Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


Вопрос-Ответ. Управление ФНС РФ по Санкт-Петербургу

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

На вопросы отвечает
государственный налоговый инспектор
отдела госрегулируемых видов деятельности
Управления ФНС России по Санкт-Петербургу
Сидненко Юлия Александровна

Вопрос: Оказывая услуги населению по копированию, сканированию документов, а также фотографированию, возможно ли отказаться от применения контрольно-кассовой техники (ККТ) и выдавать клиенту документ по требованию (товарный чек)?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее - ОКУН).
При оказании населению фотоуслуг и услуг по снятию копий организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности.
Оказание услуг по сканированию в соответствии с ОКУН не является объектом классификации услуг населению, поэтому, оказывая услуги по сканированию, организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение от 06.05.2008). В п. 3 Положения от 06.05.2008 перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать документ строгой отчетности.
Согласно п. 4 Положения от 06.05.2008 бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Информационным письмом Минфина России от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков отчетности" разъяснено, что организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения от 06.05.2008, если иное не предусмотрено п. 5 и п. 6 указанного Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Вопрос: Может ли организация использовать чекопечатающую машину (ЧПМ) для формирования документа, подтверждающего оплату товара (работы, услуги), и выдавать его покупателям по требованию?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с п. 2.1 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и(или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит запрета на использование автоматической системы печати при выдаче документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Однако обращаем внимание, что вышеуказанный документ должен иметь в том числе личную подпись лица, его выдавшего.
Пользователь ЧПМ может запрограммировать ее таким образом, чтобы выдаваемый покупателю документ содержал все необходимые сведения, установленные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

Вопрос: Каков порядок применения ККТ при оказании услуг населению?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 (далее - Постановление № 359) утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение от 06.05.2008). В п. 3 Положения от 06.05.2008 перечислены обязательные реквизиты, которые должен содержать документ строгой отчетности.
Согласно п. 4 Положения от 06.05.2008 бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Информационным письмом Минфина России от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков отчетности" разъяснено, что организации или индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения от 06.05.2008, если иное не предусмотрено п. 5 и 6 указанного Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, определяется ОКУН.
На основании изложенного при оказании услуг населению, являющихся объектами классификации ОКУН, организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ или документы строгой отчетности. При оказании услуг населению, не являющихся объектами классификации ОКУН, организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.

Вопрос: Правомерны ли действия налоговых органов по привлечению организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД, к административной ответственности по ч. 2. ст. 14.5 КоАП за отсутствие на выданном покупателю документе, подтверждающем оплату, хотя бы одного из обязательных реквизитов (например, расшифровки подписи лица, выдавшего документ)?

Ответ: В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и(или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Выданный по требованию покупателя документ, не содержащий вышеперечисленных обязательных реквизитов, не может являться документом, подтверждающим прием денежных средств за соответствующий товар, и это должно быть приравнено к отказу в выдаче такого платежного документа.
Действия налоговых органов по привлечению организаций и индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД к административной ответственности по ч. 2. ст. 14.5 КоАП за отсутствие на выданном покупателю документе, подтверждающем оплату, хотя бы одного из обязательных реквизитов правомерны.

Вопрос: Необходимо ли использование ККТ при осуществлении торговли посредством сети Интернет?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
На основании изложенного в случае, если наличные денежные средства высылаются по месту нахождения продавца или в момент получения товара передаются курьеру, а также в случае оплаты товара посредством платежной карты, необходимо применять контрольно-кассовую технику. В случаях, когда расчеты за товары (услуги) осуществляются путем безналичного расчета (за исключением расчетов с помощью платежных карт), применение контрольно-кассовой техники действующим законодательством не предусмотрено.




Официальная публикация в СМИ:
"Налоги", № 21, ноябрь 2010 года


Вопрос-Ответ. "О применении контрольно-кассовой техники"
("Налоги", № 21, ноябрь 2010 года)

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru