АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу № А47-10866/2009
Резолютивная часть объявлена 7 апреля 2010 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Т.В., при ведении протокола секретарем Габайдуллиной С.А., рассмотрев в открытом судебном дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Газ и Нефть Транс" от 13.11.2009 г. о признании недействительным Решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" от 08.09.2009 г. № 1631,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г. - представителя (доверенность от 02.11.2009 г., действительна один год), Х. - представителя (доверенность от 13.01.2010 г., действительна один год);
от налогового органа: Н. - ведущего специалиста-эксперта юридического отдела (доверенность № 05-16/16625 от 18.05.2009 г., действительна до 31.03.2011 г.), П. - начальника юридического отдела (доверенность № 05-16/12916 от 15.04.2009 г., действительна до 31.03.2011 г.),
с объявлением перерыва в судебном заседании с 31.03.2010 г. по 07.04.2010 г., на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
установил:
закрытое акционерное общество "Газ и Нефть Транс" (далее по тексту заявитель, общество, налогоплательщик, ЗАО "Газ и Нефть Транс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области (далее по тексту ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" от 08.09.2009 г. № 1631, которым заявителю отказано в возврате налога на добавленную стоимость, в связи с отсутствием переплаты по указанному налогу.
В судебном заседании представитель ЗАО "Газ и Нефть Транс" доводы, изложенные в своем заявлении, с учетом дополнения к заявлению от 14.01.2010 г., поддержал.
Представители инспекции требования отклонили по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях к нему.
Права и обязанности сторонам разъяснены.
Отводов судье, секретарю судебного заседания не поступило.
Имеющиеся по делу доказательства суд считает достаточными для разрешения спора по существу.
В ходе рассмотрения заявления в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
ЗАО "Газ и Нефть Транс" 26.08.2009 г. обратилось в МИФНС № 7 по Оренбургской области с заявлением о возврате из бюджета в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ переплаты по Налогу на добавленную стоимость в сумме 5600000 руб.
По результатам рассмотрения заявления налогоплательщика, Инспекцией произведен зачет переплаты по НДС в счет погашения недоимки по Единому социальному налогу и пени в сумме 38882,43 руб. (уведомление № 5773 от 08.09.2009 г.) и произведен возврат НДС на расчетный счет налогоплательщика в сумме 3553600,57 руб. (уведомление № 5772 от 08.09.2009 г.). Решением Инспекции № 1631 от 08.09.2009 г. в возврате НДС в сумме 2007517 руб. заявителю отказано, в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты налога, предусмотренного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
ЗАО "Газ и Нефть Транс" оспаривает Решение № 1631 от 08.09.2009 г.
"Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", ссылаясь на то, что обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога в пределах трехлетнего срока, в силу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Определении № 173-О от 21.06.2001 г.
Ответчик требования заявителя не признает, считая, что возврат налога, в силу п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, может быть произведен только в течение трех лет со дня уплаты налога.
Изучив материалы дела и выслушав доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований налогоплательщика.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов. Указанное право налогоплательщика в силу п. 2 ст. 22 Кодекса обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Налогоплательщик на основании ст. 78 Кодекса имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней, которые производятся на основании заявления, поданного не позднее трех лет со дня уплаты налога.
В соответствии с п. 8 ст. 78 Кодекса решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Право налогоплательщика на возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога в рамках ст. 78 Кодекса непосредственно связано с наличием определенных условий: переплатой налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по уплате налогов, зачисляемых в тот же бюджет. Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Как указал в определении от 21.06.2001 № 173-О Конституционный Суд Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом. Из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что ст. 78 Кодекса направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Кодекса, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С учетом того, что предметом заявленных требований общества является оспаривание законности ненормативного акта инспекции и спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность налогового органа по возврату излишне уплаченной суммы налога возникает в случае подачи заявления налогоплательщиком в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока может являться самостоятельным основанием для принятия инспекцией решения об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченного налога.
Из материалов дела следует, что переплата по НДС в сумме 2007517 руб. возникла у налогоплательщика в апреле, мае и июле 2006 года, в результате заявления налоговых вычетов по НДС в первичных декларациях за 1 и 2 кварталы 2006 г., представленных в налоговый орган 20.04.2006 г. и 19.07.2006 г. соответственно, а также уточненных деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2005 г., сданных в инспекцию 06.05.2006 г. и 10.05.2006 г. соответственно.
Таким образом, переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 2007517 руб. образовалась у общества (с учетом всех дат представления деклараций) до 19.07.2006 г.
Исходя из положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность инспекции по возврату излишне уплаченного налога возникает лишь в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, а подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекцией в возврате излишне уплаченного налога.
ЗАО "Газ и Нефть Транс" с заявлением о возврате переплаты по НДС, в том числе и суммы 2007517 руб. обратилось в налоговый орган 26.08.2009 г., то есть за пределами срока, предусмотренного ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, данная норма не освобождает налогоплательщика об обязанности представлять доказательства, подтверждающие обоснованность своих доводов.
Документов, опровергающие выводы налогового органа об образовании переплаты за пределами трехлетнего срока и подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость позднее июля 2006 г. ЗАО "Газ и Нефть Транс" в материалы дела не представило.
С учетом изложенного, суд считает, что у общества отсутствовали правовые основания для обращения в инспекцию с заявлением о возврате суммы налога на добавленную стоимость в размере 2007517 руб., а, следовательно, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 Оренбургской области от 08.09.2009 г. № 1631 об отказе в осуществлении зачета (возврата) в указанной сумме является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Закрытого акционерного общества "Газ и Нефть Транс" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области от 08.09.2009 г. № 1631 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований Закрытого акционерного общества "Газ и Нефть Транс", г. Оренбург отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 83) через Арбитражный суд Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения (изготовления в полном объеме).
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasio.arbitr.ru.
Судья
Т.В.ШАБАНОВА