связи с изложенным, начиная с 01.01.2009 взаимоотношения между ОАО "Малоярославецмежрайгаз" и ОАО "БЗРТО" об оплате услуг по транспортировке газа в транзитном потоке отрегулированы договором № 31/2009 от 25.05.2009 (л.д. 16-17, т. 1).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332 и с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" вопросы рассмотрения ценообразования тарифов на транспортировку газа и их применения находятся в компетенции Федеральной службы по тарифам.
Исходя из изложенного, суд считает, что в действиях заявителя не усматривается нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а следовательно, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11.11.2009 № 3513/04 о признании действий ОАО "Малоярославецмежрайгаз", выразившихся в использовании при расчетах стоимости услуг по транспортировке газа тарифа на транспортировку вместо транзитного тарифа в отношении ОАО "БЗРТО" нарушающими п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О защите конкуренции", является необоснованным и противоречащим вышеназванному закону.
Расходы, понесенные заявителем по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть отнесены на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 181, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 11.11.2009 № 3513/04, принятое в отношении ОАО "Малоярославецмежрайгаз", как противоречащее Федеральному закону Российской Федерации "О защите конкуренции" № 135-ФЗ от 26.07.2006.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области в пользу открытого акционерного общества "Малоярославецмежрайгаз" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., оплаченные по платежному поручению № 98 от 28.01.2010.
Решение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья
А.В.Дорошина




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Центрального округа от 08.09.2010 по делу № А23-421/2010А-12-19 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 по делу № А23-421/2010А-12-19 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Калужской области от 19.03.2010 по делу № А23-421/10А-12-19
Заявленные требования о признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа о нарушении обществом антимонопольного законодательства удовлетворены, так как суд пришел к выводу, что в действиях заявителя не усматривается нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru