Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2009 г. по делу № А79-13992/2009

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2009 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "АВТОВАЗБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "АВТОВАЗБАНК" в городе Чебоксары,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике,
о признании недействительным решения от 19.10.2009 года,
при участии:
от заявителя - Г. по доверенности № 142 от 08.04.2009 года,
от ответчика - Л. по доверенности от 08.12.2009 года,

установил:

открытое акционерное общество "АВТОВАЗБАНК" в лице филиала открытого акционерного общества "АВТОВАЗБАНК" в городе Чебоксары (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике (далее - Управление) о признании недействительным решения от 19.10.2009 года. Согласно данному решению признана ненадлежащей наружная реклама ОАО "Автовазбанк", распространяемая на остановке "ул. Афанасьева" (Московский пр., г. Чебоксары) с июля того года, в связи с нарушением требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Решено выдать предписание ОАО "Автовазбанк" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В ходе судебного заседания представитель Банка заявленные требования поддержал. Пояснил, что на рекламной конструкции, содержащий слоган "Первый в Поволжье" размещена схема территории Поволжья, что определяет критерий сравнения по территориальному признаку. Банк является первым зарегистрированным банком на территории Поволжья, что подтверждается официальными документами. По мнению Управления, слово "первый" в данном слогане употребляется как "лучший из всех". Однако, данное обстоятельство не соответствует действительности, так как ОАО "Автовазбанк" является первым зарегистрированным коммерческим банком на территории Поволжья.
Представитель ответчика требование не признал. Пояснил, что то обстоятельство, что в рекламе изображена схема территории Поволжья, не позволяет потребителям рекламы сделать вывод о том, что рекламодатель, заявляя о том, что он "первый в Поволжье" имел в виду, что он первый по дате регистрации в Поволжье, а не "лучший "среди банков Поволжья". Данное обстоятельство призвано подчеркнуть значимость Банка ввиду обширности территории, на которой данный Банк обладает превосходством над аналогичными кредитными организациями. Следовательно, факт нарушения законодательства установлен и подтверждается материалами дела.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Автовазбанк" зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области в качестве юридического лица за ОГРН 1026300002200.
Согласно справке о проведении проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе от 23.07.2009 года и служебной записке специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Управления от 02.10.2009 года использование в рекламе ОАО "Автовазбанк" слогана "первый в Поволжье" предполагает, что рекламируемый таким способом банк: предоставляет услуги наилучшего качества по сравнению с другими финансовыми организациями в Поволжье; является самым востребованным с точки зрения качества оказываемых банком услуг со стороны потребителей, проживающих в Поволжье; что ни один другой банк в Поволжье не имеет показателей качества как у ОАО "Автовазбанк", что документально подтверждено (л.д. 71 - 72, 79 - 80).
Определением от 09 октября 2009 года возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 46-Р-2009 в отношении ОАО "Автовазбанк".
Решением от 19.10.2009 года признана ненадлежащей наружная реклама ОАО "Автовазбанк", распространяемая на остановке "ул. Афанасьева" (Московский пр., г. Чебоксары) с июля того года, в связи с нарушением требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Решено выдать предписание ОАО "Автовазбанк" о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно данному решению с июля того года по настоящее время на наружной рекламной конструкции, установленной на остановке "ул. Афанасьева и Московский пр., г. Чебоксары) распространяется текстовая и визуальная информация ОАО "Автовазбанк". Визуальная информация представляет собой изображение карты Поволжья, которое сопровождается текстом "622969 www.avtovazbank.ru Первый в Поволжье Автовазбанк, ОАО, банк АВБ, ул. Композиторов Воробьевых, 5".
Информация, распространяемая ОАО "Автовазбанк" направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться услугами данного банка, привлекает внимание к ОАО "Автовазбанк" и вызывает интерес у неопределенного круга лиц. Таким образом, данная информация соответствует всем класифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
Сообщая в рекламе, что ОАО "Автовазбанк" "Первый в Поволжье" Банк привлекает внимание неопределенного круга лиц потребителей банковских услуг, создавая у них впечатление о неких преимуществах Банка перед другими банками, осуществляющими свою деятельность на данном рынке.
Не согласившись с данным решением, Банк обжаловал его в арбитражный суд.
Проанализировав все обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 5.3.1.1 пункта 5.3.1. статьи 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль в том числе за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Антимонопольный орган, осуществляя государственный контроль в сфере рекламы, действует в пределах полномочий, установленных в статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ).
Следовательно, при принятии оспариваемого Банком решения антимонопольный орган действовал в пределах установленных полномочий.
В пунктах 1 - 4 статьи 3 Федерального закона № 38-ФЗ определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 указанного закона, в которой предусмотрено, что реклама должна быть достоверной. Недостоверная реклама не допускается (часть 1 названной статьи).
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ недостоверной признается в том числе реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (подпункт 20 названной нормы).
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года открытое акционерное общество "Промышленный Коммерческий Автовазбанк" зарегистрировано Банком России 12 апреля 1991 года за № 23.
Согласно списку организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации по состоянию на 07.12.2009 года ОАО "Автовазбанк" зарегистрирован 16.11.198 года по адресу Самарская область, г. Тольятти, ул. Голосовая, д. 26А.
Банк не оспаривает факт употребления слогана "Первый в Поволжье Автовазбанк" в рекламном щите по ул. Афанасьева г. Чебоксары.
Согласно толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой первый - 1) один; 2) первоначальный самый ранний; происходящий, действующий раньше всех. Первое впечатление, Первое время (сначала) Не первой молодости; 3) лучший из всех в каком-нибудь отношении первый сорт. Первый ученик в классе; 4) первое. Жидкое блюдо.
Аналогичные толкования данного слова и даны в толковом словаре Ушакова Д.Н.
Кроме того, в рекламном щите используется карта территории Поволжья.
При таких обстоятельствах, в понимание потребителя слоган "Первый в Поволжье Автовазбанк" не вызывает ассоциации, как лучший из всех зарегистрированных коммерческих банков. Кроме того, слово "первый" используется в слогане как слово числительное, а не прилагательное. Действительно, в Поволжье ОАО "Автовазбанк" один и зарегистрирован среди коммерческих банков один из первых.
Данные обстоятельства подтверждают, и представленные в суд газетные выдержки, где также указано, что Автовазбанк - первый коммерческий банк Поволжья. Основан 16.11.1988 года.
Таким образом, заявление Банка подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с Управления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 19 октября 2009 года по делу № 46-Р-2009 о признании ненадлежащей наружной рекламы ОАО "Автовазбанк", распространяемую на остановке "ул. Афанасьева" (Московский пр. г. Чебоксары) в связи с нарушением требований, определенных пунктами 1, 20 части 3 Федерального закона "О рекламе".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике в пользу открытого акционерного общества "АВТОВАЗБАНК" <...> в счет возмещения оплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение месяца с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.12.2009 по делу № А79-13992/2009
<О признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике о признании ненадлежащей наружной рекламы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru