Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2010 г. по делу № 2-682/2010

Заместитель председателя Новосибирского гарнизонного военного суда подполковник юстиции Тарабакин А.В., с участием представителя заявителя И., представителей коллегиального органа - врио председателя жилищной комиссии Шиловского гарнизона и начальника Шиловского гарнизона М., Ж., при секретаре Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего в распоряжении командира войсковой части 00000 старшего прапорщика К., об оспаривании действий жилищной комиссии Шиловского гарнизона, связанных с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства (протокол № 16 от 16 сентября 2010 года), а также действий начальника того же гарнизона, связанных с утверждением указанного протокола,

установил:

И., в интересах К., обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать неправомерными действия жилищной комиссии Шиловского гарнизона, связанные с отказом в постановке К. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, а также действия начальника Шиловского гарнизона, связанные с утверждением указанного решения жилищной комиссии гарнизона, а также обязать начальника гарнизона и жилищную комиссию отменить решение № 16 от 16 сентября 2010 года, рассмотрев вопрос о постановке К. на упомянутый учет.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что заявителю в 2002 году была выделена двухкомнатная квартира в селе Ярково Новосибирской области на семью в составе 3 человека. В связи с предстоящим увольнением с военной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями заявителем был подан рапорт о внесении его в списки нуждающихся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства - в городе Новосибирске. Решением жилищной комиссии от 16 сентября 2010 года в постановке на учет ему было отказано в связи с обеспеченностью жилым помещением по установленным нормам по месту службы. Данное решение, по мнению представителя заявителя, является незаконным, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" К. имеет право на получение жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, каковым является город Новосибирск.
Представитель начальника Шиловского гарнизона Ж. требования заявителя не признал и пояснил, что в ст. 51 Жилищного кодекса РФ дан исчерпывающий перечень основания для принятия граждан на учет нуждающихся в получении жилых помещений. К. обеспечен жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы, а, следовательно, не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. По мнению представителя должностного лица, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" противоречит ЖК РФ, и в силу ст. 4 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" применению не подлежит.
Согласно позиции представителя должностного лица Постановлением Правительства РФ № 153 определен порядок обеспечения жилыми помещениями увольняемых с военной службы при перемене места жительства только путем реализации государственных жилищных сертификатов и иной порядок обеспечения жилым помещением указанной категории военнослужащих в настоящее время не определен. В связи с изложенным представитель должностного лица просил в удовлетворении требования заявителя отказать.
Представитель коллегиального органа и начальника Шиловского гарнизона М. поддержала пояснения Ж.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Справкой войсковой части 00000 подтверждается, что старший прапорщик К. находится в распоряжении командира войсковой части 00000, подлежит увольнению с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и документы в отношении заявителя на увольнение направлены установленным порядком 14 сентября 2010 года.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Шиловского гарнизона № 16 от 16 сентября 2010 года старшему прапорщику К. отказано в постановке его на учет нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением его жильем по установленным нормам.
По утверждению представителя жилищной комиссии данное решение было утверждено начальником Шиловского гарнизона.
Обстоятельство предоставления К. исчерпывающего перечня документов, необходимых для постановки его на учет, сторонами не оспаривалось.
Как видно из ордера № 152 от 10 февраля 2002 года К. на семью из трех человек предоставлена квартира <...>.
Согласно выпискам из лицевого счета и домовой книги, К. и члены его семьи проживают в квартире <...>, общая площадь которой составляет 45 квадратных метров.
По сообщению врио начальника ГУ "Новосибирская КЭЧ" квартира <...>, имеет статус жилья по социальному найму.
В соответствии со справками ОГУП "Техцентр НСО" от 16 июля 2010 года и сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области от 12 июля 2010 года, у заявителя и членов его семьи отсутствует объекты недвижимости в Новосибирском районе Новосибирской области и сведения о регистрации прав на объекты недвижимости в городе Новосибирске, Новосибирском и Колыванском районах Новосибирской области.
Оценивая законность и обоснованность принятого коллегиальным органом решения, а также действия должностного лица, военный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 ст. 15 этого же Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, в т.ч. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
На основании абзаца 4 пункта 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и Инструкцией.
Согласно п. 26 указанной Инструкции, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.
Анализируя вышеприведенные нормы, военный суд считает установленным, что согласно действующему законодательству военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы. На командование возлагается обязанность по обеспечению данной категории военнослужащих жилыми помещениями до их увольнения с военной службы, а в указанных выше Правилах урегулирован как порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в помещении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, так и порядок предоставления им жилья. Данная правовая позиция была отражена и в Определении Конституционного Суда РФ № 783-О-О от 28 мая 2009 года.
Таким образом, суд находит решение жилищной комиссии Шиловского гарнизона от 16 сентября 2010 года, согласно которому К. отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения в избранном после увольнения постоянном месте жительства, а также действия начальника того же гарнизона, связанные с утверждением указанного решения, не соответствующими закону и нарушающими право заявителя на обеспечение жильем после увольнения с военной службы.
Для восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым обязать начальника Шиловского гарнизона и жилищную комиссию отменить решение от 16 сентября 2010 года (протокол № 16) в отношении заявителя и рассмотреть вопрос о включении К. в упомянутые выше списки в установленном порядке.
Довод представителя должностного лица, касающийся невозможности постановки заявителя на упомянутый выше учет в связи с отсутствием основания в статье 51 Жилищного кодекса РФ и применением положений ст. 4 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ", суд отвергает, поскольку в силу положений действующего жилищного законодательства постановка военнослужащего на учет осуществляется именно жилищными комиссиями по месту службы и по основаниям, предусмотренным не только ЖК, но и Федеральным законом "О статусе военнослужащих", который в указанной части, вопреки мнению представителя должностного лица, не противоречит ЖК РФ.
Право же военнослужащего на обеспечение его жилым помещением путем реализации государственного жилищного сертификата, является лишь одним из видов реализации его прав на жилище, наряду с получением жилого помещения, и т.п., в связи с чем суд отвергает соответствующий довод представителя должностного лица.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины, оплаченной заявителем, суд полагает необходимым возложить на должностное лицо.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

Заявление К. признать обоснованным.
Решение жилищной комиссии Шиловского гарнизона от 16 сентября 2010 года (протокол № 16), связанное с отказом в постановке К. на учет для получения жилого помещения по избранному месту жительства и действия начальника того же гарнизона, связанные с утверждением данного решения, признать неправомерными и обязать должностное лицо и коллегиальный орган отменить указанное решение и рассмотреть вопрос о постановке К. на соответствующий учет в установленном порядке.
Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины, возложить на сторону должностного лица, взыскав с войсковой части 00000 в пользу К. 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня составления решения в окончательной форме.

Заместитель председателя военного суда
подполковник юстиции
А.В.ТАРАБАКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 06.10.2010 № 2-682/2010
Военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы и желающий изменить место своего жительства, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с постановкой на учет в воинской части по последнему месту службы.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru