Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. по делу № А79-2635/2010

Резолютивная часть решения была объявлена 07 июня 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2010 года.

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-ПОВОЛЖЬЕ", г. Нижний Новгород,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании недействительным решения от 16.11.2009 по делу № 47-Р-2009,
при участии:
от заявителя - Г. по доверенности от 13.03.2001 № 57,
от антимонопольного органа - Л. по доверенности от 07.05.2010 № 05-07/2048,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-ПОВОЛЖЬЕ" (далее - ООО "КОПЕЙКА-ПОВОЛЖЬЕ", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС по ЧР, Управление) от 16.11.2009 по делу № 47-Р-2009.
Заявитель указал, что оспариваемым решением Управление признало ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, распространенной в универсамах "Копейка", расположенных в г. Чебоксары по следующим адресам: ул. П.Лумумбы, д. 6, ул. Ярмарочная, д. 1/25, в связи с нарушением требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Заявитель считает необоснованным вывод Управления о том, что рекламный плакат "Снова вместе, снова в школу!", содержащий рекламу водки "Домашняя" наряду с рекламой школьных принадлежностей, обращает внимание детей школьного возраста на рекламу алкогольной продукции.
Заявитель считает, что "обращение" к конкретному лицу, группе лиц, социальной или возрастной группе, с каким либо призывом, речью, требованием, указанием, предложением или просьбой должно в себе содержать слово или группу слов, которыми называют того, к кому адресованы такие призыв, речь, требование, указание, предложение или просьба.
По мнению заявителя, такое толкование слова "обращение" позволяет сделать вывод, что действующим законодательством запрещена такая реклама алкогольной продукции, которая адресована, направлена, или использует в себе наименование несовершеннолетних или группы несовершеннолетних лиц (например, школьники, учащиеся, молодежь и т.д.). Пункт 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" запрещает рекламу алкогольной продукции, которая не просто обращает на себя внимание несовершеннолетних, но обязательно непосредственно направлена именно к несовершеннолетним.
При проведении стимулирующей акции "Снова вместе, снова в школу" распространялась реклама в виде рекламных плакатов и ценников на товарах, участвующих в акции с применением рекламного слогана "Снова вместе, снова в школу".
Направленность этой акции заключалась в привлечении внимания неограниченного круга лиц к покупке товара в сети магазинов "Копейка". В частности, одной из целей данной акции было привлечение внимания потенциальных покупателей к ряду товаров, пользующихся повышенным спросом среди покупателей в период конца лета - начала осени: рюкзак школьный, фломастеры, тетради.
Весь остальной товар рекламировался как возможный к приобретению по сниженным ценам в тот же календарный период, но не имеющий отношения к приближающемуся учебному году, а именно: порошок стиральный, консервы - печень трески, говядина и свинина в желе, колбасные изделия - сосиски молочные, и.т.д.
Аналогичные стимулирующие акции регулярно проводятся в сети магазинов "Копейка", в том числе к наступлению нового календарного года, международному женскому дню, и другим праздникам.
В качестве основания для возбуждения дела № 47-Р-2009 Управлением в определении от 02.10.09 указаны Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.21940-05, в котором дано определение детей школьного возраста. Заявитель считает, что данное обстоятельство не имеет отношения к рекламной акции "Снова вместе, снова в школу", поскольку в последней не содержится никаких указаний на обращение к "школьникам", "детям школьного возраста" или иным лицам, подпадающим под категорию несовершеннолетних.
Кроме того, вышеуказанный рекламный слоган вообще не содержит каких либо указаний на категорию лиц, к которым он обращен. По мнению заявителя, данный рекламный слоган обращен к неограниченному кругу лиц, когда либо обучавшихся в школе, то есть практически ко всем потенциальным покупателям.
В судебном заседании представитель Общества заявление поддержал.
Представитель Управления заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В августе - сентябре 2009 года ООО "КОПЕЙКА-ПОВОЛЖЬЕ" в двух магазинах, расположенных в г. Чебоксары, распространяло рекламу реализуемых товаров.
Реклама размещалась на плакатах со слоганом "Снова вместе, снова в школу!" в виде изображений рекламируемых товаров с указанием их цен, действовавших ранее (более высоких) и действующих в период проведения акции с 20.08.2009 по 02.09.2009 (сниженных).
В числе прочих товаров Обществом рекламировалась водка "Домашняя".
В оформлении верхней части рекламного плаката использован фрагмент тетрадного листа в клетку в качестве фона для надписи "Снова вместе, снова в школу!", там же имеется изображение кленовых листьев желтого цвета.
Кроме того, на прилавках с алкогольной продукцией ценники водки "Домашняя" выделены желтым цветом, и на них имеется надпись "Снова вместе, снова в школу!".
Управление пришло к выводу, что данная реклама обращает внимание несовершеннолетних к алкогольной продукции.
Решением от 30.11.2009 по делу № 47-Р-2009 УФАС по ЧР признало ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (водки "Домашняя"), распространенной в универсамах "Копейка" в г. Чебоксары.
Не согласившись с принятым решением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна обращаться к несовершеннолетним.
Суд полагает, что изложенные в оспариваемом решении выводы Управления обоснованны.
Дееспособность предполагает определенный уровень развития гражданина, его способность понимать значение своих действий, предвидеть их последствия. Поэтому государство, защищая несовершеннолетних, чья психика находится в стадии формирования и подвержена разного рода обещаниям, запрещает рекламодателям обращаться к несовершеннолетним при рекламе алкогольной, табачной продукции.
С этой же целью Закон о рекламе запрещает не только обращаться к несовершеннолетним при рекламе алкогольной продукции, но и использовать образы несовершеннолетних; говорить о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека; рекламировать алкогольную продукцию в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, на всех видах транспортных средств общего пользования (части 1 и 2 статьи 21 Закона о рекламе).
То есть положения Закона направлены на ограждение несовершеннолетних от рекламы алкогольной продукции.
Использование при оформлении рекламного плаката слогана "Снова вместе, снова в школу!", листа в клетку в качестве фона для слогана и изображение кленовых листьев желтого цвета, время действия рекламной акции - с 20.08.2009 по 02.09.2009, в совокупности позволяет сделать вывод о том, что реклама изображенной на плакате продукции в значительной степени обращена к несовершеннолетним - учащимся школ, возвращающихся после летних каникул.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что часть изображенных на плакате товаров в основном предназначена для детей (сырок глазированный, готовый завтрак "Несквик", батончик "Несквик"), а часть - непосредственно связана с учебой в школе - тетрадь, набор фломастеров, школьный рюкзак.
Поскольку на плакате в числе прочих товаров рекламируется крепкая алкогольная продукция, Обществом допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
Довод Общества о том, что нарушением следует считать только непосредственное обращение к несовершеннолетним при рекламе алкогольной продукции, несостоятелен, так как основан на неправильном толковании пункта 5 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
Суд отмечает, что обращение к какой-либо возрастной группе может быть явно выражено в рекламе, а может подразумеваться, выражаться без прямого указания на возраст целевой аудитории.
В рассматриваемом случае оформление рекламного плаката позволяет сделать вывод о том, что Общество в первую очередь обращается к определенной аудитории - школьникам, то есть к несовершеннолетним. Выбранное Обществом оформление плаката в значительной степени обращает внимание несовершеннолетних на рекламируемую продукцию, в том числе водку "Домашняя".
Кроме того, ценник водки "Домашняя" изготовлен на желтой бумаге, выделятся среди остальных, и на нем указано: "Снова вместе, снова в школу!", что подразумевает обращение к определенной возрастной группе и способствует возникновению интереса к алкогольной продукции у несовершеннолетних.
Закон о рекламе всячески ограничивает рекламу алкогольной продукции, вводя многочисленные запреты, особенно в отношении несовершеннолетних. Изображение бутылки водки на плакате со слоганом "Снова вместе, снова в школу!" привлекает внимание несовершеннолетних к алкогольной продукции, что недопустимо.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "КОПЕЙКА-ПОВОЛЖЬЕ" отказать.
На решение суда в течение месяца с момента его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.06.2010 по делу № А79-2635/2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании ненадлежащей рекламу алкогольной продукции, в связи с нарушением требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru