Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу № А47-10866/2009

Резолютивная часть объявлена 7 апреля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Т.В., при ведении протокола секретарем Габайдуллиной С.А., рассмотрев в открытом судебном дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Газ и Нефть Транс" от 13.11.2009 г. о признании недействительным Решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" от 08.09.2009 г. № 1631,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г. - представителя (доверенность от 02.11.2009 г., действительна один год), Х. - представителя (доверенность от 13.01.2010 г., действительна один год);
от налогового органа: Н. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела (доверенность № 05-16/16625 от 18.05.2009 г., действительна до 31.03.2011 г.), П. - начальника юридического отдела (доверенность № 05-16/12916 от 15.04.2009 г., действительна до 31.03.2011 г.),
с объявлением перерыва в судебном заседании с 31.03.2010 г. по 07.04.2010 г., на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

установил:

закрытое акционерное общество "Газ и Нефть Транс" (далее по тексту заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО "Газ и Нефть Транс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области (далее по тексту ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" от 08.09.2009 г. № 1631, которым заявителю отказано в возврате налога на добавленную стоимость, в связи с отсутствием переплаты по указанному налогу.
В судебном заседании представитель ЗАО "Газ и Нефть Транс" доводы, изложенные в своем заявлении, с учетом дополнения к заявлению от 14.01.2010 г., поддержал.
Представители инспекции требования отклонили по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях к нему.
Права и обязанности сторонам разъяснены.
Отводов судье, секретарю судебного заседания не поступило.
Имеющиеся по делу доказательства суд считает достаточными для разрешения спора по существу.
В ходе рассмотрения заявления в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
ЗАО "Газ и Нефть Транс" 26.08.2009 г. обратилось в МИФНС № 7 по Оренбургской области с заявлением о возврате из бюджета в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ переплаты по Налогу на добавленную стоимость в сумме 5600000 руб.
По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика, Инспекцией произведен зачет переплаты по НДС в счет погашения недоимки по Единому социальному налогу и пени в сумме 38882,43 руб. (уведомление № 5773 от 08.09.2009 г.) и произведен возврат НДС на расчетный счет налогоплательщика в сумме 3553600,57 руб. (уведомление № 5772 от 08.09.2009 г.). Решением Инспекции № 1631 от 08.09.2009 г. в возврате НДС в сумме 2007517 руб. заявителю отказано, в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога, предусмотренного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
ЗАО "Газ и Нефть Транс" оспаривает Решение № 1631 от 08.09.2009 г.
"Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", ссылаясь на то, что обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога в пределах трехлетнего срока, в силу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Определении № 173-О от 21.06.2001 г.
Ответчик требования заявителя не признает, считая, что возврат налога, в силу п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, может быть произведен только в течение трех лет со дня уплаты налога.
Изучив материалы дела и выслушав доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований налогоплательщика.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Указанное право налогоплательщика в силу п. 2 ст. 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Налогоплательщик на основании ст. 78 Кодекса имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней, которые производятся на основании заявления, поданного не позднее трех лет со дня уплаты налога.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога в рамках ст. 78 Кодекса непосредственно связано с наличием определенных условий: переплатой налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по уплате налогов, зачисляемых в тот же бюджет. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Как указал в определении от 21.06.2001 № 173-О Конституционный Суд Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом. Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что ст. 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что предметом заявленных требований общества является оспаривание законности ненормативного акта инспекции и спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность налогового органа по возврату излишне уплаченной суммы налога возникает в случае подачи заявления налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока может являться самостоятельным основанием для принятия инспекцией решения об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
Из материалов дела следует, что переплата по НДС в сумме 2007517 руб. возникла у налогоплательщика в апреле, мае и июле 2006 года, в результате заявления налоговых вычетов по НДС в первичных декларациях за 1 и 2 кварталы 2006 г., представленных в налоговый орган 20.04.2006 г. и 19.07.2006 г. соответственно, а также уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2005 г., сданных в инспекцию 06.05.2006 г. и 10.05.2006 г. соответственно.
Таким образом, переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 2007517 руб. образовалась у общества (с учетом всех дат представления деклараций) до 19.07.2006 г.
Исходя из положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность инспекции по возврату излишне уплаченного налога возникает лишь в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, а подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекцией в возврате излишне уплаченного налога.
ЗАО "Газ и Нефть Транс" с заявлением о возврате переплаты по НДС, в том числе и суммы 2007517 руб. обратилось в налоговый орган 26.08.2009 г., то есть за пределами срока, предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, данная норма не освобождает налогоплательщика об обязанности представлять доказательства, подтверждающие обоснованность своих доводов.
Документов, опровергающие выводы налогового органа об образовании переплаты за пределами трехлетнего срока и подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость позднее июля 2006 г. ЗАО "Газ и Нефть Транс" в материалы дела не представило.
С учетом изложенного, суд считает, что у общества отсутствовали правовые основания для обращения в инспекцию с заявлением о возврате суммы налога на добавленную стоимость в размере 2007517 руб., а, следовательно, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 Оренбургской области от 08.09.2009 г. № 1631 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в указанной сумме является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Закрытого акционерного общества "Газ и Нефть Транс" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области от 08.09.2009 г. № 1631 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований Закрытого акционерного общества "Газ и Нефть Транс", г. Оренбург отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83) через Арбитражный суд Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения (изготовления в полном объеме).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasio.arbitr.ru.

Судья
Т.В.ШАБАНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2010 по делу № А47-10866/2009
В удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога на добавленную стоимость судом отказано, поскольку документы, опровергающие выводы налогового органа об образовании переплаты за пределами трехлетнего срока и подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость, в материалы дела не представлены.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru