Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2009 г. по делу № А33-9340/2008

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Е.А. Ивановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" (г. Красноярск)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (г. Красноярск)
об оспаривании постановления от 04.07.2008 № 79-115 по делу об административном правонарушении,
при участии:
представителя заявителя - П.И. Радкевича по доверенности от 10.01.2009,
представителя ответчика - Л.В. Копейкиной по доверенности от 19.01.2009 № 35,
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.А. Ивановой,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" (далее - общество "Ассоциация КП и ТПКК", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Управление) об оспаривании постановления от 04.07.2008 № 79-115 по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 7 августа 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 1 октября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Постановлением от 4 декабря 2008 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 августа 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2008 года отменены.
В судебном заседании представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и пояснении.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество "Ассоциация Китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042402203205, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по производству сельскохозяйственной продукции.
В целях выращивания сельскохозяйственной продукции общество арендует земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район. 500 м северо-западнее д. Терентьево.
Начальником отдела государственного земельного контроля Управления вынесено распоряжение от 18.06.2008 № 14-118 о проведении внеплановой проверки использования земель, расположенных в границах Есаульского сельского Совета Березовского района.
19.06.2008 в 11-00 часов государственным инспектором отдела государственного земельного контроля А.В. Авдеевым и государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами О.И. Закревской, проведена проверка общества на соблюдение нормативно-правовых актов в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, по результатом которой составлен акт № 142-115 о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.
В ходе проверки установлено, что на территории арендованного обществом земельного участка отсутствует склад для хранения пестицидов и агрохимикатов и средства индивидуальной защиты, мешки с удобрениями хранятся без маркировки с нарушенной целостностью (навалом, на деревянных настилах, в помещении временного хранения совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения), не ведется журнал по применению пестицидов и агрохимикатов, обнаружены препараты неизвестного происхождения (возможно производства КНР), не внесенные и не зарегистрированные в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственным инспектором Управления О.И. Закревской составлен протокол об административном правонарушении 01.07.2008 № 73-115. При составлении протокола участвовал представитель общества "Ассоциация КП и ТПКК" юрисконсульт П.И. Радкевич.
04.07.2008 заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 79-115 о признании общества "Ассоциация КП и ТПКК" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив полномочия должностного лица, составившего протокол и вынесшего оспоренное постановление, а также соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, судом инстанции установлено следующее.
Как следует из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, что является гарантией защиты прав и законных интересов такого лица.
В отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если указанное лицо извещено в установленном порядке (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 24 Постановления № 46 от 26.07.2007 "О внесении дополнений в Постановление Пленума ВАС от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, суд установил, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 01.07.2008 № 73-115 законный представитель общества извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о составлении протокола № 55-115 и почтовым уведомлением № 66000023012109 (листы дела 23, 24, 26). Также законным представителем общества было заявлено ходатайство о допуске предпринимателя П.И. Радкевича в качестве защитника при вынесении протокола об административном правонарушении (лист дела 51). Довод заявителя о том, что о составлении протокола законный представитель уведомлен не был, судом исследован и отклонен, как не соответствующий материалам дела.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом, что подтверждается подписью юрисконсульта общества П.И. Радкевича в протоколе об административном правонарушении 01.07.2008 № 73-115 под строкой с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. П.И. Радкевич действует от имени общества на основании доверенности от 30.04.2008 предоставляющей право получать от имени общества необходимые документы.
Протокол об административном правонарушении 01.07.2008 № 73-115 составлен и постановление от 04.07.2008 № 79-115 вынесены уполномоченными должностными лицами на основании следующего.
В соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 23.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Пунктами 2, 9.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства от 13.06.2006 № 171, предусмотрено, что территориальным органом Россельхознадзора является управление Россельхознадзора (далее - Управление), которое создается для осуществления функций по контролю и надзору, в том числе, в сфере защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Приказом Россельхознадзора от 12.04.2005 № 138 утвержден перечень должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым на основании статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах компетенции Россельхознадзора составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены, в том числе, начальники отделов территориальных управлений Россельхознадзора, заместители начальников отделов территориальных управлений Россельхознадзора и другие должностные лица территориальных управлений Россельхознадзора, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции (пункт 2.2).
На основании изложенных норм права, протокол об административном правонарушении 01.07.2008 № 73-115 составлен уполномоченным должностным лицом административного органа - государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами О.И. Закревской.
С учетом положений подпункта 2 части 2 статьи 23.16, подпункта 3 части 2 статьи 23.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества рассмотрено уполномоченным должностным лицом административного органа - заместителем руководителя Управления А.В. Кулешовым.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - закон) хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов.
На основании статьи 22 Закона порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (статья 3 Закона).
Согласно статье 21 Закона ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выдаваемого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
В договорах о купле-продаже и транспортировке пестицидов и агрохимикатов должно быть предусмотрено условие о наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выданного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.8 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" предусматривает, что работа с пестицидами и агрохимикатами осуществляется с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты, указанных в нормативной и технической документации на препарат и тарной этикетке.
На основании пункта 2.18 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" все работы по применению пестицидов и агрохимикатов регистрируются в специальном журнале за подписью руководителя работ и должностных лиц организаций, где проводились работы.
Пунктом 3.1 СанПиН 1.21077-01 установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только на специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям Госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.
В соответствии с пунктом 3.9 СанПиН 1.21077-01 складирование пестицидов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Высота штабеля при хранении препаратов в мешках, металлических барабанах, бочках вместимостью не менее 5 л, картонных и полимерных коробках, ящиках, флягах допускается в три яруса. При использовании стеллажей высота складирования может быть увеличена. Минимальное расстояние между стеной и грузом должно быть не менее 0,8 м, между перекрытием и грузом - 1 м, между светильником и грузом - 0,5 м, расстояние между полом и стеллажом - 0,8 м. Запрещается хранение пестицидов навалом.
Пунктом 3.19 СанПиН 1.21077-01 запрещается использовать помещения складов для хранения продуктов питания, фуража, различных предметов хозяйственного и бытового назначения, а также хранение пестицидов и агрохимикатов в помещениях, не предназначенных для этих целей и под открытым небом.
На основании пункта 3.14 СанПиН 1.21077-01 при хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.
Протоколом об административном правонарушении от 01.07.2008 № 73-115 установлено, что часть агрохимикатов хранится под открытым небом под пленкой на деревянных настилах, часть под навесом, часть в помещении временного хранения совместно с предметами хозяйственного и бытового назначения. Агрохимикаты хранятся навалом. Обнаружено 2 мешка отсыревшего карбамида. Журнал применения пестицидов и агрохимикатов на момент проверки не представлен. Во время проверки производилась обработка препаратом неизвестного происхождения без средств индивидуальной защиты и без специального оборудования. На территории тепличного комплекса обнаружены препараты без государственной регистрации и не включенные в государственный каталог, возможно производства КНР.
Актом проверки от 19.06.2008 № 142-115 установлено следующее: во время проведения внеплановой проверки ООО "Ассоциация КП и ТПКК" 19 июня 2008 года в 11 часов 00 минут, расположенного по адресу: Березовский район, 500 м северо-западнее д. Терентьевка, занимающегося выращиванием овощной продукции в закрытом и открытом грунте (томаты, огурцы, капуста, салат) на площади 40,9 га хранение агрохимикатов "Азофоска", марка № PKC 27-6-6-2, ООО "Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического завода", приблизительно 30 мешков происходит на деревянных настилах под пленкой, и приблизительно 40 мешков под навесом. Также приблизительно 500 кг карбамида хранится под навесом в мягком контейнере разового использования для сыпучих грузов (со слов). В помещении временного хранения совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения приблизительно 50 мешков по 50 кг хранится карбамид марка А без номера государственной регистрации, Кемеровское ОАО "Азот". Также на территории обнаружены 2 мешка с карбамидом (препарат отсыревший), хранятся препараты навалом. Журнал регистрации применения пестицидов на момент проверки не представлен. Со слов главного агронома Крутько Владимира Владимировича журнал находится в г. Красноярске. Были проведены обработки помидоров препаратами "Актилик" и "Фитоферм". Средства индивидуальной защиты отсутствуют. Помещение временного хранения пестицидов и агрохимикатов не обеспечены средствами пожаротушения. На территории обнаружено: два опрыскивателя, несколько бутылок с распылителями. На момент проверки производилась обработка препаратом неизвестного происхождения.
В приложении № 1 к акту № 142-115 установлено, что во время проведения внеплановой проверки ООО "Ассоциация КП и ТПКК" 19 июня 2008 года в 11 часов 00 минут, на территории тепличного комплекса расположенного на площади 40,9 га, расположенного по адресу: Березовский район, 500 м северо-западнее д. Терентьево, проводилась обработка пестицидами без средств индивидуальной защиты.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как оно изложено в акте проверки и протоколе об административном правонарушении, выражается:
- в ненадлежащем хранении агрохимикатов "Азофоска" и карбамида;
- в проведении обработки растений без средств индивидуальной защиты и без специального оборудования;
- в отсутствие журнала регистрации движения пестицидов и агрохимикатов за подписью руководителя работ.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 04.07.2008 № 79-115 является законным и вынесено с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация Китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 04.07.2008 № 79-115 отказать.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Е.А.ИВАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.01.2009 № А33-9340/2008
<В удовлетворении заявления об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.3 КоАП РФ за нарушение правил хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами отказано, так как административным органом доказана виновность заявителя и соблюдена процедура привлечения к ответственности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru