Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край

Документ изменён вышестоящим судом.

Подробнее см. Справку
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 января 2010 г. по делу № 3-02/2010

Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Ускове Д.А.
С участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края - Черных А.В., представителя Законодательного Собрания Красноярского края - Зюзиной Г.В., представителя Губернатора Красноярского края - Куренева Д.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Красноярского края о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзацев 9, 10 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" (в редакции от 18.06.2009 года),

установил:

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзацев 9, 10 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона края от 18.06.2009 года).
Заявленные требования мотивированы тем, что правоотношения урегулированные данными абзацами уже регулируются федеральным законодательством и не нуждаются в регулировании на уровне субъекта Российской Федерации, кроме того, редакция абзаца 9 ст. 5 Закона края не отвечает требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проанализировав оспариваемые положения и нормы федерального законодательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу пунктов "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании частей 1, 8, 8.2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Закон Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений", принят Законодательным Собранием Красноярского края, подписан Губернатором Красноярского края 01.03.2007 года, обнародован в печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 10 (162), 12.03.2007 года, вступил в силу 23.03.2007 года.
Оспариваемые абзацы 9, 10 статьи 5 Закона края введены в действие Законом Красноярского края "О внесении изменения в статью 5 Закона края "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" от 18.06.2009 года, принятым Законодательным Собранием Красноярского края, подписанным Губернатором Красноярского края 02.07.2009 года, обнародованным в печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", № 34 (330), 06.07.2009 года", вступили в силу 17.07.2009 года.
Абзацем 9 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" (в редакции от 18.06.2009 года), к исключительному случаю заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд относится заготовка древесины для проведения рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий в случае, если данные мероприятия не учтены при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений.
Рубки ухода за лесом, санитарно-оздоровительные и противопожарные мероприятия относятся к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов.
В силу части 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
На основании пункта 5 Положения об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 418 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1080), размещение заказа осуществляется одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины. При этом предусматривается осуществление всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ).
В этом случае в извещении о проведении конкурса или аукциона с целью размещения заказа, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
Таким образом, при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений, указанные насаждения продаются в целях заготовок древесины, в том числе и при осуществлении рубок ухода за лесом, санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий, следовательно, такого рода мероприятия, в соответствии с федеральным законодательством, подлежат обязательному учету при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений и заключении соответствующего договора.
В соответствии с формулировкой абзаца 9 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 допускается возможность при размещении государственного и муниципального заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений не в полном объеме учитывать объемы лесных насаждений, подлежащие заготовке при выполнении такого рода деятельности.
Указанное, противоречит принципу определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, возможности единообразного понимания и толкования оспариваемой нормы закона края.
Доводы представителей Законодательного Собрания Красноярского края и Губернатора Красноярского края о том, что абзацем 9 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 предусмотрены случаи, когда договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются в целях предотвращения или ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые не могли быть учтены при размещении заказа на охрану, защиту и воспроизводство лесов с одновременной продажей лесных насаждений, нельзя признать состоятельными, так как данный случай урегулирован абзацем 7 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820, в соответствии с которым к исключительному случаю заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд относится заготовка древесины для предупреждения стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.
Что касается абзаца 10 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820, в соответствии с которым к исключительному случаю заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для обеспечения государственных или муниципальных нужд относится заготовка древесины для использования лесов на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, то по мнению суда, он также противоречит федеральному законодательству.
На основании пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации регулируется использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Такое использование должно производиться в соответствии с требованиями статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, регулирующей особенности строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.
В силу части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, тождественным целям, предусмотренным статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Таким образом, заготовка древесины на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации возможна только в виде такой вырубки.
На основании частей 2, 3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 604, при использовании юридическими и физическими лицами лесов для целей, указанных в пункте 1 настоящих Правил (статьи 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации), правилами санитарной безопасности в лесах и правилами пожарной безопасности в лесах.
Таким образом, все случаи заготовки древесины при использовании лесов, расположенных на лесных участках, предоставленных в аренду в соответствии со статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, учтены федеральным законодательством, в связи с чем, субъект Российской Федерации не вправе вводить собственное правовое регулирование по данному вопросу, относя указанные случаи заготовки древесины к исключительным и, допуская заготовку древесины на таких участках еще и на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу суд считает необходимым признать оспариваемые абзацы 9, 10 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" (в редакции от 18.06.2009 года) недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку заинтересованными лицами по делу предоставлены сведения о применении абзаца 9 статьи 5 Закона края при заключении договора купли-продажи лесных насаждений до обращения прокурора в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Законодательного Собрания Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Красноярского края удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу абзацы 9, 10 ст. 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 года № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" (в редакции Закона края от 18.06.2009 года).
Резолютивную часть решения суда опубликовать в газете "Наш Красноярский край" в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Законодательного Собрания Красноярского края государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы /кассационного представления/ через Красноярский краевой суд.

Председательствующий
И.Н. ЗИНЧЕНКО




Официальная публикация в СМИ:
"Наш Красноярский край", № 41, 18.06.2010

Определением Верховного Суда РФ от 12.05.2010 № 53-Г10-6 данное решение отменено в части признания недействующим абзаца 9 статьи 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820. В остальной части решение оставлено без изменения.

Решение Красноярского краевого суда от 25.01.2010 № 3-02/2010
"О признании недействующими абзацев 9, 10 статьи 5 Закона Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 (в ред. от 18.06.2009) "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений"


Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru