Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. по делу № 257

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в составе:
председатель Комиссии:
Исаев В.П. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;
члены Комиссии:
Стеблев А.Г. - заместитель председателя НБ Республики Мордовия Банка России;
Колосков А.Ю. - начальник Управления по работе с кредитными организациями НБ Республики Мордовия Банка России;
Рустина Л.А. - заведующий юридическим сектором НБ Республики Мордовия Банка России;
Шавензов В.П. - начальник отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;
Морозов СБ. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,
в присутствии:
Е. - представителя Банк "Возрождение" (ОАО) по доверенности <...>,
В. - представителя Банка "Возрождение" (ОАО) по доверенности <...>;
Р. - представителя ЗАО "МАКС" по доверенности <...>,
рассмотрев дело № 257 по признакам нарушения Банком "Возрождение" (ОАО) (<...>) и ЗАО "МАКС" (<...>) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),

установила:

Основанием для возбуждения дела № 257 послужили материалы контрольного мероприятия по проверке Банк "Возрождение" (ОАО) в лице его Саранского филиала на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при оказании финансовых услуг в сферах ипотечного и автокредитования, взаимодействии с финансовыми организациями, а также с органами власти и другими юридическими лицами.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление), в соответствии с частью 3.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, направило материалы проверки (акт по результатам контрольного мероприятия и ряд Договоров о сотрудничестве) в Федеральную антимонопольную службу для рассмотрения, так как выявленные Договоры о сотрудничестве действуют на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев материалы проверки, на основании пункта 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации и пункта 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, передала полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Управлению.
В ходе проведения контрольного мероприятия, на основании запроса Управления от 06.08.2009 № 735, Банк "Возрождение" (ОАО) (далее - Банк), письмом от 21.08.2009 № 3306/15426 представил, в частности, Договор о сотрудничестве от 22.09.2006 № 401 (далее - Договор), заключенный Банком с ЗАО "МАКС" (далее - Страховщик). Этот Договор является действующим.
Предметом Договора является оказание Банком услуг по информированию физических лиц - Заемщиков Банка при осуществлении их кредитования об условиях предоставления Страховщиком услуг по страхованию рисков с целью обеспечения гарантий возмещения убытков, влияющих на платежеспособность Заемщиков. Пунктом 1.2.2 Договора определено, что Страховщик оказывает клиентам Банка страховые услуги по видам страхования, указанным в Приложении № 1 к настоящему Договору. В соответствии с пунктом 2.1 Договора Банк обеспечивает возможность ознакомления Заемщика со страховыми услугами и базовыми тарифными ставками Страховщика, перечисленными в Приложении № 1 к данному Договору, с требованиями к страхователю, а также прочими информационными материалами Страховщика.
Условиями пункта 8.5 Договора определено, что приложение № 1 является его неотъемлемой частью.
Приложением № 1 к Договору утверждены базовые тарифные ставки страховой премии по договорам страхования, т.е. утвержден минимальный и максимальный годовой тариф по следующим видам страхования: КАСКО - от 6% до 14%; страхование жизни и утраты трудоспособности - от 0,35% до 5%; страхование недвижимого имущества - от 0,12% до 0,5%; страхование риска потери права собственности - от 0,18% до 2,5%; комплексное страхование - от 0,65% до 8%.
На основании определения о назначении дела № 257 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.11.2009 № 311 у Банка и Страховщика были запрошены письменные объяснения по поводу установления вышеуказанных тарифных ставок.
Банк в своем объяснении от 01.12.2009 № 5101-03/23239 сообщает, что в приложении № 1 к Договору указаны минимальные и максимальные значения базовых тарифных ставок страховой премии по видам страхования, которые носят исключительно информационный характер и не обязывают страховую компанию оказывать заемщикам Банка услуги по страхованию в соответствии с указанными тарифами. В Договоре отсутствуют условия, вменяющие в обязанность страховщика взимать с заемщиков страховую премию строго в соответствии с тарифами, указанными в Приложении № 1.
Банк отмечает, что на практике страховщик взимал с заемщиков страховую премию согласно утвержденным им тарифам, независимо от тарифов, указанных в Приложении № 1 к Договору, что подтверждается фактами заключения договоров страхования по тарифам значительно ниже, чем это предусмотрено Приложением № 1 к Договору.
Вместе с тем, Банк:
- сообщает, что сторонами Договора в настоящее время осуществлены меры по приведению соглашения со Страховщиком в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, путем заключения дополнительного соглашения № 1 от 30.11.2009 к Договору, которым, в частности, предусмотрено исключение из текста Договора и приложений к нему указаний на страховые тарифы Страховщика;
- просит на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства ввиду неприменения сторонами на практике тарифов страхования и добровольного устранения нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции".
ЗАО "МАКС" в своем объяснении от 02.12.2009 № А-20-08/20132 поясняет, что указанные в Приложении № 1 к Договору базовые тарифные ставки страховой премии не являются фиксированными и заключенным Договором не предусмотрено предоставление страховых услуг, приводящих к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
На заседании Комиссии представитель Банка - Е., подтвердила доводы Банка, изложенные в письменных объяснениях, новых аргументов в защиту своей позиции по данному делу не привела.
Представитель Страховщика - Р., придерживается позиции изложенной в представленном объяснении, новых аргументов в защиту своей позиции по данному делу не привела. Также представитель ссылается на нормы Закона от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" касающиеся организации страхового дела, лицензирования, применения тарифов и контроля за страховой деятельностью.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения представителей ответчиков, считает, что сам факт наличия Приложения № 1 к Договору, содержащего согласованные минимальные и максимальные тарифы на страховые услуги, может ограничивать право Страховщика на самостоятельное определение своей тарифной политики, что приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" установлен безусловный запрет на заключение между хозяйствующими субъектами соглашений, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона. Данное обстоятельство также подтверждено Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". В этом документе даны разъяснения по применению арбитражными судами статьи 11 Закона "О защите конкуренции", согласно которому при возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что заключение Договора, которым согласованы минимальные и максимальные страховые тарифы, которые могут применяться при осуществлении страхования, приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Представители ответчиков по делу пояснили, что сторонами Договора осуществлены меры по приведению его в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а именно:
- заключено дополнительное соглашение № 1 от 30.11.2009 к Договору, которым, в частности, предусмотрено исключение из текста Договора и приложений к нему указаний на страховые тарифы;
- все условия Договора приведены в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ № 386 от 30.04.2009 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями";
- разработаны и размещены на официальном сайте Банка перечни требований к страховым организациям и условиям предоставления страховых услуг.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Банку "Возрождение" и ЗАО "МАКС" предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать Банк "Возрождение" (ОАО) (<...>) и ЗАО "МАКС" (<...>), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения Договора о сотрудничестве от 22 сентября 2006 года № 401, который приводит (может привести) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Банком "Возрождение" (ОАО) (<...>) и ЗАО "МАКС" (<...>) нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме: 18 декабря 2009 года.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона "О защите конкуренции" велась аудиозапись заседания.
В соответствии со статьей 52 Закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
В.П.ИСАЕВ

Члены Комиссии
А.Г.СТЕБЛЕВ
А.Ю.КОЛОСКОВ
Л.А.РУСТИНА
В.П.ШАВЕНЗОВ
С.Б.МОРОЗОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Мордовского УФАС России от 09.12.2009 по делу № 257
<О нарушении запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов в части установления тарифов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru