УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. по делу № 257
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в составе:
председатель Комиссии:
Исаев В.П. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;
члены Комиссии:
Стеблев А.Г. - заместитель председателя НБ Республики Мордовия Банка России;
Колосков А.Ю. - начальник Управления по работе с кредитными организациями НБ Республики Мордовия Банка России;
Рустина Л.А. - заведующий юридическим сектором НБ Республики Мордовия Банка России;
Шавензов В.П. - начальник отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия;
Морозов СБ. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,
в присутствии:
Е. - представителя Банк "Возрождение" (ОАО) по доверенности <...>,
В. - представителя Банка "Возрождение" (ОАО) по доверенности <...>;
Р. - представителя ЗАО "МАКС" по доверенности <...>,
рассмотрев дело № 257 по признакам нарушения Банком "Возрождение" (ОАО) (<...>) и ЗАО "МАКС" (<...>) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
установила:
Основанием для возбуждения дела № 257 послужили материалы контрольного мероприятия по проверке Банк "Возрождение" (ОАО) в лице его Саранского филиала на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства при оказании финансовых услуг в сферах ипотечного и автокредитования, взаимодействии с финансовыми организациями, а также с органами власти и другими юридическими лицами.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление), в соответствии с частью 3.6 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, направило материалы проверки (акт по результатам контрольного мероприятия и ряд Договоров о сотрудничестве) в Федеральную антимонопольную службу для рассмотрения, так как выявленные Договоры о сотрудничестве действуют на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев материалы проверки, на основании пункта 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации и пункта 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, передала полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Управлению.
В ходе проведения контрольного мероприятия, на основании запроса Управления от 06.08.2009 № 735, Банк "Возрождение" (ОАО) (далее - Банк), письмом от 21.08.2009 № 3306/15426 представил, в частности, Договор о сотрудничестве от 22.09.2006 № 401 (далее - Договор), заключенный Банком с ЗАО "МАКС" (далее - Страховщик). Этот Договор является действующим.
Предметом Договора является оказание Банком услуг по информированию физических лиц - Заемщиков Банка при осуществлении их кредитования об условиях предоставления Страховщиком услуг по страхованию рисков с целью обеспечения гарантий возмещения убытков, влияющих на платежеспособность Заемщиков. Пунктом 1.2.2 Договора определено, что Страховщик оказывает клиентам Банка страховые услуги по видам страхования, указанным в Приложении № 1 к настоящему Договору. В соответствии с пунктом 2.1 Договора Банк обеспечивает возможность ознакомления Заемщика со страховыми услугами и базовыми тарифными ставками Страховщика, перечисленными в Приложении № 1 к данному Договору, с требованиями к страхователю, а также прочими информационными материалами Страховщика.
Условиями пункта 8.5 Договора определено, что приложение № 1 является его неотъемлемой частью.
Приложением № 1 к Договору утверждены базовые тарифные ставки страховой премии по договорам страхования, т.е. утвержден минимальный и максимальный годовой тариф по следующим видам страхования: КАСКО - от 6% до 14%; страхование жизни и утраты трудоспособности - от 0,35% до 5%; страхование недвижимого имущества - от 0,12% до 0,5%; страхование риска потери права собственности - от 0,18% до 2,5%; комплексное страхование - от 0,65% до 8%.
На основании определения о назначении дела № 257 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.11.2009 № 311 у Банка и Страховщика были запрошены письменные объяснения по поводу установления вышеуказанных тарифных ставок.
Банк в своем объяснении от 01.12.2009 № 5101-03/23239 сообщает, что в приложении № 1 к Договору указаны минимальные и максимальные значения базовых тарифных ставок страховой премии по видам страхования, которые носят исключительно информационный характер и не обязывают страховую компанию оказывать заемщикам Банка услуги по страхованию в соответствии с указанными тарифами. В Договоре отсутствуют условия, вменяющие в обязанность страховщика взимать с заемщиков страховую премию строго в соответствии с тарифами, указанными в Приложении № 1.
Банк отмечает, что на практике страховщик взимал с заемщиков страховую премию согласно утвержденным им тарифам, независимо от тарифов, указанных в Приложении № 1 к Договору, что подтверждается фактами заключения договоров страхования по тарифам значительно ниже, чем это предусмотрено Приложением № 1 к Договору.
Вместе с тем, Банк:
- сообщает, что сторонами Договора в настоящее время осуществлены меры по приведению соглашения со Страховщиком в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, путем заключения дополнительного соглашения № 1 от 30.11.2009 к Договору, которым, в частности, предусмотрено исключение из текста Договора и приложений к нему указаний на страховые тарифы Страховщика;
- просит на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства ввиду неприменения сторонами на практике тарифов страхования и добровольного устранения нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции".
ЗАО "МАКС" в своем объяснении от 02.12.2009 № А-20-08/20132 поясняет, что указанные в Приложении № 1 к Договору базовые тарифные ставки страховой премии не являются фиксированными и заключенным Договором не предусмотрено предоставление страховых услуг, приводящих к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
На заседании Комиссии представитель Банка - Е., подтвердила доводы Банка, изложенные в письменных объяснениях, новых аргументов в защиту своей позиции по данному делу не привела.
Представитель Страховщика - Р., придерживается позиции изложенной в представленном объяснении, новых аргументов в защиту своей позиции по данному делу не привела. Также представитель ссылается на нормы Закона от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" касающиеся организации страхового дела, лицензирования, применения тарифов и контроля за страховой деятельностью.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав объяснения представителей ответчиков, считает, что сам факт наличия Приложения № 1 к Договору, содержащего согласованные минимальные и максимальные тарифы на страховые услуги, может ограничивать право Страховщика на самостоятельное определение своей тарифной политики, что приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" установлен безусловный запрет на заключение между хозяйствующими субъектами соглашений, которые приводят или могут привести к последствиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 11 вышеуказанного Закона. Данное обстоятельство также подтверждено Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства". В этом документе даны разъяснения по применению арбитражными судами статьи 11 Закона "О защите конкуренции", согласно которому при возбуждении и рассмотрении дела по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции" не требуется устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а также устанавливать признаки ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что заключение Договора, которым согласованы минимальные и максимальные страховые тарифы, которые могут применяться при осуществлении страхования, приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Представители ответчиков по делу пояснили, что сторонами Договора осуществлены меры по приведению его в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а именно:
- заключено дополнительное соглашение № 1 от 30.11.2009 к Договору, которым, в частности, предусмотрено исключение из текста Договора и приложений к нему указаний на страховые тарифы;
- все условия Договора приведены в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ № 386 от 30.04.2009 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями";
- разработаны и размещены на официальном сайте Банка перечни требований к страховым организациям и условиям предоставления страховых услуг.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи Банку "Возрождение" и ЗАО "МАКС" предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать Банк "Возрождение" (ОАО) (<...>) и ЗАО "МАКС" (<...>), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения Договора о сотрудничестве от 22 сентября 2006 года № 401, который приводит (может привести) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением Банком "Возрождение" (ОАО) (<...>) и ЗАО "МАКС" (<...>) нарушения антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме: 18 декабря 2009 года.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона "О защите конкуренции" велась аудиозапись заседания.
В соответствии со статьей 52 Закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
В.П.ИСАЕВ
Члены Комиссии
А.Г.СТЕБЛЕВ
А.Ю.КОЛОСКОВ
Л.А.РУСТИНА
В.П.ШАВЕНЗОВ
С.Б.МОРОЗОВ