Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2010 г. по делу № А60-11589/2010-С5

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2010 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи И.В. Горбашовой,
судей Е.Г. Италмасовой, И.В. Евдокимова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В. Ворониной
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Л.А. Гехтер (ИНН 666201479269, ОГРН 304667228700112) (заявитель)
к администрации г. Екатеринбурга,
главе г. Екатеринбурга (заинтересованные лица)
об оспаривании нормативного правового акта в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя:
Т.Ю. Фукатова - представитель, доверенность от 20.04.2010 № 1;
от заинтересованных лиц:
Н.И. Барабанова - представитель Главы г. Екатеринбурга по доверенности от 19.05.2010 № 98, представитель администрации г. Екатеринбурга по доверенности от 30.12.2009 № 248.
Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к заявлению и дополнительных документов по приложению к заявлению. Ходатайство судом удовлетворено.
Заявленное заявителем ходатайство от 24.03.2010 о восстановлении срока подачи заявления заявителем отозвано.
Представитель заинтересованных лиц заявила ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.
Других заявлений и ходатайств не поступило.

С учетом уточнения требований, заявленного в предварительном судебном заседании 30.04.2010, заявитель просит признать недействующим Постановление главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" в части включения в перечень объекта - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 160а, лит. А, общей площадью 47,10 кв. м с назначением использования под конторское, переданное по договору аренды № 50290500 от 01.05.2005 индивидуальному предпринимателю Гехтер Людмиле Александровне.
Заявитель считает, что оспариваемое Постановление противоречит закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности; не подлежит применению, т.к. в оспариваемой части не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу - п. 7 Положения о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", утвержденному решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 12/72. Заявитель ссылается на Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 1 ст. 10 ГК РФ, п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель заинтересованных лиц представила отзыв, требования не признала, просит суд отказать в удовлетворении требования заявителя. Ссылается на то, что заявителем в заявлении не указано, каким федеральным законом предусмотрена возможность обжалования оспариваемого Постановления; оспариваемое Постановление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку заявление от 20.10.2009 с просьбой разрешить выкуп нежилого помещения представлено заявителем после принятия оспариваемого Постановления, которым указанный объект недвижимого имущества включен в перечень объектов муниципального имущества; у заявителя на момент подачи отмеченного заявления от 20.10.2009 и на момент рассмотрения настоящего спора существует задолженность по пени, в связи с чем преимущественное право на приобретение арендуемого имущества у заявителя не возникло; оспариваемое Постановление принято главой г. Екатеринбурга в пределах полномочий, предоставленных законодательством; также ссылается на судебную практику.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

На основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда г. Екатеринбурга от 01.05.2005 № 50290500, заключенного между Екатеринбургским комитетом по управлению государственным имуществом (далее - ЕКУГИ) и заявителем, последнему предоставлено на праве аренды нежилое помещение, находящееся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 160а, общей площадью 47,10 кв. м, с целевым назначением - конторское.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" утвержден Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной; поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном (образовании "город Екатеринбург".
В данный перечень включено нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 160а, лит. А, как часть отдельно стоящего здания, целевое назначение - конторское.
Полагая, что включение названного нежилого помещения в перечень муниципального имущества, утвержденного Постановлением главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521, нарушает право заявителя на реализацию преимущественного права на приобретение арендуемого помещения, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд считает, что требование заявителя удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Из содержания оспариваемого Постановления главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 следует, что оно обладает признаками нормативных правовых актов, поскольку представляет собой официальный документ, принятый уполномоченным органом местного самоуправления, в определенной законом форме с опубликованием в официальном печатном издании, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, адресовано неопределенному кругу лиц и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2).
В силу ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относятся к вопросам местного значения.
Статьей 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании подп. 5 п. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ).
На основании ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, определяющий перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург" принят главой г. Екатеринбурга в пределах полномочий, установленных ст. ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации, статьями 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), действовавшей на дату принятия оспариваемого Постановления, субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 4.2 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Как следует из материалов дела, с заявлением к председателю ЕКУГИ о разрешении выкупа нежилого помещения площадью 52,2 кв. м по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 160а заявитель обратился 20.10.2009.
Таким образом, на дату обращения с указанным заявлением, названное нежилое помещение оспариваемым Постановлением от 04.03.2009 № 521 было включено в перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург", в связи с чем указанное нежилое помещение на основании 4.2 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ отчуждению в частную собственность не подлежало.
Из представленных представителем заинтересованных лиц документов (требования о погашении задолженности от 22.01.2010 № 02.18.6-14-600, расчетов задолженности по арендной плате за период с 01.07.2006 по 31.12.2009, таблицы поступления платежей за период с 01.05.2005 по 30.04.2010) усматривается, что заявителем допускалось нарушение сроков уплаты арендной платы, пени за просрочку платежей в соответствии с п. 5.2 договора аренды, начисленные с 11.05.2007 в сумме 58887 руб. 16 коп., не уплачены.
Приведенные обстоятельства означают, что условия, предусмотренные п.п. 2, 4 ст. 3 Федерального закона № 159-ФЗ в отношении нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 160а, лит. А, заявителем соблюдены не были.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оспариваемое Постановление главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург" в части включения в перечень объекта - нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Восточная, 160а, лит. А, общей площадью 47,10 кв. м с назначением использования под конторское, переданное по договору аренды № 50290500 от 01.05.2005 индивидуальному предпринимателю Гехтер Людмиле Александровне, соответствует нормативно-правовым актам имеющим большую юридическую силу - Федеральным законам от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого Постановления нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Положению о порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", утвержденному решением Екатеринбургской городской Думы от 17.02.2009 № 12/72, судом отклонен, поскольку нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к оспариваемому Постановлению главы г. Екатеринбурга являются Федеральные законы от 22.07.2008 № 159-ФЗ и от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Признать нормативный правовой акт - Постановление Главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 г. № 521 "Об утверждении перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании " город Екатеринбург" (с изменениями от 08.10.2009 г.) соответствующим нормативного правовому акту Федеральному закону № 209 от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части включения в перечень нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Восточная, 160а, литер А, общей площадью 47,1 кв. м с целевым назначением - конторское, переданное по договору аренды индивидуальному предпринимателю Гехтер Л.А. от 01.05.2005 г. № 59290500.
Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
И.В.ГОРБАШОВА

Судьи
Е.Г.ИТАЛМАСОВА
И.В.ЕВДОКИМОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.08.2010 № Ф09-5777/10-С1 по делу № А60-11589/2010-С5 данное решение отменено. Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2010 по делу № А60-11589/2010-С5
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Главы Екатеринбурга от 04.03.2009 № 521 "Об утверждении Перечня муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "город Екатеринбург".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru